Эхо войны между «Юкосом» и «ТНК»
20 апреля Арбитражный суд Москвы рассмотрит дело о банкротстве нефтесервисной компании «Норд-сервис». Рядовое дело при ближайшем рассмотрении окажется инструкцией, как сколотить состояние на Крайнем Севере, какие коррупционные связи для этого нужны и как на самом деле устроен сервис нефтегазовых гигантов.
Борис Березовский, Техас и ЯНАО
В марте 2008 года Борис Березовский организовал спецоперацию, одолжив свой самолет адвокату Эммануилу Зельцеру, доставивший юриста в Минск. Здесь Зельцера арестовал белорусский КГБ, обвинив его в использовании заведомо поддельных документов. Дело засекретили и узнать его подробности невозможно. В том же 2008 году техасский судья Леонард Дэвис признал, что Зельцер действительно подделал документы, на основании которых два менеджера буровой компании Nord Service, Inc получили над ней контроль. Потерпевшим техасский суд признал российского владельца Nord Service Сергея Веселкова, получившего компенсацию в 4 млн $.
Почему Борис Березовский так активно способствовал аресту обидчика Веселкова?
Давайте посмотрим на то, кто такой Сергей Веселков, чей нефтегазовый бизнес расположен на Ямале и какую роль он играл в битвах гигантов.
С прокурора сняли намордник, спустили с поводка и сказали «фас»
Маленький человек в большой игре
В 2000-х «Юкос» и «ТНК» вели войну за обладание компанией «Роспан». Выручка этой газодобывающей компании, ныне контролируемой «Роснефтью», — порядка 20 млрд рублей. В 1998 году «Роспан», обладавший лицензиями на два крупных месторождения был продан «Газпромом» компании «Итера» всего за 300 долларов. В январе 1999 «Роспан» признан банкротом на основании иска двух небольших ямальских компаний, «Ямалстрой» и «Нафтаэнергия». Основание, — мизерный, по сравнению с оборотами, долг в 70 млн. рублей за посреднические операции по продаже газа.
Обе компании аффилированы с Сергеем Веселковым. А дальше началась финансовая лихорадка. «Итера» судорожно скупает долги «Роспана», а затем продает свой пакет акций «Юкосу». Ходорковский скупает остальные долги «банкрота», на сумму около 3 миллиардов рублей. ТНК занимается тем же. В итоге, Ходорковский проигрывает, ТНК берет под контроль стратегическое предприятие. В ходе той войны в Новом Уренгое неоднократно высаживался ОМОН, чтобы помешать перейти предприятию от одного претендента к другому.
Было нескучно, а спровоцировал войну Сергей Веселков. О делах тех дней все забыли, вспомнили лишь в 2014 году, когда на даче в Подмосковье застрелили бывшего управляющего «Роспана» Николая Мартынова, который убирал Веселкова из «Роспана».
От юриста до рейдера
Выпускник академии имени Дзержинского, Сергей Веселков вошёл в бизнес, основав компанию по оказанию юридических услуг. В 1996 году его позвали спасать от банкротства АОЗТ «Армавирпромбургаз», буровую компанию, в которой в советские времена работало до шести тысяч вахтовиков. В итоге, «спасатель» отодвинул прежнее руководство и приобрел контроль над компанией.
Не имея ничего, кроме бренда предприятия, Веселков стал получать заказы на ремонт скважин от структур «Газпрома». Заказы оформлялись на компании, которые Веселков плодил в больших количествах. Однако, для выполнения заказов кроме компаний, существующих на бумаге, требовалось оборудование и специалисты. Веселков привлекает в качестве субподрядчика краснодарскую компанию «Югнефтесервис» Николая Елизарова.
Сотрудничество продолжалось недолго. Елизаров выяснил, что три четверти стоимости работ не доходит до его компании и вышел на заказчика — головной офис «Газпрома» напрямую, создав реальную опасность для посредника. После этого визита уголовное дело, в котором Елизаров был потерпевшим трансформируется так, что Елизаров превращается в подозреваемого. Елизаров отправляется в колонию, а оборудование достается структурам Веселкова.
В этой непростой игре впервые проявились коррупционные схемы
Имущество «Югнефтесервиса» было неправомерно арестовано службой судебных приставов. А прокурор Нового Уренгоя Михаил Апанасенко, пытавшийся восстановить законность, вылетел с должности за… два личных телефонных звонка в рабочее время.
В 2011 году структура Веселкова «Универсальный альянс» банкротит одно из крупнейших предприятий ЯНАО — «Уренгойгазстройматериалы». Основание – долг в 390 тысяч рублей. У владельцев компании возникают проблемы со здоровьем. Сначала умер руководитель компании Владислав Цеханович, а затем его сын. Имущество распродается по смешным ценам, а долги по зарплате перед рабочими так и не выплачены.
Капитальный ремонт бесплатно
Банкротит Сергей Веселков не только чужие, но и свои предприятия, чтобы обанкротить чужие. Схема проста. Аффилированные с ним компании заключают договоры на ремонт скважин для крупных компаний нефтегазового сектора. Затем привлекают к работам субподрядчиков, которым просто не платят.
Борьба за нефть: покушение на убийство и миллионный тендер за 900 рублей
Один из таких пострадавших, руководитель НПО «Уренгойгеоресурс» Борис Карпов не только не получил денег, но и с трудом вызволил дорогостоящее оборудование, взятое у него в аренду для ремонта скважин «Роспана». «Когда я позвонил в «Роспан» с требованием вернуть оборудование, мне сказали, чтобы я разбирался с теми, кому его предоставлял, — вспоминает Карпов, — пришлось выслеживать оборудование в тундре и изымать самим. Слава богу, они не сильно сопротивлялись».
Одновременно с этим заключаются договоры с родственными структурами. Когда сумма «долгов» перед своими структурами превышает сумму реальных долгов, от аффилированной с Веселковым структуры поступает иск о банкротстве. Эту схему нам рассказал ещё один обманутый, директор «Научно-технического центра капитального ремонта скважин» Сергей Агеев. По его словам, только в ЯНАО за последние годы «общий размер ущерба, причиненного различным компаниям Веселковым и действующими с ним заодно иными лицами, составляет не менее 933 млн. рублей». При этом Агеев отмечает, что «деятельность компаний группы Веселкова ведется на территории нескольких субъектов Российской Федерации»
Почему схема работает безотказно, пояснил юрист одной из пострадавших структур, — «если проследить цепочку учредителей, она приводит к Веселкову, однако доказать это в суде крайне сложно».
Светлана Полтавец, бывший главный бухгалтер одной из таких ныне обанкроченных структур, «Норд-Сервис», обратилась в 2015 году в УМВД и прокуратуру Нового Уренгоя, и рассказала, что ключевую роль в этих «бизнес-процессах» играет инвестиционная компания «Форум», принадлежащая Веселкову. По словам Полтавец, с помощью «Форума» «осуществляется кредитование бизнес-единиц, подконтрольных Веселкову.
При этом в налоговые органы сообщаются искаженные и неполные данные
Фактическим инвестором выступала кипрская компания «Гоминто». Светлана подготовила список компаний, пострадавших от действий структур Веселкова, их набралось около сотни. С Полтавец сняли показания, которых хватило бы на десяток дел.
ИК «Форум» при ближайшем рассмотрении оказывается крупной финансовой корпорацией с годовой выручкой порядка семи миллиардов рублей. Изначально ее учредителями были структуры Веселкова, однако в 2014 году проведена реорганизация — теперь ее владелец Snowmoon Holdings Limited. Очередной кипрский оффшор, куда уходят российские деньги. Вся схема работы этой империи есть в распоряжении ямальских правоохранителей. Однако, показания Полтавец остаются без движения.
Если она солгала – это заведомо ложный донос. Если сказала правду – на таком громком деле легко сделать карьеру.
Ни прокуратура, ни УМВД по ЯНАО не делают ничего
Попробуем разобраться почему.
Допрашивали Полтавец в сентябре 2015. А вскоре команда УМВД Нового Уренгоя меняет название с «Динамо» на… АО «Универсальный Альянс». Очевидно, чтобы ни у кого не возникало сомнений, на чьи деньги и за кого играет ямальская полиция.
Борис Карпов в 2013 году подает заявление о мошенничестве на Сергея Веселкова в УМВД Нового Уренгоя. Реакция правоохранителей была странной. В 2014 году они задерживают юриста Карпова Алену Кривенко, за то, что она «вымогала» денежные средства с должников. Активность Карпова прекращается, Алену отпускают. Уголовное дело в отношении Веселкова прекращено.
По заявлению еще одной компании из Ханты-Мансийского АО, уголовное дело возбудили. Даже осмотрели центральный офис структуры Веселкова «Универсальный альянс». Оказалось, компания с ежегодной выручкой свыше миллиарда рублей ютится в офисе площадью в десять квадратных метров, а из оргтехники у нее есть лишь сломанный ноутбук. Так совпало, что глава службы безопасности «Универсального альянса» слетал в Ханты-Мансийск. И дело удивительным образом прекратили.
Уголовники-финансисты
Кто же руководит СБ Веселкова? Это Юрий Антохин, бывший полковник, сотрудник ГУБЭП МВД России. Об экономических преступлениях он знает все. И не только как следователь, но и как преступник. В 2004 году он был арестован за подделку векселей, проще говоря за хищение 100 млн $ в «Межпромбанке». Вместе с ним осудили и подельника, Турпала Элиханова. Освободившись, они сразу нашли работу. Оба – в службе безопасности структур Веселкова. Туда же подтянулся еще один оборотень в погонах, ростовский милиционер Александр Сергеев, отбывавший с Антохиным наказание за бандитизм, покушение на убийство и сбыт оружия. Эту парочку не раз видели, общающимися с высокопоставленными полицейскими.
Например, в компании Нурлана Кобдрашева, бывшего начальника управления по противодействия коррупции УМВД ЯНАО. Ныне Кобдрашов — заместитель начальника полиции ЯНАО. Удивительно, как любят в полиции округа переименования. Вслед за «Динамо», переименованном в АО «Универсальный Альянс», имя сменил и Кобдрашев. Ныне он Руслан.
Зачем Веселкову потребовались такие персонажи? Возможно потому, что при генеральном прокуроре Устинове, замы тогдашнего главного прокурора не давали хода делам, невыгодным Веселкову. При Чайке связи пришлось выстраивать заново. Как выстраивались эти коррупционные связи можно посмотреть на громкой истории корпорации «Роснефтегаз». Здесь уже читается не почерк Веселкова, а скорее его СБ.
Бизнесмен Олег Ситников: от крови скотч отклеился, и это меня спасло
В 2013 году, «Роснефтегаз», ямальская корпорация с шестью лицензионными участками столкнулась с удивительным фактом. Около сорока ее высокопоставленных сотрудников перешли на работу в «Универсальный альянс». Незадолго до этой странной миграции заместитель прокурора Нового Уренгоя санкционирует незаконный обыск с изъятием всей финансовой документации «Роснефтегаза». Документы, кроме расходной части вернули. Годовой отчет сорван и появляется повод подать иск от налоговой на банкротство.
Одновременно следует иск от прокуратуры ЯНАО о сносе нефтехранилищ корпорации. Если бы прокуратура суд выиграла, компания бы обанкротилась, а дальше, сами понимаете. Суд прокуратура проиграла. Через девять дней Олегу Ситникову, учредителю «Роснефтегаза» нанесли 19 ножевых ранений. Ситников выжил, его юристы отбились от исков о банкротстве. Вскоре все сорок человек, переманенные Веселковым у Ситникова стали безработными. Дело о покушении незаконно приостанавливалось 25 раз, и, хотя Ситников напрямую на допросах указывал на Веселкова как на самого очевидного организатора покушения, ни Веселков, ни его люди допрошены не были.
При этом, по словам Ситникова, в учрежденной им корпорации постоянно находят «кротов»
Последний такой пример — Наталья Тихонова, руководитель отдела продаж корпорации с 9 сентября 2013 года. В апреле 2017 года Наталья перестала выходить на работу. Как выяснилось, незадолго до этого она дала показания на Ситникова в УМВД Нового Уренгоя, которые легли в основу уголовного дела против Ситникова, а ее муж, Андрей Нестеренко тоже трудился у Веселкова. История с клеветническими заявлениями от работников Веселкова, в том числе руководителей, на Ситникова будет рассказана отдельно.
Незаконный обыск, повлекший пропажу части финансовых документов, санкционировал заместитель прокурора Нового Уренгоя Андрей Светличный. После этого он перешел на работу в СБ структур Веселкова. В чем его работа? По словам Светланы Полтавец, дважды в месяц он отвечает за чемодан, который привозит самолет из Москвы.
Каждый раз в чемодане лежат 15-20 миллионов рублей, идущих на выплату «черной кассы»
С новым прокурором города, Андреем Ольгиным, отношения сложились прекрасно. На условиях анонимности один из сотрудников службы безопасности Веселкова рассказал нам, что «в августе 2012 года начальник службы безопасности ужинал с Ольгиным. Через три дня двое наших людей в срочном порядке пригоняют из Москвы нашу служебную машину – Toyota Camry, которая почему-то оказалась у прокурора города Андрея Ольгина».
После того, как случился скандал с гибелью шести граждан Сербии, Андрея Ольгина убрали из Нового Уренгоя. Его бывший подчиненный Светличный перетаскал уже сотни миллионов рублей черной кассы для структур Веселкова. Полиция его не трогает, хотя давно могла бы взять с поличным. С таким бизнес-климатом получается, что на Ямале выгоднее всего не расплачиваться с поставщиками, а кидать их. Не создавать компании, а банкротить.
20 апреля очередной суд по банкротству «Норд-сервиса». Нефтесервисные компании полуострова выступают против невыгодного мирового соглашения, которое навязывают им. По мнению кредиторов, соглашение составлено таким образом, что есть серьезный риск не увидеть своих денег никогда. Тем более, что предыдущие банкротства структур Веселкова заканчивались именно таким образом. От подхода суда зависит многое, останется ли заседание проходным, или суд решит разобраться, что на самом деле происходит в стратегическом регионе. Продолжатся ли там бизнес войны в стиле «Юкоса» и «ТНК», или все будет по закону. Ведь от исхода подобных процессов, где крутятся серьезные деньги, зависит бизнес-климат страны.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале