Навальный — из блогеров в президенты
Инсайдерская информация, контроль госзакупок, дроны и видеорасследования — секреты успеха главы ФБК
Сегодня сайт navalny.com является одним из самых популярных в России. На него каждый месяц заходят порядка 8 млн посетителей, а на канал «Алексей Навальный» в YouTube подписаны более 1,7 млн человек. В свою очередь канал прямых трансляций «Навальный LIVE» за год существования обзавелся аудиторией в 435 тысяч подписчиков. Как была заработана эта известность — журналисты вспоминают все вехи становления медиа-империи оппозиционера.
Зарождение интернет-Навального
Первую популярность в сети Алексей Навальный приобрел в 2008 году, когда в своем блоге стал рассказывать о «серых» схемах по отмыванию денег. Пользуясь правами миноритарного акционера, он получил доступ к информации, которая обычно закрыта для СМИ. Вскрытые «схемы» касались сделок по продаже «Газпрому» газа компанией «Новотек» и покупке буровых установок «ВТБ-лизингом», пишет «Новая газета».
В 2011 году Навальный запускает проект «РосПил», задачей которого становится контроль госзакупок, а точнее, расходы бюджетных денег, выделяемых на них. В то же время стартует проект «РосЯма». В нем пользователи публиковали фотографии дорожных ям, а автоматизированная система сразу направляла жалобы в ГИБДД.
Активность Навального в интернете к тому моменту уже привлекает внимание СМИ – он выступает в эфире радиостанции «Финам-ФМ», попадает на обложку журнала Esquire, становится человеком года по версии GQ в номинации «главный редактор» и входит в сотню «самых влиятельных людей мира» по версии журнала Time. К концу 2011 года его блог ежедневно читают 55 тыс. человек.
Фальсификации на парламентских выборах 2011 года приводят к тому, что Навальный вплотную начинает заниматься политической темой. Он объявляет о борьбе за честные выборы и запускает еще один проект — «РосВыборы», целью которого является организация наблюдения за президентскими выборами 2012 года.
Если до того момента все проекты Навального финансировались посредством краудфандинга, то в 2012 году ставший знаменитым блогер меняет систему финансирования. Объединив все проекты в один «Фонд борьбы с коррупцией», громко заявивший о себе оппонент власти уже пользуется открытой финансовой поддержкой 16 спонсоров. «Когда я принимал решение помогать ФБК, Навальный выглядел единственным, кого сколько-нибудь боялась власть», — говорит один из них, автор «Новой газеты» Андрей Заякин.
Становление ФБК можно считать завершенным в 2013 году, когда фонд публикует расследование об имуществе единоросса Владимира Пехтина. Выяснилось, что парламентарий является владельцем двух квартир и даже дома в Майами. В ФБК усомнились в том, что покупку подобного имущества можно себе позволить на честные доходы госслужащего. Полагают, что именно это расследование вынудило Пехтина сложить депутатские полномочия, хотя публично связь между увольнением и публикацией не подтверждалась.
Техника в борьбе с коррупцией
Следующим этапом в становлении медиаимперии Алексея Навального можно считать использование дронов для ведения съемок чиновничьих владений. Идею обратиться к помощи беспилотников предложил соратник Навального Георгий Албуров. За 24 тыс. рублей ФБК приобретает дрон, камеру GoPro и скотч, чтобы ее прикрепить. И хоть первая съемка, которая велась над имуществом Юрия Воробьева, отца нынешнего губернатора Московской области Андрея Воробьева, получилась далекой от совершенства, начало активному использованию современной техники было положено.
Вскоре ФБК приобрел дрон DJI Phantom 4 за 90 тысяч рублей, который, по словам Албурова, стал основным кормильцем навальнинских борцов с коррупцией – многие интернет-пользователи передавали свои пожертвования, чтобы увидеть полет этого беспилотника. Кстати, в январе 2018 года криптоинвесторы перечислили в ФБК 300 тыс. рублей за право назвать этот дрон в честь криптовалюты Небулас.
Во время предвыборной кампании на пост мэра Москвы в 2013 году, ФБК реализует проект «Круги Навального». Серия роликов, где политик беседует с представителями профессиональных сообществ, по идее их создателей должна была распространяться сторонниками оппозиционера посредством электронной почты. Однако эта тактика оказалась не слишком эффективной — большинство роликов посмотрели не более 30 тысяч человек, и в сети их почти не обсуждали.
Другим, не самым успешным проектом, оказалась «Добрая машина правды» — распространение информации о злоупотреблениях во власти и коррупции посредством напечатанных листовок и перепостов в соцсетях. По задумке, добровольцы должны были зарегистрироваться на сайте Mashina.org и рассказать о способах возможной «пропаганды». Однако «машина» долго не проработала, поскольку, по всей видимости, принцип ее работы был не слишком реалистичен в плане участия волонтеров.
Однако, даже несмотря на промахи, Навальному удается значительно увеличить число своих сторонников, что привело его ко второму месту на выборах мэра Москвы.
Важнейшее из искусств
Используя беспроигрышную для политика-популиста тему борьбы с коррупцией, Навальный начинает более активно осваивать новый для себя жанр фильмов-расследований. В 2015 году ФБК выпускает фильм «Чайка» — о возможных нарушениях в деятельности сыновей Генпрокурора России. Съемки «Чайки» обошлись в 250 тысяч рублей, писал сам Навальный. Но вложения оправдали себя — фильм принес фонду 3 млн 75 тыс. рублей единоразовых пожертвований.
В августе 2016 года Алексей Навальный поставил задачу привлечь миллион подписчиков на своем канале в YouTube, где уже был показан фильм о том, как вице-премьер Игорь Шувалов на своем самолете возит собак на выставку. И менее чем через год цель была достигнута. Во многом это произошло благодаря выходу самого крупного проекта — фильма «Он вам не Димон». Его производство обошлось в 415 тысяч рублей, число просмотров на сегодняшний день составляет 26 миллионов.
15 марта 2017 года в эфире интернет-канала «Навальный LIVE» прошел первый прямой эфир. Менее чем через год после запуска аудитория канала выросла почти до 450 тысяч человек. Сегодня одной из самых популярных передач канала является «Навальный в 20.18».
28 января, в день всероссийской «забастовки избирателей», объявленной Алексеем Навальным, появился новый медиапроект политика — «Новости». В тот день прервать интернет-трансляцию на канале «Навальный LIVE» правоохранители не смогли — основная студия находилась в месте, которое так и не было обнаружено. Эфир посмотрели более 1,6 млн человек.
Спустя несколько дней Алексей Навальный на своем сайте официально объявил о поиске сотрудников для новостного проекта, а новостные выпуски на канале стали выходить три раза в день.
Кроме того, в ноябре 2017 года у оппозиционного политика появился телеграм-канал, который спустя три месяца читают уже более 83 тысяч человек. Команда Навального также начала выпускать подкасты в качестве альтернативы радиовещанию.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале