Крымский мост — построили вопреки коррупции?
Как строительство мостов в России стало возможностью для миллиардного воровства
Сегодня, 15 мая, состоится торжественное открытие Крымского моста через Керченский пролив. На открытии будет присутствовать президент РФ Владимир Путин, который в 2014 году лично поставил задачу по строительству моста. Стоимость сооружения несколько раз менялась, росла, после чего остановилась на отметке чуть выше 300 млрд рублей. И эта сумма могла быть еще выше, если бы столь важный проект не уберегли от масштабной коррупции, как не раз случалось с другими мостами в России.
Спустя почти четыре года с начала активной фазы строительства Россия достроила Крымский мост, который свяжет Керченский и Таманский полуострова, то есть, Крым — с остальной территорией РФ. Торжественное открытие состоится уже сегодня, в связи с чем ПАСМИ предлагает вспомнить как строился мост, а также какие коррупционные схемы используются по всей России для хищения денег при мостостроительстве.
Стройка века — украли или нет?
Строительством Крымского моста и железнодорожного подхода к нему занималась компания Аркадия Ротенберга «Стройгазмонтаж», которая за прокладку четырех автомобильных полос и двух железнодорожных линий по 19-километровому мосту с подъездами получила почти 300 млрд рублей.
При этом первоначальная стоимость моста заявлялась в размере 50 млрд рублей, а в первых контрактах со «Стройгазмонтажом» фигурировала цифра в 224 млрд рублей. При этом непосредственно на возведение конструкций ушло около 170 млрд рублей. Сумма несколько раз менялась на разных этапах строительства, а после прохождения проекта Главгосэкспертизы даже снизилась на 380 млн рублей. Все контракты компания Ротенберга получила без конкуренции.
Крымский мост стал самым дорогим подобным сооружением в мире. Например, мост на остров Русский во Владивостоке, где похожие природные условия, стоил бюджету «всего» 34 млрд рублей. По мнению политика Павла Грудинина, озвученному им во время предвыборной кампании, стоимость моста складывается из фактических затрат и коррупционной накрутки.
«Крымский мост обошелся в 5 млрд долларов на 19 километров, а в Китае мост больше в два раза обошелся в 1,6 млрд. Самой главной проблемой у нас является коррупция — откаты, заносы. Группа чиновников присосалась к этой кормушке и не может никак оторваться», — заявил Грудинин.
Не исключено, что политик был прав в своем заявлении, тем более что замгенпрокурора Александр Буксман сообщил в декабре 2012 года, что правоохранители пресекли одну попытку хищения средств при строительстве моста.
«Расследуется уголовное дело в отношении одного из руководителей коммерческой организации, который пытался получить незаконное вознаграждение в виде подкупа за подписание актов выполненных работ по договору на поставку оборудования, заключенного в рамках подготовки к строительству транспортного перехода через Керченский пролив», — сказал тогда Буксман.
Но каких-то громких коррупционных дел «стройка века» благополучно избежала — либо мздоимцы и мошенники постеснялись наживаться на столь важном объекте, либо нажились, но по-тихому.
Золотой и Русский — памятники коррупции
В преддверии саммита АТЭС-2012 во Владивостоке построили множество объектов инфраструктуры, самыми заметными и символичными из которых стали два вантовых моста — Золотой и Русский. Золотой мост длиной 1388 метров проходит через бухту Золотой Рог, конечная стоимость его строительства составила 19,9 млрд рублей. Русский мост протянули через пролив Босфор Восточный — он соединил полуостров Назимова и остров Русский. Мост признан вторым в мире по высоте — 324 метра при протяженности 3,1 км. Стоимость составила почти $1 млрд — 34 млрд рублей.
В январе 2013 года стало известно, что при строительстве Русского были похищены металлоконструкции на сумму свыше 96 млн рублей. Организатором хищения стал бывший сотрудник подрядной организации «НПО Мостовик». Уже летом 2013 года на мосту провисли ванты. Впрочем, основной претензией к мосту стало то, что он нисколько не окупает вложенных в него средств. Еще один неприятный момент создала компания УСК «Мост», которая выступала генподрядчиком и не выплатила около миллиарда рублей по договору «НПО Мостовик». Часть акций «Моста» принадлежала миллиардеру Геннадию Тимченко, которого в СМИ называют «другом Путина».
В 2014 году контрольно-счетная палата Приморского края выявила факт завышения начальной максимальной цены Золотого моста на 889 млн рублей. В 2016 году руководители генподрядчика — «Тихоокеанской мостростроительной компании» — признали факт хищения 100 млн рублей. К слову, ТМК также построила дорогу Седанка—Патрокл за 29 млрд рублей, под которой позже обрушился грунт. Засветилась ТМК и при строительстве космодрома Восточный.
Мосты ведут в СИЗО
В прошлом году главу Удмуртии Александра Соловьева в наручниках и с мешком на голове доставили в Москву, где сразу же определили в СИЗО. Чиновнику вменили получение многомиллионных взяток от компаний, строящих в республике мостовые переходы через реки Кама и Буй — почти на 140 млн рублей. Мосты должны были сдать в июле 2017 года, на их строительство потратили около 14 млрд рублей, однако к отчетному сроку ничего сделано не было.
«О том, что Соловьёв может лишиться должности, заговорили, когда Владимир Путин приехал в Удмуртию на открытие моста, а мост не был сдан. Началось расследование. Выяснилось, что в проектную документацию были внесены изменения: опоры моста должны быть бетонными, а их заменили на металлические, и поставщик металлоконструкций аффилирован с Соловьёвым. Число компаний, аффилированных с главой региона, подсчитать сложно. Часть из них напрямую связана с ним, часть принадлежит его дочери, часть зарегистрирована на родственников и знакомых», — прокомментировал арест председатель отделения партии «Яблоко» в Удмуртии Тимофей Клабуков.
Мост в никуда и креатив на горшках
В марте 2016 года в красноярском городе Минусинске во время ремонта обрушился пролет моста — с 20-метровой высоты на лед рухнули КамАЗ и кран. При выяснении причин обрушения выяснилось, что в деле замешана коррупция — в 2014 году на ремонт объекта из краевого бюджета выделили более 70 млн рублей, однако часть денег куда-то пропала, а проектные работы были выполнены некачественно. По этому делу на допрос вызывали мэра Красноярска Сергея Ерёмина.
В ноябре прошлого года завершилось строительство трассы между краснодарской станицей Тенгинская и адыгейским аулом Уляп. Важнейшей частью дороги стал мост через реку Лаба, строительство которого несколькими годами ранее вызвало скандал. Длина сооружения 4,4 км, оно должно было соединить станицу с аулом, однако в итоге мост проложили таким образом, что он уперся в глухой лес. Местные жители так и не поняли, для кого был построен этот мост-призрак.
«Как выяснилось, строительство велось бандитским способом — без согласования с Адыгеей и Краснодарским краем. Необходимо было, чтобы со стороны Краснодара был подъездной путь, но оказалось, что руководство Краснодарского края ничего не знало о строительстве. Таким образом, деньги ушли в пустоту, хотя их можно было бы направить на ремонт и реконструкцию всех существующих дорог в Майкопе», — прокомментировал ситуацию один из экспертов.
В начале апреля в соцсети попало видео, на котором изображен Высокий мост в Калининграде после дорогостоящей реставрации. Внимательный прохожий обнаружил, что строители схитрили и накрыли столбы освещения не металлическими коваными корпусами, а пластиковыми горшками, покрашенными в черный цвет. В строительном комитете Калининграда тогда заявили, что украшения фонарей — инициатива подрядчика, который таким образом решил скрыть грубые крепежные болты.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале