Иллюзия свободы: как раздавали дальневосточный гектар
Почему жители России не могут реализовать право на бесплатный надел земли на Дальнем Востоке
В советское время в магазинах лучшее мясо продавали своим, а что останется — всем остальным. Тем, кто не успел занять очередь вовремя, доставались жилы и кости. Параллели с советским принципом бытового распределения вполне усматриваются в проекте «Дальневосточный гектар», детище двух министерств: сельского хозяйства и развития Дальнего Востока.
Президент России Владимир Путин 14 декабря 2017 года заявил: землю для сельского хозяйства и личного отдыха на Дальнем Востоке захотели бесплатно получить в пользование 120 тысяч человек, а получили уже 33 тысячи. Спустя три дня премьер Дмитрий Медведев отметил: для старта неплохо, но желающих поднимать сельское хозяйство вдали от центральных регионов страны вроде бы больше и нет — кто хотел, тот заявку подал. «Мне кажется, нам нужно эту программу еще всем вместе сопровождать, делать ее более популярной. Важно, чтобы государство способствовало решению тех проблем, которые возникают у участников программы. Если мы этого не сделаем, то программа „дальневосточного гектара“ будет не такой успешной, как бы нам всем хотелось. Я просил бы всех моих товарищей этим заниматься», — сказал он. Товарищи премьера — это как раз министр сельского хозяйства Александр Ткачев, полпред президента в ДФО Юрий Трутнев и министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка. Но не все так просто: глава правительства забыл упомянуть о коррупции.
Кому досталась элитная земля
Дальневосточный гектар, как и в столыпинские времена, манит поселенцев из изрядно обнищавшей центральной России. Кто-то хочет разводить кроликов, кому-то по душе клубника. Нет ничего проще: подавай заявку на сайте, выбрав кусочек земли по своему вкусу, и вперед к покорению сельскохозяйственных вершин. Стартовала программа «Дальневосточный гектар» в 2016 году, сначала только для жителей Дальнего Востока, но в феврале 2017 года каждый гражданин Российской Федерации получил право подать заявку на получение земельного участка. Каждая область ДВФО предлагает свои меры господдержки для переселенцев: от помощи в переезде до открытия бизнеса и льготных кредитов, и программа работает — больше 107 тысяч россиян уже подали заявки, и 34 тысячи уже начали что-то строить и выращивать на полученной земле. Это — официальная информация. Но по факту с лакомыми гектарами творится что-то несуразное.
Расследование ФБК показало: в тот самый момент, когда на сайт было не пробиться, самые интересные в коммерческом отношении и самые дорогие гектары были уже заняты. Пример — озеро Ханка с песчаными пляжами, дубовыми лесами, 52 видами рыб и близостью к китайской границе. Место хорошее, не зря именно там была построена вертолетная площадка и база отдыха экс-мэра Владивостока Игоря Пушкарева, который ныне ждет в СИЗО суда по делу о злоупотреблении служебными полномочиями и коррупции.
По данным ФБК, первая береговая линия у озера Ханка оказалась занята полностью в считаные часы. Никакой информации об удачливых поселенцах нет, но есть предположение, что будущие собственники дорогих баз отдыха, пансионатов и гостевых домов тесно аффилированы если не с чиновниками Министерства по развитию Дальнего Востока, то с местными властями. Поскольку надо знать, где земля хорошая, а где не очень; вовремя и заранее нарезать участки (у десятков добровольцев это получилось сделать не с первого раза); договориться с другими людьми, чтобы рука к руке образовать «береговое братство». Слишком много удачных случайностей, за которыми, как правило, стоит инсайд. А за инсайды надо платить, что, в свою очередь, называется другим словом — коррупция.
Что предлагают людям «второго сорта»
Блогер Алексей Жучков пишет, что за четыре месяца так и не смог оформить право на землю: сначала не работал сайт, потом участок оказался в месте, пересекающем границы другого участка, затем выяснилось, что по топографическим картам он находится на земле, а по спутниковым — в воде. Часть участков оказалась недоступна после пересмотра закона, когда разработчики вспомнили о наличии на Камчатке, к примеру, охраняемых нерестовых рек.
В комментариях к посту звучат сомнения, что это случайность: «При своем скептическом отношении к нашим властям, мы тоже подумывали о том, чтобы взять землю под сельское хозяйство. Мы звонили, узнавали нужную информацию. Старшее поколение в семье только посмеялось. В итоге смеялись по делу: хороших земель не дают и не собирались давать, а если и давали, то только „своим“. Поэтому сельского хозяйства у нас не будет, так как мы не обязаны свою жизнь тратить на борьбу с бесконечной коррупцией и воровством в стране».
Сейчас в наличии остались, по большей части, неликвиды, на которых даже одобренные 40 видов бизнеса развивать сложно, а ведь через три года надо будет отчитываться о том, что сделано и как освоен этот самый гектар.
«К 1 февраля к оформлению для бесплатной передачи на Камчатке остались только верхушки гор и сопок. Все остальные земли или заняты нашим любимым Агентством лесного хозяйства Камчатского края (для обеспечения охотничьими угодьями коренных малочисленных народов Севера). Так что или верхушка горы, или болото. И как хочешь, так и осваивай в течение 5 лет», — пишет блогер Эдуард.
Фантастика в бизнес-планах
Минсельхозразвития же строит воздушные замки: например, для старта проекта по разведению кроликов в бизнес-плане указывалась цифра в 3 млн рублей. Эти деньги фермер должен выложить из своего кармана, причем в плане отмечается высокая смертность молодняка, что снизит рентабельность бизнеса по сравнению со средней полосой России. Пчеловодам нужно будет потратить меньше — 380 тысяч рублей. Но чиновники от АПК не включили в смету текущие расходы, зарплату и налоги. Ресторан фастфуда должен продавать ежедневно около 60 бургеров и 80 напитков по ценам выше московских, что сразу переводит проект в разряд нереализуемых. Кроме того, не элитные участки выделяются на расстоянии более 10 километров от малых городов и свыше 20 километров от средних. Коммуникации и дороги к этим участкам отсутствуют.
Кому это выгодно
Все вместе это позволяет говорить о наличии риска коррупции и вполне работающей коррупционной многоходовки:
1 этап — выделяются большие госденьги на разработку и популяризацию проекта, которые только частично действительно тратятся на проект. В результате — очень слабая информационная поддержка, сырой сайт и буквально «высосанные из пальца», нереализуемые бизнес-проекты.
2 этап — подготовка к запуску, продажа инсайдерской информации, предварительная раздача «нужным» людям элитной земли.
3 этап — проект запускается, но доступ к нему ограничен, чтобы можно было реализовать запланированное на втором этапе. Аргументация: технические сбои.
4 этап — открытый запуск проекта с частичной ликвидацией программных и документационных ошибок, формальное выполнение государственной целевой программы освоения Дальнего Востока.
Возможность того, что такая схема и была реализована, отмечают занимающиеся проектом общественники. А резкий спад интереса россиян к переезду в ДФО для вспашки земель и разведения скота — косвенное подтверждение их правоты.
Остается только напомнить, что на проект Надальнийвосток.рф потратили несколько сотен миллионов, из них только на создание общедоступного сайта — 55 млн рублей.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале
Читайте также:
- ОНФ заинтересовался чиновником, получившим дальневосточный гектар посреди населенного пункта
- На Сахалине арестовали куратора «дальневосточного гектара»
- Число заявок на получение «дальневосточного гектара» увеличилось в 20 раз
- Чиновников призвали не красть «дальневосточные гектары»
- Генпрокуратура РФ разберется с необоснованными отказами в предоставлении «дальневосточного гектара»