Сын генерала ФСБ и родственник Рогозина сорвали оборонное производство
Кредиты, выделенные на импортозамещение матриц для тепловизоров, выведены в офшор
Еще в 2012 году вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий в правительстве ВПК и оборонзаказ, пообещал, что в России вот-вот появится собственное производство специальных матриц для тепловизоров, используемых в российской армии. Однако, несмотря на то, что это производство имеет важное значение для обороноспособности страны, воз и ныне там — на уровне обещаний. При этом, как удалось выяснить журналистам, под разговоры об импортозамещении почти полмиллиарда бюджетных рублей ушли в компанию, на которой нагрели руки сын генерала ФСБ Сергея Беседы и человек, которого сам Рогозин называл племянником.
Историю о несостоявшемся проекте по производству матриц для отечественных тепловизоров раскопала «Новая газета», в этом ей помогли хакеры. Как пишет издание, неизвестные по какой-то причине еще в 2014 году взломали почту Алексея Беседы — сына генерала ФСБ Сергея Беседы, в свое время попавшего под санкции США после конфликта на Украине. Файлы из почты попали к изданию The Intercept, а затем и к «Новой газете». Из этих документов журналисты узнали, как доля в стратегически важном предприятии, созданном после громких заявлений Дмитрия Рогозина о скором начале производства матриц, досталась офшорной компании, за которой, по всей видимости, стоит Алексей Беседа, «племянник» Рогозина Роман Рогозин и бизнесмен Константин Николаев, ранее имевший общие коммерческие интересы с сыном вице-премьера Алексеем Рогозиным.
От обещаний Рогозина до сделок в офшорах
Громкие слова о грядущем запуске производства отечественных матриц для отечественных же тепловизоров Дмитрий Рогозин произнес в эфире канала «Россия 24» в 2012 году.
«Пока мы не производим матрицы для наших российских тепловизоров, но через год будем их делать. Фактически даны уже все указания правительством нашей промышленности. Я уверен, они исполнят! Через год у нас будет своя матрица для собственных тепловизионных приборов!» — заявил тогда Рогозин.
Указания правительства, видимо, дошли по назначению, так как через год в здании НИИ «Циклон», занимающегося как раз производством тепловизионных прицелов, но с использованием импортных матриц, прописалась компания «Фотоэлектронные приборы». Половина компании досталась «Циклону», который внес в уставной капитал организации право пользования своим имуществом на сумму в 385 млн рублей. Другую половину заполучила зарегистрированная в офшорной зоне на Кипре компания Rayfast Investments. Владельцы Rayfast Investments спрятались в офшорах второго порядка — в Панаме и на Британских Виргинских островах.
Попавшие к «Новой газете» документы из почтового ящика Алексея Беседы позволили установить, что он, сын и по счастливой случайности заместитель генерального директора «Циклона» Александр Тарасов, а также известный инвестор Константин Николаев через зарегистрированную на Британских Виргинских островах компанию последнего (Bluebell Investments Trading) передали 25% «Фотоэлектронных приборов» панамской фирме Baron Commercial. Из писем Беседы следует, что бенефициарами Baron Commercial могут являться он сам и Александр Тарасов. Схема передачи доли заслуживает отдельного внимания: сперва Николаев продает 100% своей Rayfast Investments компании Baron Commercial за 10 тысяч долларов, а через несколько дней выкупает обратно половину своей же компании, но уже за 187 млн рублей, потеряв на двух сделках почти 5,7 млн долларов.
«Эта сделка выглядит так, как если бы вы продали кому-то двухкомнатную квартиру за одну тысячу рублей, а через четыре дня выкупили обратно одну комнату этой квартиры за 1 млн рублей. Сам Николаев не стал объяснять „Новой газете“ экономическую природу этой сделки. В ее результате панамская компания, близкая к сыну генерала ФСБ и сыну директора госпредприятия, получила 25% в „Фотоэлектронных приборах“ и 187 млн рублей», — пишет «Новая».
В результате еще нескольких сделок единственным владельцем Rayfast Investments оказался Алексей Беседа.
Провальный проект генеральского сына
Казалось бы, есть предприятие, есть «указания правительства», есть даже член совета директоров компании, которого курирующий оборонку вице-премьер называет племянником, — запускайте производство. Однако не сложилось.
В 2015 году «Фотоэлектронные приборы» были включены в программу поддержки инвестиционных проектов правительства, Внешэкономбанк обязался выделить предпринимателям 2,3 млрд рублей под 11,5% годовых под залог имущества «Циклона» и «Росэлектроники» (структуры Ростеха). Частный инвестор (Rayfast Investments Алексея Беседы) со своей стороны пообещал дополнительные инвестиции в случае непредвиденных обстоятельств. Государственный Фонд развития промышленности выделил «Фотоэлектронным приборам» кредит на 500 млн рублей под 5% годовых.
Но затем выдача кредита ВЭБа сорвалась из-за отказа от передачи в залог имущества структур Ростеха и матричный проект имени Беседы-Рогозина закончился так и не начавшись. Куда в конечном счете ушли 500 млн рублей, ФРП не уточняет.
Примечательно, что когда редакция «Новой» при подготовке материала обратилась к представителю Дмитрия Рогозина за комментарием по поводу коммерческой деятельности его племянника, то получила ответ, что никакого племянника нет и не было. Хотя несколькими годами ранее Дмитрий Рогозин вовсю хвастался в соцсетях своим племянником Романом Рогозиным и его успехами.
Хочется отметить и умение бизнесмена Константина Николаева выбирать себе партнеров, в числе которых оказался не только сын генерала ФСБ Алексей Беседа, но и сын вице-премьера правительства Алексей Рогозин.
«Давний друг Владимира Путина, Аркадий Ротенберг, был партнером Николаева в строительстве дороги через Химкинский лес, а с другим хорошим знакомым президента, Геннадием Тимченко, он владел компанией-перевозчиком нефти и нефтепродуктов. В 2010 году Николаев стал совладельцем группы компаний „Промтехнологии“, которая построила завод по производству винтовок Orsis. С момента создания „Промтехнологий“ Алексей Рогозин работал в компании заместителем гендиректора. В 2012 году, когда его отца, Дмитрия Рогозина, назначили вице-премьером, курирующим ВПК, разразился скандал и Алексей Рогозин покинул пост замдиректора компании. Но через некоторое время, без лишнего шума, его место на „родном предприятии“ занял другой родной для вице-премьера человек — „племянник Роман“», — пишет «Новая газета».
«Промтехнологии» в 2012 году стали совладельцем долей в Тульском и Ульяновском патронных заводах. В советы директоров компании в том же году вошли Александр Беседа (второй сын генерала ФСБ) и заместитель генерального директора «Промтехнологий» Роман Рогозин.
Как итог — стратегически важного производства матриц для тепловизоров по прежнему нет, кредит на 500 млн рублей ушел в неизвестном направлении, а вице-премьер Дмитрий Рогозин отказался от племянника.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале
Читайте также:
- «Коммерсантъ» сообщил, что ради племянницы Рогозина уволили директора Сочинского парка
- Рогозин: к ликвидации «Спецстроя» привели хищения на стройке «Восточного»
- Вице-премьер Рогозин отверг обвинения в коррупции в свой адрес
- СМИ: сын Рогозина станет замруководителя «департамента Васильевой» в Минобороны