Чиновники ЯНАО сдают в офшор русскую Арктику
Российские чиновники легко сдают в аренду офшорным компаниям арктические реки. А отечественной компании, отработавшей там 10 лет, заключить такой договор оказалось не под силу. При этом компании-гиганты ставят свои переправы вообще без разрешительной документации, за что получают от губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина новые предложения о сотрудничестве.
На Ямале поддерживают бизнес Лихтенштейна
Ямальский поселок Уренгой отрезан от остального мира полноводной рекой Пур. Моста нет. Однако через реку нужно переправляться не только жителям десятитысячного поселка, но и вахтовикам и грузам, обеспечивающим бесперебойную работу месторождений «Новатэка», «Роснефти» и «Газпрома».
Зимой через реку перебраться легче: работают аж четыре переправы. Две из них ледовые, и вовсе не имеют никаких разрешений. Третья – понтонная, переправа хорошая, но не выдерживает тяжелого веса. Особо пугливые водители большегрузов, даже бросали казенные автомобили, когда колеса оказывались в воде. Но местные говорят – это не страшно, смертельных случаев не было.
Понтонной переправой владеет компания «Ямбургтранссервис».
До середины прошлого года конечные бенефициары понтонного моста на Ямале прятались за офшором в Лихтенштейне.
Департамент природно-ресурсного регулирования ЯНАО без проблем заключил с «Ямбургтранссервис» договор водопользования на 20 лет. Имея на руках этот документ, компания может спокойно работать, после отмены лицензирования иных допусков по закону не требуется. Кстати, «Ямбургтранссервис» еще выиграл контракты «Газпрома» на оказание услуг по проезду через переправу. Сумма контрактов более 80 млн.
Все большие автомобили едут через Пур по единственному мосту – наплавному, принадлежащему ООО «Корпорация Рост нефти и газа». Это баржевый мост с высокой грузопроходимостью. Работает круглый год, и зимой, и летом. Движение двустороннее, не надо ждать, пока «встречка» проедет всю реку.
В чьих интересах ошибается госучреждение и кто ответит за нарушенные права?
У компании «Корпорация Рост нефти и газа» были и лицензия, и договор водопользования.
Еще 2013 году Департамент природно-ресурсного регулирования (ДПРР) делает совершенно необъяснимый шаг — требует лишить «Корпорацию Рост нефти и газа» лицензии на право пользования водной гладью. Тогда Корпорация легко выиграла суд.
В 2015, за полгода до окончания срока действия договора, компания обратилась в Департамент с просьбой заключить новый договор на основании приоритетного права. Оно для них предусмотрено законом. 10 лет использования водной глади без нареканий позволяет первыми вновь получить ее в аренду без конкурса. Документы готовили профессионалы, Корпорация заключила договор с ГКУ ЯНАО «Недра Ямала», учредителем которого является ДПРР. Чиновники отказали. Причина – расхождение в том, какой участок реки займет переправа. На одной карте длина участка была одной, в пояснительной записке к карте проставили другую цифру.
Подведомственное департаменту госучреждение «Недра Ямала» берется готовить документацию, получает за это деньги и допускает техническую ошибку. Так себе госуслуга…
Закрадывается мысль, что эта ошибка в документах случайной не была. «Невнимательность» привела к тому, что переправа была выставлена на аукцион.
Вложил тысячу, получи миллиард – аукцион для своих?
Но аукцион компании, чей мост работал на протяжении десяти лет, выиграть не удалось. При вскрытии конвертов с заявками оказалось, что в шести из пяти пакетов документов снова ошибки. Участники не предоставили карточку предприятия, которой не было в перечне конкурсной документации. Право на переправу Депратамент передал ООО «Пурдорспецстрой».
Стоимость контракта составила 961 рубль. Другие участники планировали потратить порядка 50 миллионов рублей.
После браконьерской рыбалки прокурор ЯНАО спал у ног местного олигарха?
Не кажется ли странным, что Александр Гаврилюк, не желая провести торги повторно, пытался лишить государство десятков миллионов дохода? Более того, карты-схемы, определяющие положение переправы указывались ДПРР как истинные. А ведь когда в 2015 году «Корпорация Рост нефти и газа» подавала те же самые карты, ей отказали, поскольку они ошибочны. Почему для одной компании одни и те же карты достоверны, а для другой нет?
Аукцион тогда отменила Федеральная антимонопольная служба, а мы попробуем найти ответ на вопрос, кому нужен этот фарс.
Победителем несостоявшегося аукциона было ООО «Пурдорспецстрой». Предшественником ООО было ОАО с тем же названием, преобразованное из государственного предприятия «Пурдорспецстрой». Этот долгий путь от госсобственности в частные руки предприятие прошло под руководством Исы Магомадова. Сегодня прямой конкурент переправы «Копорации Рост нефти и газа» — ООО «Пурдорстрой», владеющее переправой ледовой. По стечению обстоятельств, учредителем и этой компании стал Иса Магомадов.
Незаконные переправы у всех на виду могут работать дальше?
Департамент природных ресурсов ЯНАО очень щепетилен в выдаче разрешений, но к двум ледовым переправам на реке Пур вопросов не имеет. В Департаменте ПАСМИ сообщили, что действующие договора водопользования с целью использования акватории реки Пур для эксплуатации ледовых переправ отсутствуют, и по состоянию на 10.01.2017 заявлений о предоставлении акватории водного объекта реки Пур в пользование в департаменте не имеется.
Это значит, что переправа, принадлежащая ООО «Пурдострой» находится там на птичьих правах и при этом не торопится оформляться официально. В прошлом году Росприроднадзор выявил, что вторая ледовая переправа, принадлежащая АО «Транснефть-Сибирь», работает без договора водопользования. Юрлицо оштрафовали, переправа работает дальше.
Это странно, учитывая, что такая переправа представляет потенциальную угрозу для уренгойцев. И власти призывают всячески контролировать их работу.
Дело в том, что лед на переправе намораживают и его толщина составляет более метра. При ледоставе образуются заторы, которые могут привести к наводнениям.
Такое наводнение случилось в Уренгое в 2014 году, когда затопило 27 многоквартирных домов. Про то, что ледовая переправа – повышенный объект опасности для автомобилистов, и говорить не приходится. ДТП на переправе случаются достаточно часто, иногда владельцы неделями не забирают перевернутые автомобили. Инспекторы Центра ГИМС МЧС России по ЯНАО, проводя регулярные проверки на переправе Корпорации, брошенных машин на соседних переправах не видят.
Дмитрий Кобылкин закрывает глаза и ищет инвесторов
После того, как в сентябре 2016 года ФАС не позволило Департаменту отдать «Пурдорспецстрою» наплавной мост за 961 рубль, «Корпорация Рост нефти и газа» вновь подает заявку на заключение договора. И получает отказ. Причина – сроки уже пропущены. Дескать, приоритетное право можно использовать только один раз. И если эта «жизнь» «сгорела» в чиновничьей игре, то уже ничего не поделаешь. 21 марта в арбитражном суде ЯНАО Корпорация оспаривает отказ чиновников
Удивительно, но такие соглашения на полуострове заключаются массово. К марту 2017 года на Ямале насчитывается 4392 договора водопользования. Однако Корпорация второй год подряд не может преодолеть бюрократический барьер.
Губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин, по сообщениям СМИ, ведет переговоры с АО «Транснефть-Сибирь» о строительстве моста через реку Пур. Очевидно, главу региона ничуть не смущает, что ледовая переправа Транснефти работала без договора водопользования. Как и компания приближенного Кобылкину Исы Магомадова. Отличились только лихтенштейнцы, жаль только, что налоги платили в офшоре.
Читать по теме:
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале