Дмитрий Скрипниченко: «Я боролся за эту землю, и боялся, что меня поставят на штрафные санкции»
В Луховицком районе Подмосковья четыре года идет война между главой и местным фермером. Ставка за победу — полторы тысячи гектаров пашни
С 2009 года фермер Дмитрий Скрипниченко обрабатывает заброшенные земли Луховицкого района. С конца 90-х они постепенно приходили в упадок, и в 2001 году пашню забросили окончательно. Таких как Скрипниченко в Луховицах немного, большая часть занимается зеленью и огурцами.
Проблемы с сельским хозяйством в Луховицком районе начались достаточно давно, лет тридцать назад, когда начались «мутные» переделы земель, скупка колхозных паев за ваучеры, присвоение «ничейных» наделов. В 2001 году принятие Земельного Кодекса существенно облегчило задачу доказательства права на землю, но не решило других вопросов. По-прежнему фермеры зависят от решения муниципалитетов по аренде, к чему добавляются сложные отношения с банкирами, оптовыми покупателями и налоговой инспекцией. И коррумпированными чиновниками всех мастей, о которых Дмитрий Скрипниченко, фермер, говорит так: «Мы бы, может, и дали, да у нас таких денег нет. Сколько ни работаем — на земле разбогатеть не получается». А работать в Луховицах умеют.
История первая. В Луховицах — без инвестиций
«Деревне денег не дождаться», — пишет в Фейсбук в группе «Луховинь» Валентинка Валентинова. Речь, конечно, о ликвидации администрации городского поселения Белоомут и уходе эффективного менеджера Александра Еременко по формулировке «устал», в которую никто из местных не верит. «С Барсуковым в Луховицах проживем без инвестиций» — вторят ей луховицкие чиновники, лукаво предлагая решить: то ли район такой самодостаточный при Барсукове, то ли инвестиций Луховицам не видать днем с огнем. Наш собеседник, Дмитрий Скрипниченко, один из известных не только в Луховицком районе, но и в Московской области производителей зерна. В этом году ему не повезло с погодой, 30% площадей он убрал с большим трудом, но в целом с 1235 га его можно назвать крупным фермером: одних единиц техники больше сорока, отличная деловая репутация с 2009 года. Дмитрий Скрипниченко рассказывает:
— В 2010 году я заключил с банкирами одними договор на землю, в 2011 она ушла в район, я взял в аренду, по закону. В 2013 мне снова дали аренду по 2014 год. А в 2014 году пришел Барсуков, и сразу начались проблемы. Землю же бросать нельзя — есть договор аренды, нет его. И я продолжал ухаживать за землей и обслуживать ее. Я боролся за эту землю, и боялся, что меня поставят на штрафные санкции, что убирал зерно. Но урожай-то — мой!
По сути, в 2015 году Скрипниченко убирал урожай чуть ли не нелегально: сою, зерновые, сидераты, потому что договора аренды ему не продлили.
— 5 лет арендуем у района. В 2012 году ее выставили на аукцион. Нами было написано заявление на ее приобретение и мы являлись единственными кандидатами. Но нам с 2012 года этот участок так и не предоставили под разными предлогами. То его поделили, то сделали кадастровые ошибки, то рассказывают, что эта земля пойдет под жилищное строительство многодетным и малоимущим. Но его и не могли поделить, так как он один и неделимый. Его могут поделить только с согласия Правительства Московской области.
По мнению Дмитрия Скрипниченко, земля могла понадобиться самому Барсукову, точнее — близким к нему заинтересованным лицам. У заместителя главы района Светланы Анатольевны Феоктистовой есть брат, Роман Шестаков, депутат районной думы и, по словам чиновника в луховицкой администрации, учредитель фирмы «Агро Плюс», которой почти полторы тысячи гектаров Скрипниченко представляются лакомым куском.
— Дмитрий, вам не предлагали дать взятку, чтобы оставить вас в покое?
— Нет, не предлагали. Да и сами посудите: откуда у фермеров такие деньги, там же миллионами, наверное, давать надо.
Прямая коррупция — дело опасное, а у фермеров слово не ржавеет: моментально обращаются в прокуратуру, да и перед журналистами не скрываются. Поэтому есть другие механизмы воздействия, например, через свойство, родство и кумовство. Посмотрим на генеалогическое древо семьи Барсуковых:
1. Владимир Барсуков — глава Луховицкого района.
2. Галина Ратникова — родная сестра Владимира Барсукова, работала начальником отдела госзакупок администрации Луховицкого района. Ушла после прокурорской проверки.
3. Николай Барсуков — сын, трудился в должности генерального директора Луховицкого МФЦ.
4. Олег Истомин — экс-мэр Луховиц и по совместительству — двоюродный брат Владимира Барсукова.
5. Тетка невестки Ольга Шестакова — экс-заместитель главы по строительству. И тут не обошлось без вмешательства прокуратуры.
6. Невестка Ольга Барсукова — начальник общего отдела (по сути — отдела кадров) городской администрации.
7. Анатолий Ратников, зять — гендиректор УК ЛУК ЖКХ.
8. Мать невестки Нина Михалева — гендиректор ООО «Комбинат бытового обслуживания».
9. Светлана Феоктистова, та самая — дальняя родственница Барсукова.
10. Муж Феоктистовой, Николай Феоктистов — директор районного МБУ «Инвестиции».
И есть еще Роман Шестаков, о котором мы уже упоминали. В целом ситуация в Луховицах напоминает «12 стульев» Ильфа и Петрова: «…за столом сидели Исидор Яковлевич, Афанасий Яковлевич, Кирилл Яковлевич, Олег Яковлевич и Паша Эмильевич. Ни возрастом, ни полом эти молодые люди не гармонировали с задачами социального обеспечения, зато четыре Яковлевича были юными братьями Альхена, а Паша Эмильевич — двоюродным племянником Александры Яковлевны. Молодые люди, самым старшим из которых был 32-летний Паша Эмильевич, не считали свою жизнь в доме собеса чем-либо ненормальным». Только там это была социальная сатира, а здесь — суровая реальность.
Дмитрий Скрипниченко вспоминает: в попытках представить дело так, что на 1235 га земли претендует не только «Агро Плюс», но и другие организации, была сделана попытка подставить фирму «Белая Дача», которая работает на территории от Минска до Тюмени. Зачем зеленому хозяйству земля, которую надо рекультивировать и застроить теплицами на сотни миллионов рублей, Дмитрий не понял и обратился непосредственно к владельцу:
— Я лично знаю Виктора Александровича (Семенова, бывшего министра сельского хозяйства РФ, председателя наблюдательного совета АО «Белая Дача», — прим. ред.), позвонил ему, он как раз в Австралию, что ли, летел. И он говорит: «землю мы у вас брать не собираемся». А мне уже и документы показывали. Я догадываюсь, бегал там у нас мальчик один, знаю его, от «Белой Дачи». Наверное, попросили бланки, или что там еще.
История на этом не закончилась: внезапно в Правительстве Московской области появилась информация, что Скрипниченко не может обрабатывать землю, нечем ему. В 2016 году организовали специальную губернаторскую проверку, обнаружили 40 единиц техники.
— Они что, думали, я лопатой полторы тысячи гектаров вспахиваю? — удивляется фермер.
19 декабря 2017 года Дмитрий Скрипниченко идет на кассационный суд. Хорошо, что зимой — урожай собран, техника законсервирована, а до весны еще три месяца.
История вторая. Двенадцать разгневанных фермеров
ПАСМИ уже писало о проблемах, которые Владимир Барсуков создает фермерам. Напомним, луховицкий предприниматель Михаил Коршунов в течение пяти лет использовал арендованный у местной администрации участок земли в городском поселении Белоомут. На этом участке Коршунов поставил лесопилку. Бизнес небольшой, но стабильный. Когда пришло время продлить договор аренды, Михаил обратился в администрацию Луховицкого района. Так как никаких претензий к предпринимателю не было, бизнесмен надеялся на то, что договор будет продлен автоматически. Землю предпринимателю использовать разрешили, но договор не продлили, попросив сначала оказать помощь местному детскому саду. Коршунов сказал, что без проблем может сделать на своей лесопилке игрушечный паровоз, но паровозик «не прокатил». В администрации попросили веранду, стоимость которой превышает 270 тысяч рублей — и это было выше возможностей Коршунова, поэтому он, заподозрив коррупцию, написал обращение в прокуратуру.
В том же Луховицком районе отец и дочь Потаповы создали крестьянское хозяйство «фруктово-ягодной направленности». Они уже разработали план деятельности, получили разрешение, подключили электричество, закупили оборудование для сушки фруктов и разнообразную инженерию. На все про все ушел год. К сожалению, благодаря Владимиру Барсукову хозяйству Потаповых ходу не дали — по слухам, дело было в том, что фермеры зарегистрированы в Москве, а это значит, что и налоги ушли бы туда же. Получается, если налоги не пополняют именно луховицкий бюджет, то для Владимира Барсукова это основание для вынесения негативного решения.
Именно по этой причине, в частности, было отказано предпринимателю Дементьевой, разместившей на 4 га конно-спортивную школу. И что только там Барсуков не говорил про конников! И что все там обвалится, и что разрешения нет, и проекта нет, понастроили чего попало… Любопытно, что говорил он это все под запись, кажется, не подозревая, что все упомянутые им документы уже существуют и одобрены соответствующими органами. Но, что долго говорить, достаточно привести цитату из отказа в использовании фермерами их же собственной земли: «Администрация Луховицкого муниципального района МО заинтересована в развитии конного спорта в Луховицком муниципальном районе, но…» Фраза, достойная любого коррупционного справочника и — сигнал для правоохранительных органов.
Под раздачу попали с 2014 года десятки фермерских хозяйств. Уже упоминавшийся нами Дмитрий Скрипниченко, УК «Агрохолдинг «Истра», «Марецкий», «Луховицкий-1». Особо одиозная история произошла с хозяйством Натальи Ли-Чан-Лин.
История третья. Теплицы-оборотни
Этим летом огуречникам не повезло: холодно, мокро. Урожая собрали в 10 раз меньше, чем летом прошлого года, и кредиты, взятые на развитие бизнеса, отдавать фермерам категорически нечем. При этом в Луховицах, честно говоря, не всякий огуречник — фермер, это, скорее, семейное подспорье, которое поддерживает финансовое благосостояние семей на протяжении многих поколений. Дело в том, что луховицкие огурцы — это уже зарегистрированный бренд, памятник огурцу в Луховицах стоит, и еще неизвестно, какие огурцы знаменитее: нежинские, холынские или луховицкие. Глава района Владимир Барсуков, вроде бы, всемерно за развитие этого малого бизнеса, даже сертификаты предложил ввести, чтобы всякие там ростово-тамбовские подделки за луховицкие огурчики не выдавали. На деле же происходит черт знает что.
В 2015 году фермер и член общественной палаты Московской области Наталья Ли-Чан-Лин купила 40 га луховицкой земли. Теперь уже сложно понять, что ею двигало, когда она построила на ней три теплицы без межевания и разрешения. Но процитируем письмо от местных жителей: «Уважаемая Наталья Николаевна! Мы приветствуем вас и вашу команду на территории нашего сельского поселения. Долгое время земля-кормилица не обрабатывалась, кроме домов в округе ничего не строилось… Поэтому мы приветствуем такую молодую и смелую девушку, как вы, которая на свой страх и риск решила выращивать в нашем районе сельхозпродукцию… Мы также благодарим вас за то, что вы взяли на работу наших луховицких жителей, а также нескольких ребят из Донбасса. Если нужно будет перевозить ваш урожай, хранить и обрабатывать — можете на нас рассчитывать, поможем!»
Помощь понадобилась незамедлительно: в феврале 2015 года в районной администрации появилось обращение жителей деревни Аксеново и села Подлесная Слобода о ситуации вокруг строительства тепличного хозяйства между указанными населенными пунктами. То есть вроде как местные жители пошли против местных жителей. Администрация поддержала вторых и оперативно, 26 февраля, издала постановление о сносе теплиц. Вот что сказал при этом защитник фермерских интересов глава Луховицкого района Владимир Барсуков: «Вот [название хозяйства] там — настоящий комбинат, а здесь горбыль, пленка… Люди жалуются… Народ же не обманешь, народ понимает, что там будут гастарбайтеры, что там будут применять все, что угодно, вот, лишь бы там выросли эти вот овощи, да?» Донбасские «гастарбайтеры» и совершенно не «горбатые» теплицы, фотографии которых были доступны еще на стадии строительства, а также возмущенные жители — это, конечно, сильно. Создается полное впечатление, что огурцы глава района видел только на собственном столе, а об остальном он, как настоящий политический деятель большого масштаба, судит по докладам подчиненных. Что не помешало ему в 2016 году создать искусственную «Ассоциацию Огуречников» (Ассоциация производителей луховицких огурцов), которая и является владельцем известного бренда. Хочешь торговать — покупай патент. Так что хотя бы одно предвыборное обещание Владимир Барсуков исполнил, защитил интересы аграриев. И в тот раз синьора Огурца тоже уговорили не сносить теплицы, оставить малый бизнес в покое. Если уж не помогают фермерам с кредитами разобраться, то хоть бы не мешали.
А мы публикуем на злобу дня стихотворение нашего штатного поэта, посвященное огурцам, чиновникам и светлому будущему Луховиц.
Вот огурец,
Который растет в Луховицах,
Которым в селении каждый гордится,
Который успешней, чем звезды столицы,
В области рядом с Москвой.
А это — такая большая теплица,
В которой растет огурец луховицкий,
Которым в селении каждый гордится,
Который успешней, чем звезды столицы,
В области рядом с Москвой.
А это глава Луховиц Барсуков,
Который закона совсем не боится,
Желавший разрушить большую теплицу,
В которой растет огурец луховицкий,
Которым в селении каждый гордится,
Который успешней, чем звезды столицы,
В области рядом с Москвой.
А это селяне, при помощи слов
Сказавшие, кто есть глава Барсуков,
Который закона совсем не боится,
Желавший разрушить не только теплицу,
В которой растет огурец луховицкий,
Которым в селении каждый гордится,
Который успешней, чем звезды столицы,
В области рядом с Москвой.
А ты — наш читатель, который стремится
Отечественным огурцом подкрепиться,
От сельского жителя, с чьих, в общем, слов,
Слетело — кто есть их глава Барсуков,
Который закона совсем не боится,
Желавший разрушить не только теплицу,
В которой растет огурец луховицкий,
Которым в селении каждый гордится,
Который успешней, чем звезды столицы,
В области рядом с Москвой…
Поддержи-ка народ наш простой!
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале