После браконьерской рыбалки прокурор ЯНАО спал у ног местного олигарха?
Эксклюзивная рыбалка Губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина и прокурора ЯНАО Александра Герасименко может быть вызвана не только «любовью» к природе. Мы выяснили возможную финансовую подоплеку совместного досуга. С ними летал местный олигарх, чьи предприятия зависят от прокурорского надзора за миллиардными вложениями из бюджета ЯНАО.
У чьих ног спит гарант законности?
Никто не обратил внимания на удивительный факт. Единственное спальное место занял некий мужчина в камуфляже. И не просто занял, а положил для удобства свои ноги в грязных кроссовках на откидной столик. А генерал, прокурор ЯНАО на обратном пути спал сидя, прислонив свою седую голову на ту часть столика, свободную от чужих кроссовок. Итак, у чьих ног готов спать прокурор Ямала?
Капитан Крюк
На этой фотографии Василий Крюк. Что связывает его, Кобылкина и Герасименко? Крюк – монополист на рынке авиаперевозок региона. Он возглавляет АО «Авиационная транспортная компания Ямал». Выручка за 2015 год – без малого 13 миллиардов рублей. Прибыль при таком обороте всего 862 тысячи. Доход Крюка – 32 миллиона. То есть в 37 раз больше прибыли компании, в которой 98,2% акций принадлежит правительству округа.
Миллиарды из бюджета на воздух
Губернатор Кобылкин рьяно поддерживает коллегу по рыбалке. Открываем бюджет округа за 2016 год. Статья «по организации транспортного обслуживания населения воздушным транспортом на межмуниципальных маршрутах», финансирование – 334 миллиона. «На межрегиональных маршрутах» — еще 675 миллионов. Субсидии на лизинг – 1 миллиард.
Кто же может претендовать на субсидии? Компания, расположенная на территории округа и не менее двух лет осуществляющая перевозки в регионе. Читай – «АТК «Ямал». Других нет.
Обращаем внимание на цены на билеты. Стоимость пролета из Салехарда в Надым – 16 423 рубля. Сравним с другой северной компанией, тюменской Ютейр. Билет из Москвы в Тюмень – 3000 рублей. Расстояние от Салехарда до Надыма – 300 км. От Москвы до Тюмени – 1700. То есть 1 км лета из Салехарда до Надыма, ямальцам обходится 30 раз дороже, чем тюменцам километр полета от Москвы до Тюмени. И это с учетом дотаций. Закрадывается мысль, а доходят ли бюджетные деньги до рядовых ямальских пассажиров?
Вообще, на «Ямал» после прихода Кобылкина в губернаторское кресло так и льется поток бюджетных денег. Кроме миллиардных субсидий появились и заказы. В 2010 году у компании заказов было около 11 миллионов. Уже в 2011 году их портфель увеличился в 31 раз. В первую очередь из-за любви губернатора к комфорту. Он и его аппарат летают на Bombardier, который арендуется у «Ямала». В 2013 году он налетал на 400 миллионов. На 2017 год уже заказано перевозок окружных чиновников на Bombardier CRJ200 на 109 миллионов. А год только начался.
Почему же региональные чиновники уверяют, если авиаперевозки не дотировать, они будут убыточны?
Рукотворные убытки
Причину убытков найти легко. В 2007 году авиакомпания имела в парке и самолеты и вертолеты. Однако, в 2007 году разделилась на две. ОАО оставило себе самолеты, а всю вертолетную технику передала в ООО «Авиакомпания Ямал». Владельцем стало ООО «Старк», учрежденное кипрским офшором. На волне деофшоризации, в 2015 году «Старк» из учредителей вышел, а владельцем становится все тот же Василий Крюк. Вертолеты в условиях Крайнего Севера – наиболее выгодные перевозки. Поэтому неудивительно, что в 2007 году АО «АТК «Ямал» показал последнюю крупную прибыль, — 55 миллионов рублей. По тогдашнему курсу – 2 миллиона 300 тысяч долларов. В 2015 году в долларовом эквиваленте прибыль составила… 14 тысяч долларов, то есть в 164 раза меньше. Доходная часть – вертолетная принадлежит Крюку. Он и снимает сливки. А правительство региона перечисляет из бюджета миллиарды на субсидии самолетной компании, которая была бы прибыльной, будь у нее вертолетное подразделение.
При этом в прошлом году правительство за счет бюджета построило 7 новых вертолетных площадок и реконструировало более десятка старых. Поскольку ООО, принадлежащая Крюку, — фактически монополист на этом рынке, это еще одна форма бюджетной поддержки его бизнеса.
По документам в декабре на Ямале бушуют пожары
В прошлом году авиация МЧС налетала 4 000 часов, сбросив на очаги лесных пожаров в ЯНАО 4 500 тонн воды. На земле с огнем боролись 474 десантных пожарных. Однако, мало кто знает, но тушение пожаров шло до нового года. Как спросите вы, ведь в октябре выпадает снег, да и сами пожары закончились в августе. Оказывается, для компании Крюка и правительства области это не помеха. Огонь бушевал главным образом в финансовых документах.
23 декабря 2016 Департамент природного регулирования (ДППР) ЯНАО заключает с вертолетной компанией контракт о тушении лесных пожаров. Удивительно, но тушить лесные пожары на Ямале компании Крюка предстояло до 30 декабря того же года. Сумма контракта – 188 миллионов рублей. Контракт исполнен. И платежки и оплата прошли до нового года.
В том же декабре еще один контракт от Управления Аварийно-Спасательной Службы ЯНАО – на 45 миллионов на проведение лесотехнических работ. 9 декабря еще один, связанный с пожарами, заключили с ДППР. На этот раз на 30 миллионов. 11 ноября – контракт с Департаментом Гражданской Защиты и Пожарной Безопасности, опять лесные пожары, — на 14 миллионов. 8 ноября – 5 миллионов опять на лесотехнические работы. И это при том, что контракты на тушение пожаров были и тогда, когда пожары действительно были. И 10 августа, на 15 миллионов. И 26 июля, на 65 миллионов и 4 июля на 27 миллионов. Более того, 12 января 2016 заключено сразу два контракта на 23 и на 17 миллионов в счет будущего тушения лесов.
Для прокурора ЯНАО это не первый экологический скандал. В 2009 году он получил в аренду земли, незаконно выведенные из лесного фонда. А в 2011 году демонстративно не исполнил решение суда о возврате участка и сейчас продолжает строить свою резиденцию в «Тюменской Барвихе». Земельный скандал реакции Генпрокуратуры не вызвал. Однако, рыбалка на территории особо охраняемой зоны в компании губернатора и олигарха, за которыми обязан надзирать Герасименко стало событием, информация о котором ляжет на стол генеральному прокурору Юрию Чайке.
Подобный разброс выглядит подозрительно. Однако, у прокурора Герасименко вопросов относительно финансовых отношений бюджета и предприятия Крюка не возникает. Может потому, что двойник гаранта законности вместе с двойником Кобылкина и двойником Крюка ловят редкую рыбу в заповеднике Красноярского края, получившем от ЮНЕСКО статус биосферного?
Экологи-браконьеры
Выступая в конце прошлого года перед окружными депутатами, Дмитрий Кобылкин особо отметил роль прокуратуры в сохранении экологии Севера: «Сегодня все понимают ответственность и значимость экологической безопасности в Арктической зоне. Важно это понимание трансформировать в реальные действия. Здесь я хочу сказать слова благодарности… прокурору автономного округа Александру Владимировичу Герасименко не только за внимание к инициативам Ямала, но и за конкретную помощь в их реализации».
А еще в 2014 году Кобылкин наградил Герасименко медалью за борьбу с браконьерством.
Василий Крюк так же отмечен правительством, материально. С его компанией в декабре прошлого года заключен контракт на «авиапатрулирование среды обитания объектов животного мира и водных биологических ресурсов». Этот контракт, как и выше перечисленные прошли с участием единственного поставщика. Не иначе как в благодарность за совместное «авиапатрулирование» Таймырского заповедника в Красноярском крае. Да и кому, как не коллеге рыбаку доверить такое дело. Глядишь, и прихватит в очередное «авиапатрулирование» заповедных мест губернатора с прокурором.
К слову, Василий Николаевич депутат окружной Думы. И не просто, а член комитета по… экологии. Вот с таких стартовых позиций начинается год экологии в стратегическом регионе России.
Приоритеты
Согласно госпрограмме охраны окружающей среды до 2020 года будет построено 7 крупных и 8 средних судов для мониторинга экологической ситуации в арктических морских и речных акваториях.
«Россия, почти треть территории которой составляют районы Крайнего Севера, несет особую ответственность за Арктику. Поэтому среди наших приоритетов в арктической зоне — обеспечение баланса между активной хозяйственной деятельностью и сохранением уникальной окружающей среды». Это цитата Владимира Путина.
Каким образом губернатор, прокурор и депутат – эколог будут совмещать свою активную хозяйственную деятельность с сохранением окружающей среды, как призывает Президент, остается только догадываться.
Если у вас есть информация о нарушениях пишите в рубрику «Сообщить о коррупции» или на электронную почту info@pasmi.ru.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале