Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Как губернаторы вводят в заблуждение федеральный центр

Инвестиционная привлекательность, рост объемов производства, рост доходов населения, малое число безработных, повышение рождаемости и продолжительности жизни – эти и другие статистические показатели руководители регионов регулярно используют, чтобы отчитаться перед Кремлем о своих успехах. Но для отчета перед федеральной властью, из цифр и графиков строят красивый потемкинский фасад, за которым скрывается неприглядная реальность. ПАСМИ на примере одного региона показывает, как устроена вся система публичной статистики и мнимой отчетности перед федеральным центром.

Заместитель главы администрации президента РФ Сергей Кириенко
Заместитель главы администрации президента РФ Сергей Кириенко, вряд ли доволен тем, как сегодня устроена система отчетности глав регионов перед Кремлем

Ямал – территория развития, инвестиций и жизни, только в цифрах

Ямал в последние 20 лет уверенно возглавляет рейтинги по размерам зарплат населения. Первый он и по объемам добычи и запасов нефти и газа. Губернатор округа регулярно оказывался в топ-5 рейтингов эффективности глав регионов. В рамках проекта «Интервью с губернатором» мы еще в апреле поговорили с Дмитрием Кобылкиным, который в интервью старался выглядеть успешным и эффективным управленцем. Нарисованная им картина совпадала с той, что изображали рейтинги и цифры статистики. Но объем обращений в редакцию из региона рос день ото дня. Нам звонили и писали предприниматели, попавшие под прессинг региональных властей и прокуратуры, к нам обращались даже чиновники, которые сетовали на то, что успешный некогда регион все дальше и дальше сползает в экономическую пропасть.

Для современной России стандартна ситуация, когда у богатых природными ресурсами регионов статистические показатели стабильно высокие. Если ориентироваться только на них, то можно раздавать государственные награды управленцам на местах

Обращения из региона свидетельствуют, что для Ямала в последние годы стали характерны: неэффективное расходование бюджетных средств, закредитованность бизнеса и давление на него со стороны властей региона, снижение доходов населения и отсутствие проектов, способных превратить экономику округа из сырьевой в производственную. Давайте посмотрим, как сочетаются эти проблемы с радужной официальной картиной работы ямальских властей, подтвержденной стройными рядами статистических показателей.

Средняя зарплата в Ямало-Ненецком автономном округе составляет 59 тысяч рублей, это выше, чем во всех остальных регионах страны, кроме Москвы. Средняя продолжительность жизни – 72 года, выше снова только в Москве и в горных регионах. Детская смертность – 5,4 ребенка на 1000 новорожденных. Это ниже среднего показателя по России в 6,0. Уровень безработицы – 2,2% от экономически активного населения. При среднем показателе по стране в 5,5%. Отличные цифры, если добавить к ним природные запасы региона, складывается полное ощущение, что ситуация стабильно хорошая и будет только улучшаться.

Для современной России стандартна ситуация, когда у богатых природными ресурсами регионов статистические показатели стабильно высокие. Если ориентироваться только на них, то можно раздавать государственные награды управленцам на местах и ждать роста экономики страны в целом.

Но спешить с наградами не стоит. Система отчетности региональных администраций перед федеральным центром устроена так, что местным чиновникам с легкостью удается выпячивать одни показатели и прятать подальше другие. Это касается не только Ямала, но на примере «самого богатого» региона страны можно наиболее четко показать, как действует и к чему приводит сбой в системе, искусственно созданный управленцами на местах.

Кому обязаны губернаторы первыми местами в рейтингах?

Говорим о доходах, молчим о тратах и долгах

Высокий средний уровень зарплат (59 тысяч рублей) сам по себе выглядит впечатляюще. Но давайте посмотрим на стоимость продуктовой корзины. Средние траты только на продукты семьи с двумя взрослыми и двумя детьми (наиболее распространенный состав семьи для региона) в Салехарде и Новом Уренгое составляют 5800 рублей в неделю. В зимний период эта сумма увеличивается до 7200 рублей. Простой подсчет: в летние месяцы только на продукты у семьи из четырех человек уходит 23 200 рублей. В зимние: 28 800 рублей. Таким образом от зарплаты остается летом чуть больше, а зимой чуть меньше половины.

Теперь добавим сюда стоимость услуг ЖКХ, которые на Ямале традиционно высокие. Положим, за двухкомнатную квартиру, площадью в 58 кв.м. придется платить ежемесячно от 8,5 до 12 тысяч рублей, в зависимости от расхода воды и электроэнергии. И от высокой средней зарплаты на выходе остается всего около 35% после удовлетворения основных базовых нужд. И это без учета трат на одежду (а на Севере это существенная статья расходов), медикаменты и медицину, образование детям, связь и развлечения. Хотя, какие тут уже развлечения, на них просто не хватит. Потому что на самом деле, средняя зарплата в регионе меньше заявленной почти на 15 тысяч. А в случае с учителями и вовсе на 40 тысяч рублей (средняя зарплата учителя в ЯНАО – 19 тысяч рублей).

Красивый итоговый статистический показатель складывается за счет зарплат чиновников (средний годовой доход управленцев среднего звена в администрации округа – 7 млн рублей – около 583 тысяч в месяц), и за счет высоких зарплат менеджеров нефтяных и газовых компаний, работающих в округе.

Чтобы долго не ходить за примерами того, что зарплаты ямальцам не хватает, давайте посмотрим на цифры Федеральной службы судебных приставов. Средняя сумма по исполнительному производству за неуплату услуг ЖКХ – 46 тысяч рублей. По данным ФССП неплательщиков на Ямале – каждый десятый экономически активный житель. То есть, около 35 тысяч человек на весь округ. Кажется, что это немного? А если учесть, что один неплательщик в большинстве случаев – это целая семья из двух, трех или четырех человек? Цифра получится совсем другой. Пугающей.

Средняя сумма по исполнительному производству за неуплату услуг ЖКХ – 46 тысяч рублей. По данным ФССП неплательщиков на Ямале – каждый десятый экономически активный житель

Мы разобрали всего один простой пример. Из этого разбора логично следует вопрос: как сложилась ситуация, при которой в самом богатом регионе страны людям не хватает денег на оплату коммунальных счетов? Почему они не могут заработать больше? Уйти с наемной работы за маленькую зарплату, заняться бизнесом.

Кипрские офшоры ямальских чиновников

Говорим о развитии и инвестициях, но давим и запугиваем бизнес

«Агентство стратегических инициатив» ежегодно составляет Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах РФ. Этот рейтинг можно считать главным в стране мерилом успешности региональных управленцев в вопросах развития местной экономики и бизнеса. В 2015 году Ямало-ненецкий автономный округ занимал в нем 16 строчку. Через год округ откатился на 18 позицию. А в 2017 году вылетел из первой двадцатки рейтинга.

Как рассказал ПАСМИ эксперт «Агентства стратегических инициатив» Андрей Дорошенко, подробно комментировать рейтинг могут только губернаторы регионов или их официальные представители. Но он смог прокомментировать несколько трендов, объясняющих вылет ЯНАО из топ-20. «Произошла просадка по группе институтов бизнеса, в первую очередь в сфере давления на бизнес, и прочих институтов, обеспечивающих защиту бизнеса. Падение по этим показателям повлияло на занимаемое место. Вторым драйвером снижения рейтинга является тот факт, что индекс по стране вырос, регионы делают шаги вперед, и для того, чтобы сохранить свое место, округу необходимо было также демонстрировать рост», — рассказал Дорошенко.

Рост продемонстрировать не удалось. Если разбираться в причинах, то мы увидим вот что.

Еще несколько лет назад главу региона, Дмитрия Кобылкина и его команду хвалили за планы по развитию и поддержке бизнеса, за инвестиционные проекты и амбициозные начинания по развитию рыбной отрасли, обеспечения экологической безопасности и развитию инфраструктуры. Хвалили, в основном, из Москвы, в которую с Ямала регулярно поступали бравурные статистические отчеты.

А вот местные предприниматели предпочитали молчать в публичном поле и яриться в узких кругах по поводу той системы, что сложилась в регионе. Молчать на публике – потому что иначе можно было лишиться и своей компании, и свободы, и даже жизни.

Причины их недовольства – то самое давление на бизнес, о котором говорил Дорошенко, а также кумовство и поборы с представителей малого и среднего бизнеса. Крупных игроков губернатор и его команда не трогают, поскольку существенную часть денег округ получает как раз от больших нефтяных и газовых компаний (НОВАТЭК, ГАЗПРОМ, РОСНЕФТЬ).

Из кармана в карман: как сдать в аренду государству его же недвижимость

Тяжелую ситуацию с бизнесом у местных предпринимателей подтверждает количество обращений и жалоб на давление со стороны администрации округа, окружной прокуратуры, поступивших в редакцию.

Вернемся к статистике. В «РИА Рейтинге» 2016 (ежегодный рейтинг социально-экономического положения регионов РФ) Ямало-Ненецкий автономный округ занимает в сводных таблицах уверенное шестое место. Но стоит посмотреть на отдельные – ключевые показатели, и все меняется, как в примере со средней зарплатой.

Доля прибыльных предприятий на Ямале по итогам 2016 года составила 66%, это меньше, чем в недавно присоединенном и хаотически организованном Крыму (67.8%). Меньше, чем в Марий Эл (68,8%), губернатора которой в мае посадили в СИЗО за взятки, меньше, чем в Ингушетии (69%) – республике, которая стабильно замыкает любые рейтинги эффективности и успешности российских регионов.

По доходам бюджета округ занял 16 позицию (155 млрд рублей в год), замерев между Иркутской и Сахалинской областями. Для примера, еще пять лет назад ЯНАО занимал позиции в первой пятерке.

При этом, только государственные долги округа составляют 22% от доходов, если прибавить к ним долги перед коммерческими банками и компаниями, то процент вырастет до 42.

В экономической политике Ямала ничего не меняется, регион из некогда донора и развивающегося покатился вниз. Красивых внешних статистических показателей хватит на то, чтобы прикрываться ими еще год-полтора, но после этого цифры брать будет неоткуда.

Проблема Ямала – общая проблема для регионов

И Ямал здесь не одинок. Нынешняя система, когда ловкое жонглирование статистическими данными позволяет главам регионов на протяжении многих лет скрывать реальное положение вещей от Кремля, может привести к неверной оценке реального положения дел в стране, к неверным решениям и выбору не той стратегии или тактики. А такие промахи неизбежно ударят по экономике, безопасности и темпам развития страны. Впрочем, глядя на многих российских губернаторов, нынешних и уже бывших, создается полное впечатление, что они больше заинтересованы в собственном благополучии, а не в успешности своего региона.

Как вложить почти миллиард бюджетных средств в убыточное частное предприятие и стать эффективным менеджером

«Не надо думать, что Ямал самый ужасный регион в плане манипуляций со статистикой и социологией, — рассказывает один из сотрудников управления внутренней политики Администрации президента России. – Руководители лучших и худших регионов ведут себя почти одинаково. С той лишь разницей, что лучшие – завышают позитивные показатели, а худшие занижают негативные. Лучшие – это стабильно все наши Севера и Москва, Татарстан, Якутия. Худшие – почти весь Северный Кавказ и регионы восточной Сибири — Бурятия, Тыва».

По словам эксперта, раньше существовала практика регулярных замеров положения дел в регионах. «Этим занимались хорошие аналитики и социологи, которых нанимали на аутсорсинг. Они ехали на землю, имели качественную «легенду», чтобы можно было снять более объективный срез настроений, проблем, оценить уровень доверия жителей к местной власти, вычленить какие-то ключевые проблемы для территории», — говорит источник в администрации президента.

Такие замеры, по его словам, давали результат, потому что аналитики были никак не связаны с регионами, в которые приезжали на исследование. «Местным элитам почти невозможно было на них повлиять, а мы получали почти всегда более-менее реальную картину. Сегодня же сбором данных на местах занимаются сотрудники Федеральной службы охраны (ФСО), которые так или иначе завязаны на местных чиновников. – рассказывает источник. – Вот вам пример не из ЯНАО. В отчетах, которые мы получали в течение первого полугодия 2017 губернатор одного из северных регионов имел высокий антирейтинг у населения. Почти 50% местных жителей голосовали бы на выборах против него. Недавно, я читаю отчет, а там у этого губернатора за месяц антирейтинг превратился в рейтинг поддержки в 30%. Как это возможно? Стали выяснять, оказалось, что один из руководителей ФСО в регионе, курировавший такие исследования, недавно получил квартиру от администрации в бесплатное пользование. И тут же мы получаем результаты, которые не имеют никакого отношения к реальности. Надо перестраивать механизмы сбора и анализа информации, иначе мы можем просто упустить страну».

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале