Федеральные предпосылки дагестанской коррупции
Удастся ли в ходе зачисток в Дагестане обнаружить и разорвать преступные нити, ведущие в Москву
События в Дагестане имеют цель недвусмысленно продемонстрировать обществу — стратегия Владимира Путина по очищению властных структур от недобросовестных чиновников активно воплощается в жизнь. Но можно ли верить, что все причины столь высокого уровня коррупции в республике кроются внутри региона, и к ним непричастны курирующие Дагестан федеральные ведомства?
Решительные шаги нового руководителя Дагестана Владимира Васильева по борьбе с коррупцией продолжают формировать главный топ российских новостей. Высокие должности, как и бывшие заслуги, не являются индульгенцией — каждый, кто использует своё начальственное кресло в личных интересах, получит по заслугам. И Дагестан в этом процессе — только первая ласточка.
Сюрприз для федеральной власти
При этом в аналитических обзорах внимание акцентируется на двух причинах, приведших к столь пышному расцвету коррупции в Дагестане. Первая — специфическая клановая система построения общественно-политических связей, когда преемственность власти и распределение денежных потоков из бюджета определялась семейственностью и принадлежностью к одной из трёх главных национальностей региона. А вторая — неспособность или нежелание предшествующих Владимиру Васильеву руководителей республики решительно противостоять сложившейся коррупционной системе.
Безусловно, эти причины, действительно, во многом определили общественно-политическую ситуацию в северокавказской республике. Но при этом создается впечатление, что всё происходящие является для федеральной власти полной неожиданностью. Но вряд ли это так на самом деле. Во всяком случае, имеет место более чем щедрое финансирование республики из бюджета и отсутствие контроля за освоением средств.
Проекты на бумаге
Ещё в 2013 году в постановлении дагестанского правительства «О реализации приоритетных проектов президента Республики Дагестан» содержался пункт, предполагающий разработку концепции федеральной целевой программы (ФЦП) «Социально-экономическое развитие Республики Дагестан на 2014—2018 годы». А ещё через год тогдашний руководитель Дагестана Рамазан Абдулатипов обратился к президенту России с просьбой о разработке для республики индивидуальной целевой программы развития. «Нам нужна программа развития, восстановления источников развития и институтов развития, а не программа обеспечения теми или иными социальными благами» — утверждал дагестанский лидер.
Кроме того, Рамазан Абдулатипов посетовал, что многие федеральные чиновники, непосредственно занимающиеся регионом, не в курсе его проблем.
Последнее утверждение достаточно спорно: многие федеральные структуры были отлично осведомлены о ситуации в Дагестане. К примеру, по данным ГУ МВД России по СКФО, за 2014 год в республике было зарегистрировано 1 тыс. 665 преступлений коррупционной направленности, а причиненный ущерб составил более 548 миллионов рублей. Кроме того, в апреле 2014 года общественная организация «Безопасное отечество» опубликовала доклад, в соответствии с которым в рейтинге коррупции по государственным закупкам, наряду с Чукоткой, лидируют Дагестан, Чечня и Северная Осетия.
Впрочем, говоря о федеральных структурах, мы в первую очередь имеем в виду не правоохранительные органы, а министерство по делам Северного Кавказа и ряд связанных с ним ведомств.
Следует отметить, что заложенный по предложению Минкавказа в программу социально-экономического развития региона до 2025 года принцип вызывал сомнения экспертов. Министр Лев Кузнецов последовательно отстаивал точку зрения, что чем больше федеральных средств будет заложено в развитие СКФО, тем больше это привлечет частных инвестиций. В результате объем финансирования программы был увеличен до 320 млрд рублей. А только за 2014 год федеральное финансирование по 20 госпрограммам и 13 ФЦП в Дагестане составило 18,418 млрд рублей.
И опасения экспертов подтвердились: по данным Счетной палаты, уже после массированных бюджетных вливаний объём инвестиций составил лишь 65% от запланированного. Внимательный анализ дагестанских предложений показал, что госпрограмма составляется на основе так называемых бумажных проектов, под которые регион просто напросто выбивает федеральное финансирование. А исходя из его объёма, представляет ничем не обоснованные цифры частных инвестиций, которые якобы вот-вот должны поступить, однако по тем или иным причинам до Дагестана так и не доходят.
Дербентские нестыковки
Особое место в планах федеральных властей занимали мероприятия по реализации до 2018 года указа президента РФ по празднованию 2000-летия Дербента или федеральная целевая программа, направленная на создание в Южном Дагестане точек экономического роста. В Минкавказа предложили руководству Дагестана сформировать состав рабочей группы, которая будет заниматься этими вопросами.
Федеральные чиновники подчеркивали, что особое внимание следует уделить завершению в установленные сроки строительства набережной в городе. Временно исполняющий обязанности главы Минкавказа Одес Байсултанов, который лично курировал выполнение данной программы, заявил: «Необходимо определить круг должностных лиц в республике, которые смогли бы ответственно подойти к исполнению поручений, данных президентом России».
Правда, затем именно к этому высокопоставленному чиновнику возникли весьма серьезные вопросы у аудиторов Счётной палаты. Дагестанские власти заявляли, что закончат работы к концу 2016 года. Субсидия на строительство набережной в размере 406,6 млн рублей была перечислена подрядной организации в полном объеме, однако затем государственный заказчик неправомерно изменил сроки окончания строительства с 15 декабря 2016 года на 1 апреля 2017 года. В результате разрешение на ввод объекта в эксплуатацию было получено только 26 апреля. При этом Минкавказа не предъявило положенных требований по выплате неустойки к правительству Дагестана на сумму более 40 млн рублей.
Украденный туризм
Несколько лет Минкавказа активно продвигало целый ряд проектов, связанных с созданием в регионе туристического кластера. В общей сложности на реализацию программы до 2018 года должно было быть потрачено 10,6 млрд рублей (в том числе, почти 480 — из регионального бюджета, 2,2 миллиарда — из федерального, а оставшиеся 7,9 миллиарда — от частных инвесторов).
В Дагестане в рамках ФЦП предполагалось осуществить два социально значимых проекта — это турбаза «Золотые пески» в поселке имени Мичурина (Дербентский район) и «Золотые дюны» на берегу водохранилища Большой Ачиколь. Предполагалось, что «Золотые дюны» войдут в еще более крупный проект — «Жемчужина Кизлярского района», куда также включат бальнеологический санаторий «Живой родник» и охотно-рыболовецкий кемпинг «Ачиколь» (все они должны были появиться на берегу водохранилища Большой Ачиколь).
Однако с реализацией столь амбициозных проектов изначально дело не заладилось. Бизнес-план для туристско-рекреационного комплекса «Золотые дюны» еще в июне 2014 года по заказу администрации Кизлярского района разработало ООО «Консалтинговый центр „Финанс-групп“» из Москвы. Общую стоимость туристического кластера столичные специалисты оценили в 97 млн рублей. По их подсчетам, ежегодно в комплексе должны были отдыхать 5 тысяч человек.
Но, по мнению экспертов, проект, преподносимый региональными властями чуть ли не как новое слово в туристической отрасли, на самом деле оказался обычным кемпингом выходного дня. При этом его стоимость была явно завышена.
В итоге строительство комплекса было отложено, а его главный инициатор — глава администрации Кизлярского района Андрей Виноградов — был задержан сотрудниками ФСБ. Сейчас он находится в СИЗО и ждет начала суда по обвинению в финансировании терроризма.
Аналогичная ситуация сложилась и с другим амбициозным проектом — «Золотые пески». В октябре 2014 года за превышение служебных полномочий был задержан глава районной администрации Дербентского района Курбан Курбанов. И о проекте, на который уже было предусмотрено немалое федеральное финансирование, часть из которого успела исчезнуть в неизвестном направлении, предпочли более не упоминать.
Правда, после назначения нового районного начальства работы вновь возобновили. Новый глава района Магомед Джелилов решил обойтись менее масштабными планами: отремонтировали здание столовой и гостиницы, обновили забор, установили новые спортивные площадки… Очевидно, что это была попытка хоть как-то отчитаться перед федеральными ведомствами за отпущенные средства. Как оказалось, попытка довольно неудачная — к новому районному начальству также возникли серьёзные вопросы у представителей республиканской и федеральной прокуратуры и следственного комитета.
Прибыль на воде
Коллегия Счетной палаты России под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты реализации ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации на 2012—2020 гг.». На эти цели были предоставлены бюджетные ассигнования в объеме более 1,773 млрд рублей.
В ходе проверки аудиторами было установлено, что региональные ведомства не обеспечили выполнение прогнозных показателей, на достижение которых и были предоставлены субвенции из федерального бюджета. Так, в Дагестане из 10 плановых показателей можно говорить о выполнении лишь шести.
В ходе проверки были выявлены нарушения при предоставлении и использовании межбюджетных трансфертов и бюджетных ассигнований. В частности, Росводресурсы, являясь главным распорядителем бюджетных средств, не обеспечили соблюдение получателями межбюджетных субсидий и бюджетных инвестиций условий, установленных при их предоставлении, на 876 млн рублей.
Правительству Республики Дагестан на реализацию проекта «Строительство руслового водохранилища на р. Хала-Горк» субсидия в размере 159,3 млн рублей была предоставлена при отсутствии положительного заключения о достоверности сметной стоимости объекта. Такая же ситуация сложилась и по объекту «Строительство водохранилища на балке „Шурдере“», на реализацию которого Западно-Каспийскому БВУ были направлены Росводресурсами бюджетные ассигнования в размере 567,4 млн рублей. В результате необоснованного увеличения сметной стоимости строительства общая сумма неправомерно использованных бюджетных средств составила 395,3 млн рублей, в том числе в Республике Дагестан — 210,8 млн рублей. Каким образом расходовались выделенные бюджетные средства, предстоит установить соответствующим правоохранительным ведомствам.
Аудиторы также отметили, что факты возможной коррупции были ими обнаружены при анализе и ряда других мероприятий, связанных с реализацией ФЦП. При осуществлении капремонта защитных водооградительных валов по левому берегу реки Терек не был обеспечен контроль за объемом выполненных подрядчиками работ. В результате работы по посадке деревьев на 6,6 млн рублей выполнены не были, однако казенным предприятием Республики Дагестан «Дагводсервис» средства перечислены в полном объеме. В ходе проверки договора по объекту «Реконструкция объединенного канала» стоимостью 604,6 млн рублей, заключенного между ФГБУ «Запкаспводхоз» и ООО «Эталон», установлено, что начальник административно-хозяйственного управления ФГБУ Шахбанов в 2013—2014 гг. одновременно являлся единственным учредителем ООО «Эталон».
Неугодные «чужаки»
Значительное увеличение бюджетного финансирования, направленное на выполнение многочисленных федеральных программ, происходило на фоне интересных кадровых решений в самом Дагестане. Рамазан Абдулатипов последовательно заменял ключевых министров своего правительства, изначально «экспортированных» из Москвы. Так, от занимаемой должности был освобождён вице-премьер — постоянный представитель Дагестана при президенте РФ Александр Ермошкин, а также упразднено министерство промышленности, транспорта и энергетики во главе с Шируханом Гаджимурадовым.
Сразу же за ними были отправлены в отставку ещё два ключевых члена правительства — министр промышленности и энергетики Ризван Газимагомедов и министр по управлению госимуществом Марат Ильясов. Их называли в числе наиболее профессиональных чиновников в высшем руководстве республики. Характерно, что они имели большой опыт работы за пределами Дагестана и были «чужаками» для местного политического истеблишмента.
А на смену им пришли представители местной клановой элиты, именно те, кто стал фигурантами громких коррупционных дел дня сегодняшнего. Таким образом, осуществлялся контроль за «полноводными» финансовыми потоками, направляющимися через Минкавказа к многочисленным друзьям и родственникам как самого тогдашнего главы региона, так и других представителей влиятельных дагестанских кланов.
Золотая труба
Подобная ситуация сложилась и в газовой отрасли республики. С 2015 года по 2016 год одним из ее руководителей был Ильяс Магомедов — племянник бывшего председателя Народного собрания Дагестана Магомед-Султана Магомедова, который, в свою очередь, ранее работал исполнительным директором ООО «Дагестангазсервис». Примечательно, что потери газа в 2016 году составили более полутора миллиардов куб. м, сумма ущерба — 8 млрд руб.
В ноябре 2016 года исполнительным директором двух газораспределительных организаций республики — «Газпром газораспределение Дагестан» и «Газпром газораспределение Махачкала», а также директором филиала ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» был назначен Владимир Лемешко. Данная кандидатура была согласована с тогдашним руководителем республики Рамазаном Абдулатиповым. И по его же настоянию региональные газовые сети были выведены из-под юрисдикции Пятигорска и образована новая структура ООО «Газпром межрегионгаз Махачкала».
Буквально сразу же после своего назначения Владимир Лемешко провёл проверку более чем 3 тыс. объектов, на которых было выявлено 700 нарушений. В прокуратуру и следственный комитет были направлены материалы по 600 потребителям, которые несанкционированно подключились к системе газоснабжения, нанеся ущерб компании около 800 млн руб. Возбуждено около 1300 уголовных дел на сумму ущерба более 550 млн руб., в которых фигурирует ряд высокопоставленных дагестанских чиновников и сотрудников газовых служб Дагестана.
Стоит ли говорить, что начальник, столь рьяно взявшийся за раскрытие коррупционных схем, оказался «не ко двору» в республиканской властной элите. В феврале 2017 года руководителем газовой отрасли был назначен Андрей Кожарский. Как утверждают источники, близкие к правительству Дагестана, в день его назначения не кто иной, как Ильяс Магомедов заявил, что новый руководитель — его ставленник, а вопрос о назначении был решен на самом высоком федеральном уровне.
По имеющейся информации, нынешние оперативные мероприятия, проводимые в структурах ООО «Газпром межрегионгаз Махачкала» имеют прямое отношение к деятельности, а точнее, к бездействию нового «газового начальника». По мнению людей, сведущих в дагестанской политической кухне, последней каплей, переполнившей чашу терпения Владимира Васильева, стало обнаружение очередной незаконной врезки в газопровод неподалёку от махачкалинского аэропорта. По данным экспертов, только за полгода через этот канал было украдено голубого топлива на 80 млн рублей. Есть сведения, что данная врезка принадлежит «Дагнефтегазу» и существует как минимум 10 лет, хотя компания данную информацию опровергает.
Преступные связи
Понятно, что борьба Владимира Васильева с коррупционными связями, пронизывающими практически всё дагестанское общество, может иметь далеко идущие последствия. Нити, идущие из Дагестана, напрямую связывают эту республику со многими федеральными структурами. Причем эти связи создавались и укреплялись годами, и разорвать их одной массированной атакой вряд ли получится. Но события, происходящие сегодня в республике, вряд ли можно рассматривать как «коррупционные бои местного значения», и на кону стоит отнюдь не только победа над клановой системой власти в одной отдельно взятой северокавказской республике. Проблема гораздо масштабнее, и от того, насколько федеральный центр готов последовательно её решать, зависит, без всякого преувеличения, будущее всего кавказского региона, да и всей страны.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале