Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Начальник колонии, где сидели Ходорковский и Дадин, сознался в вымогательстве

Майор Сергей Коссиев требовал с заключенных карельской ИК-7 деньги за прекращение им же организованных пыток

Давид Френкель / Коммерсантъ

Против бывшего начальника исправительной колонии №7 в карельском городе Сегеже майора Сергея Коссиева возбудили уголовное дело из-за многочисленных случаев вымогательства денег у заключенных. Отставка Коссиева и его уголовное преследование последовали после того, как попавший в колонию активист Ильдар Дадин на всю Россию рассказал о творящихся в учреждении бесчинствах, санкционированных руководством. Правда, злодей мог и избежать наказания, так как проводимые в колонии проверки никаких нарушений почему-то не выявляли.

Физические и моральные унижения, издевательства и вымогательство денег — для ИК-7 в Карелии, по словам бывших осужденных из этой колонии, превратились в норму, в многолетнюю практику, которую создал и поощрял теперь уже бывший начальник учреждения Сергей Коссиев. Сейчас майор ФСИН находится под следствием — подробности и причины возбуждения уголовного дела узнала «Медуза» совместно с изданием «7×7».

От Ходорковского до Дадина

По словам нескольких бывших заключенных этой злосчастной колонии, согласившихся на условиях анонимности рассказать журналистам о творящемся в стенах учреждения кошмаре, физическое насилие, пытки, издевательства над заключенными стали в ИК-7 нормой именно благодаря Коссиеву. В колонию он пришел в 2007 году, а пост начальника ему достался в 2013 году.

В 2011 году «колония имени Коссиева» попала в центр внимания федеральных СМИ — сюда этапировали экс-главу ЮКОСа Михаила Ходорковского. Все опрошенные журналистами комментаторы из числа официальных лиц называли эту колонию спокойным местом. Бывшие же зэки рассказали, что насилие со стороны администрации прекратилось лишь из-за приезда Ходорковского и то лишь на время — в 2012 году олигарха помиловали и зона снова стала территорией жестокости.

«Наливают в синие 200-литровые бочки воду, кидают хозяйственное мыло — кусков десять, хлорку добавляют, все это вспенивают. Потом закрывают сливы на полу в туалете и выливают эту жидкость. Тебя одевают по форме номер четыре — фуфайка, шапка-ушанка, ботинки, — заталкивают туда, делают подножку, ты падаешь. А потом ты должен всю эту жидкость с пола собрать и в унитазы вылить. Тебя при этом еще и бить могут», — цитирует «Медуза» слова одного из бывших заключенных «семерки».

В ноябре 2016 года в эту колонию попал оппозиционный активист Ильдар Дадин, осужденный за многократные нарушения правил проведения митингов. Молодой человек сразу же столкнулся с прессингом со стороны администрации, но не испугался и написал письмо, в котором рассказал о пытках и издевательствах в колонии. Через жену Дадина письмо попало в СМИ.

«Знай, что в колонии ИК-7 действует целая мафия, в которой участвует вся администрация учреждения: начальник колонии — майор внутренней службы Коссиев Сергей Леонидович — и абсолютное большинство сотрудников колонии, включая врачей», — написал Дадин.

Руководство колонии, видимо, перепугалось, и Дадина перевели в другую колонию, при этом постаравшись скрыть все следы тех нарушений, о которых рассказал активист. Колонию посетил ряд крупных общественников, членов совета по правам человека при президенте и даже омбудсмен Татьяна Москалькова, а Сергея Коссиева временно отстранили от работы. В ИК даже начался бунт, который быстро подавили при помощи ОМОНа, а также зэков, сотрудничающих с администрацией учреждения.

Неизвестно, повлияла ли на ситуацию оппозиционность жалобщика, однако проверки, о проведении которых сообщил Следственный комитет и карельское управления ФСИН, никаких нарушений в колонии не выявили. Коссиев тогда не пострадал, лишь уволили его заместителя Александра Серова, руководившего колонией во время отсутствия начальника. Впрочем, повышенный интерес к колонии со стороны СМИ, общественности и надзорных органов заставил Коссиева и его подручных снизить градус жестокости в стенах учреждения, но лишь на время.

Вымогательства и издевательства

«По меркам нормального человека он [Сергей Коссиев], конечно, садист. По меркам колонии я бы скорее назвал его дебилом и неадекватом. После того как меня специально отправляли на самые тяжелые работы, он лично приходил и мне говорил: „Почувствовал, что это такое? Сделаю тебя завхозом, сам будешь [на эти работы] зэков посылать. Я тебе привью любовь к этому делу“», — передает «Медуза» слова бывшего зэка, покинувшего колонию в 2017 году.

С помощью «прожарки» — особого вида псевдотрудовой деятельности, направленной на ломку заключенных — Коссиев выбивал из осужденных деньги на нужды колонии и не только, рассказывают его бывшие жертвы. В «прожарку» входит чистка неостывшего топливного котла в резиновом костюме — один заключенный от такой пытки умер, — дробление камней кувалдой, переноска свиного дерьма в дырявых ведрах.

За облегчение трудовых условий от осужденных (в основном, предпринимателей, бывших чиновников и политиков) требовали материального участия в жизни колонии. В ноябре 2017 года на заместителя Коссиева — Анатолия Луиста возбудили уголовное дело за злоупотребление полномочиями, а также получение взятки. Фсиновец во всем сознался. Видимо, показания Луиста дали ход новому делу, потому что в феврале 2018 года Коссиев досрочно вышел на пенсию, а в апреле попал под следствие. На допросе он признался, что вымогал деньги у осужденных и издевался над ними. Основания для возбуждения дела против Коссиева нарыли сотрудники ФСБ и СКР.

«В делах Коссиева и Луиста, по данным «Медузы» и «7×7», имеются общие эпизоды. Свидетелями и потерпевшими по уголовным делам в отношении Коссиева и Луиста проходят сразу несколько бизнесменов и бывших политиков из Карелии, Мурманской и Ленинградской областей. Из материалов уголовных дел следует, что в 2016 году они намеренно отправляли обеспеченных заключенных на «участки работ, где использовался тяжелый физический труд». После этого осужденным обещали послабление режима и даже помощь в условно-досрочном освобождении, если они согласятся профинансировать «ремонт и благоустройство территории колонии». Те вынуждены были согласиться — как сказано в деле, находясь в зависимом от руководства колонии положении», — пишет издание.

Переговоры о деньгах коррупционеры вели через посредника из числа зэков. Суммы взяток варьировались от 200 тысяч до 5 млн рублей. Часть этих денег шла на нужды колонии, другая часть пропала. Также коррупционные доходы руководства колонии формировались за счет рабского труда заключенных на производствах, которых официально в учреждении не должно было быть.

«Медуза» сообщает, что Коссиев пошел на сделку со следствием и надеется на мягкий судебный приговор.

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале