Губернатор Дмитрий Кобылкин: «Это Ямал. Просто надо понимать»
Как люди из команды губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа помогают рейдерам
Полиция, казаки, присланные администрацией округа, частные охранники компании-конкурента устроили настоящее столпотворение на берегу реки Пур в Ямало-Ненецком автономном округе. Вся эта толпа почти два месяца назад закрыла незаконную переправу и следит за тем, чтобы ни одна машина по ней не проехала. Из-за этого выросли цены на бензин и продукты в Старом Уренгое. ПАСМИ выяснило, кто на самом деле стоит за конфликтом двух компаний и почему на берегах Пура столпилось так много людей в погонах и лампасах.
Напомним, что несколько недель назад предприниматель Фидан Хайретдинов, директор компании «Магистраль» обратился в нашу редакцию и к министру МВД Владимиру Колокольцеву с просьбой помочь остановить, по его словам, рейдерский захват. ПАСМИ провело расследование и нашло всех заинтересованных лиц и людей во власти, которые могут им помогать.
Напомним, что это история началась с того, что сотрудники компании «Ямбургтранссервис», которая владеет переправой в сотне метров от наплавного моста «Магистрали», под прикрытием сотрудников полиции установили запрещающие знаки и перекрыли дорогу к объекту своего конкурента.
На видео переправа «Ямбургтранссервис» через реку Пур. Из-за увеличившегося потока машин она частично ушла под воду.
Потом, к сотрудникам ГИБДД присоединились казаки и частное охранное предприятие, а сотрудники миграционной службы, при поддержке полиции, провели рейды по объектам корпорации «Роснефтегаз», директор которой написал письмо о рейдерском захвате переправы премьеру Дмитрию Медведеву. В ходе рейдов массово задерживали, якобы для проверки, сотрудников компании. Помимо письма премьеру, компании, заинтересованные в сохранении переправы, обратились в арбитражный суд с заявлением на действия конкурентов и правоохранительных органов.
В материале «Как губернатор давит бизнес на Ямале» мы писали, что предприниматели и местные жители открыто называют происходящее рейдерским захватом при поддержке властей.
Как выяснилось, причина столь трепетного отношения полиции к безопасности водителей, которая никого не интересовала 15 лет, может заключаться не в реальной угрозе, а в заказе конкурентов.
«Ямбургтранссервис» против честной конкуренции
Компания «Ямбургтрнассервис» была учреждена юрлицом ООО«Бирбол Групп» и неким Сергеем Полевиковым, директором предприятия стал Александр Соловьев. Компания владеет не только переправой, но и занимается грузовыми и пассажирскими перевозками. На конец 2016 года выручка составляла 814 млн рублей, а чистая прибыль 89 млн рублей. Зарегистрирована компания в Москве.
В мае 2017 года формальным владельцем компании стал сын Александра Соловьева — Максим. Но, по данным нашего источника, фактическими владельцами компании по-прежнему являются Полевиков и Соловьев.
Крепкий мост к губернатору
Кроме «Ямбургтранссервиса» Полевиков является учредителем еще 35 юридических лиц, в том числе и ООО «СП Фоника».
«Фоника» — совместный актив Полевикова и крупного бизнесмена-мостостроителя Александра Забарского.
Но сейчас «Фоника», которая является фактическим владельцем тюменских мостостроительных компаний «Мостострой-12» и «Тюменьстроймост», переживает тяжелые времена — «Сбербанк» подал в суд на компанию, требуя признать ее банкротом.
По официальному заявлению банка «в течение последних полутора лет Сбербанком и бенефициарами группы «Фоника» прорабатывались мероприятия по оздоровлению бизнеса <…> за время переговоров ситуация усугубилась, так как из группы Фоника» были выведены ликвидные активы, продана спецтехника, предоставлялась в банк недостоверная отчетность».
Сами бизнесмены эту информацию опровергают. «Сбербанк не только постоянно получал отчетности, но и проверял нас. Ни одной единицы техники не было продано, ни копейки не было уведено в сторону», — заявили они в интервью РБК.
Фамилия Забарского фигурировала и в истории с арестом Удмуртского губернатора Александра Соловьева. По данным СМИ, именно от Забарского Соловьев получил взятку в размере 139 млн рублей. Сам Забарский, естественно, опроверг эту информацию.
В 2013 году Забарский был награжден знаком отличия «За заслуги перед Ямалом» лично губернатором ЯНАО Дмитрием Кобылкиным.
За некоторое время до начала рейдерской атаки на переправу «Магистрали», между Забарским и его партнером и протеже Полевиковым произошел конфликт. По словам наших источников, партнеры делили активы и доли в прибыли, но конфликт закончился примирением.
По нашим данным, примирение фактических владельцев «Ямбургтранссервис» совпадает с началом атаки на «Магистраль».
Как «Фоника» связана с губернатором ЯНАО и его замами
Но это не единственное, что связывает «Фонику» с руководством Ямала. Компания также является одним из крупнейших акционеров авиатранспортной компании «Ямал», которую возглавляет близкий друг губернатора Кобылкина Василий Крюк.
Интересно, что Крюк стал владельцем своего самого прибыльного актива — вертолетов — именно через ряд офшорных компаний. Видимо, переправа, как ценный актив, была выведена из собственности Газпрома таким же способом.
Более того, Полевиков в 2010 году входил в состав совета директоров «Ямала» вместе с Дмитрием Кобылкиным, его правой рукой и тогда еще вице-губернатором Евгением Мискевичем и другими заместителя губернатора. Напомним, Евгений Мискевич в 2013 году в один день покинул свой пост «по собственному желанию» и исчез из округа. По информации наших источников, он вывозил на самолете деньги из Салехарда в Швейцарию и, как только эта информация вышла наружу, губернатору посоветовали убрать своего курьера-заместителя куда-нибудь подальше.
Итак, компания Полевикова, чей основной актив на грани банкротства, решает увеличить свою прибыль. Есть два способа. Это или честная конкуренция, или же возможность набрать нужный номер на телефоне и попросить силовую поддержку. Ответ, что в итоге выбрал Полевиков, кажется очевидным.
Теперь становится понятно, почему сотрудники полиции на все вопросы сотрудников «Магистрали» отвечали: «Обращайтесь в Салехард, а не к нам».
Сегодня власти Ямала ищут инвестора для строительства моста через реку Пур. Губернатор Дмитрий Кобылкин провел ряд встреч с потенциальными инвесторами и предложил подписать концессионное соглашение на 6 млрд рублей для строительства на принципах государственно-частного партнёрства. Вероятным подрядчиком может стать компания «Мостострой-11», крупная строительная компания, которая давно и плодотворно работает с администрацией ЯНАО. По некоторым данным, эта компания тесно сотрудничала и с прокурором округа Александром Герасименко, которому «Мостострой-11» строил усадьбу в элитном поселке на Черной речке под Тюменью.
Для осуществления очередного грандиозного проекта, губернатору и его окружению нужен тихий Пур, с одной переправой, которую контролируют свои люди. «Они не смогут реализовать этот проект пока не установят монополию на перевозки через реку, монополию, которую будут контролировать верные им люди», — пояснил источник ПАСМИ в Ямало-Ненецком автономном округе.
Давление на конкурента через депутата Арно
Еще одна сторона в этом конфликте, через которую может оказываться давление — «Газпром», вернее ее дочерняя структура «Газпром Добыча Ямбург».
Генеральным директором «ГДЯ» с 2015 года является Олег Арно, депутат заксобрания ЯНАО. Он же входит в
В 2015 году ассоциация «Голос», борющаяся за честные и открытые выборы, выпустила отчет, в котором рассказала откуда кандидаты получают средства на предвыборные кампании.
По данным «Голоса», в Ямало-Ненецком автономном округе кандидату в депутаты регионального парламента от «Единой России» Олегу Арно 400 тысяч рублей пожертвовал «Ямбургтрнассервис».
Рейдерство на Ямале — война с тем, у кого не можешь выиграть
Мы неоднократно писали о сложившейся в ЯНАО ситуации, когда малый и средний бизнес фактически уничтожается, а ценные активы переходят в собственность знакомых губернатора.
Хотя чему тут удивляться, если сам Дмитрий Кобылкин в интервью нашему изданию заявил, что на Ямале средний, и малый бизнес очень маленький сегмент.
«Малый и средний бизнес — это живой организм. Хочется, конечно, чтобы он развивался. Но это Ямал, просто надо понимать. И средний, и малый бизнес – это очень маленький сегмент здесь», — считает губернатор. Такой подход главы региона уже привел к тому, что Ямал вылетел из топ-20 инвестиционно-привлекательных регионов, по рейтингу АСИ. Так что, пока понимается только то, что спокойно вести бизнес на Ямале могут лишь люди из окружения губернатора Кобылкина. О том, как они это делают — читайте наше большое расследование.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале