Дмитрий Кобылкин: «Борьба с коррупцией на Ямале — это защита нацбезопасности»
Гость проекта ПАСМИ «Интервью с губернатором» — временно исполняющий обязанности губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин. В разговоре с журналистом ПАСМИ Дмитрий Николаевич рассказал, благодаря чему коррупция в ЯНАО ниже, чем по России в целом, какие методы морального поощрения чиновников используются в регионе, какие проекты мирового уровня реализуются на Ямале и как предприниматели, осуществляющие приоритетные для региона виды деятельности, получают 80-процентные скидки.
ПАСМИ: Назовите ключевые проблемы в реализации антикоррупционной политики в регионе. С чем они связаны, какие пути решения этих проблем существуют?
Дмитрий Кобылкин: Главное, что осложняет работу – это правовые пробелы и коллизии в действующем антикоррупционном законодательстве. Например, при замещении вакантной должности государственной гражданской службы РФ Положение о конкурсе прописывает проведение проверки достоверности представленных сведений. Но порядок проверки не определен. И таких моментов, на первый взгляд, вроде бы несущественных, предостаточно. Наше предложение – во взаимодействии проработать возможность объединения всех ключей доступа (МИФНС, Росреестр и других федеральных органов госвласти) в сети Интернет к ресурсам, которые позволяют самостоятельно и, главное, оперативно провести проверку без направления запросов на бумажном носителе.
ПАСМИ: Какие достижения региональной антикоррупционной политики последних лет Вы могли бы отметить? Чья заслуга в этих успехах?
Дмитрий Кобылкин: Борьба с коррупцией на Ямале – это одна из приоритетных задач власти, продиктованная, в первую очередь, защитой национальной безопасности страны. Мероприятия, направленные на противодействие коррупции, у нас, в арктическом регионе, проводятся на постоянной и комплексной основе. Сформировано и постоянно совершенствуется законодательство в сфере антикоррупционной деятельности (на Ямале действует 92 нормативных правовых акта, способствующих предупреждению коррупции и борьбе с ней, 25 из которых приняты в 2014 году), разрабатываются и реализуются меры, направленные на создание механизмов реализации антикоррупционной политики. Успешно реализуется региональная госпрограмма «Безопасный регион» на 2014-2020 годы, предусматривающая, в том числе, проведение ряда мероприятий профилактической направленности в сфере противодействия коррупции.
Все необходимые профилактические меры приняты. Например, во властных структурах определены должностные лица, ответственные за проведение антикоррупционных мероприятий; внесены изменения в планы противодействия коррупции, направленные на достижение конкретных результатов, в том числе на формирование у госслужащих негативного отношения к дарению подарков в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей. Приняты дополнительные меры по повышению открытости информации о сделках, заключенных органами госвласти и подведомственными им учреждениями. Более строго подходим к проверке субподрядных организаций, выполняющих работы в сфере государственных и муниципальных нужд. Это позволяет подвергнуть анализу ту часть сделок, которая ранее оставалась в «тени». Продолжается работа по проведению антикоррупционной экспертизы: в прошлом году, например, экспертизу прошли почти 4 тысячи проектов нормативных правовых актов и более 1,6 тысяч действующих актов. Для создания более прозрачного правового поля привлекаются независимые эксперты. И работа результативна: только в проектах было выявлено 270 коррупциогенных факторов, а в действующих – 8. Все они устранены. Такая же работа проведена и органами местного самоуправления.
В этом ряду отмечу одно из успешных направлений в борьбе с коррупцией – обеспечение доступности и качества государственных и муниципальных услуг. В столице Ямала Салехарде с мая 2011 года действует Многофункциональный Центр, всего в округе работают семь МФЦ.
Стали шире использоваться возможности по привлечению нарушителей к дисциплинарной ответственности. По результатам заседаний комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов за 2014 год привлечено к дисциплинарной ответственности 10 гражданских и 65 муниципальных служащих.
Особое внимание уделяем соблюдению требований законодательства о закупках товаров, работ, услуг для государственных нужд округа. В полной мере реализуется в округе Федеральный закон о контрактной системе – разрабатывается нормативно-правовая база, необходимая для внедрения контрактной системы. Как и ранее, действует централизованная система закупок, создана специальная комиссия по их осуществлению. Жестче стал контроль при планировании и осуществлении закупок со стороны финансового органа округа путем взаимодействия региональной информационной системы в сфере закупок и автоматизированной системы «Бюджет».
Как и прежде, на особом контроле работа по рассмотрению обращений граждан, в которых сообщается об имеющихся фактах коррупционных проявлений. Все эти обращения, в том числе поступившие через Интернет, рассмотрены с соблюдением установленных сроков. Для проверок фактов специалисты выезжают в муниципалитеты. Каждое полугодие на Ямале проводятся социологические исследования, которые позволяют оценить уровень коррупции в муниципальных образованиях. Особо выделяется мнение респондентов из предпринимательской среды. И здесь показательный факт: по России в целом коррупцию считают распространенным явлением 89% опрошенных, в ЯНАО – 58%. Уровень коррупции в стране, по мнению респондентов, стабильно высокий, при этом в округе он снизился на 5% по сравнению с 2013 годом. Официальная статистика показывает, что по итогам 2014 года принимаемые совместные меры профилактического характера способствовали снижению количества коррупционных преступлений в регионе почти на 33% (с 283 до 190 по итогам 2013 года).
Активно работают в этом поле и наши СМИ, на постоянной основе освещая работу, направленную на противодействие коррупции. На местах специалистами оказываются бесплатные юридические консультации (в 2014 году правовую поддержку получило около 3 тыс граждан), проводятся регулярные встречи с учениками школ и студентами. И, конечно, мы продолжаем практику обмена информацией между правоохранительными и налоговыми органами по проверке достоверности деклараций о доходах и расходах чиновников.
ПАСМИ: Как осуществляется борьба с коррупцией в регионе? Как организовано взаимодействие с правоохранительными органами? Есть ли проблемы в этом взаимодействии?
Дмитрий Кобылкин: Повторюсь: борьба идет по всем фронтам, и значение качественного взаимодействия всех включенных в эту работу структур переоценить сложно. В округе с августа 2010 года действовало специальное Соглашение о взаимодействии с федеральными органами власти в сфере противодействия коррупции. Сейчас, в связи с изменениями в законодательстве и регламенте работы налоговой службы в этом направлении, подготовлено и на днях будет подписано новое, усовершенствованное Соглашение. Этим документом предусмотрен порядок взаимодействия сторон не только в рамках проведения проверок достоверности и полноты представленных сведений, но и соблюдения ограничений и запретов. В эту работу включены все основные структуры – от госорганов, правоохранительных и контролирующих органов – до федеральных регистрирующих структур.
ПАСМИ: Как налажены взаимоотношения с федеральным центром? Между региональными и федеральными чиновниками достигнуто взаимопонимание?
Дмитрий Кобылкин: Взаимоотношения прочные, рабочие, развивающиеся. Аппаратом полномочного представителя Президента России в Уральском федеральном округе регулярно проводятся видеоконференции, совещания по антикоррупционной тематике, в том числе с участием представителей управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции и управления Президента РФ по вопросам госслужбы и кадров. Причем участие в таких совещаниях принимают не только глава региона, но и руководители муниципалитетов, что крайне важно для понимания общей ситуации, для того, чтобы принятые решения приносили качественный результат.
ПАСМИ: Сейчас многие высокопоставленные чиновники проходят исследование на полиграфе. Вы готовы пройти детектор лжи и проверить своих заместителей?
Дмитрий Кобылкин: Готов. Мне скрывать нечего. Да и заместителям, думаю, будет интересен такой опыт… И мне – результат.
ПАСМИ: Внедрена ли в регионе система комплексного поощрения чиновников, добросовестно и эффективно исполняющих свои обязанности? Кто герои региона, какие должности занимают, как награждены?
Дмитрий Кобылкин: Я согласен с советской системой поощрений профессионалов, достойных людей. Когда на Доске почета человек видел своего близкого, друга, это было очень приятным фактом, люди гордились своими родственниками, их достижениями. Поэтому считаю правильным сказать искренние слова благодарности тем, кто этого действительно заслуживает. Мы, конечно, используем инструменты морального поощрения за добросовестное и высокоэффективное исполнение должностных обязанностей. В 2013-м мы утвердили положение о Доске почёта в госорганах автономного округа, причем эта информация доступна на официальных Интернет-сайтах. Это хорошая практика популяризации ответственного и добросовестного отношения к исполнению должностных обязанностей. В этом же ряду учрежден ежегодный конкурс на звание лучшего гражданского служащего по различным номинациям. Причем лауреаты, защищая конкурсные работы, должны продемонстрировать свои деловые качества, потенциал профессионального развития, опыт и знания в определенной сфере. Профессионалы, в какой бы отрасли, сфере они ни трудились, достойны уважения и почета.
ПАСМИ: Как организовано взаимодействие чиновников и бизнеса? Какие проблемы есть в этой сфере?
Дмитрий Кобылкин: Считаю, что на Ямале сформирована крепкая, рабочая система взаимодействия власти, общественности и малого бизнеса. Предприниматели входят в состав всех коллегиальных совещательных органов. В регионе функционирует институт уполномоченного по защите прав предпринимателей, цель которого – обеспечение гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. В целом взаимодействие власти и бизнеса в регионе оцениваю на «хорошо».
В большинстве случаев бизнес находит поддержку со стороны чиновников. Если законодательство позволяет, власть идет навстречу бизнесу, потому как развитие предпринимательства для нашего региона – очень важное направление.
По итогам ежегодного опроса, который проводится Правительством региона, в 2014 году подавляющее большинство опрошенных предпринимателей затруднились назвать проблемы, мешающие развитию бизнеса, или прямо указали на их отсутствие. Но 16,9% назвали в ряду проблем высокие налоги и социальные отчисления, а 8,4% выразили обеспокоенность высокой конкуренцией и административным давлением. Так что нам есть, над чем работать.
ПАСМИ: Какие меры принимаются для создания благоприятных условий для развития бизнеса в регионе?
Дмитрий Кобылкин: Для этого в округе делается очень многое, причем как в сфере малого, так и крупного бизнеса. На территории реализуются крупнейшие даже в мировом масштабе проекты, которые имеют государственное значение. Строительство завода Ямал СПГ, возведение нового российского морского порта Сабетта, строительство трубопроводной системы Заполярье – Пурпе – Самотлор, проекты в газоперерабатывающей и нефтехимической отраслях – все они направлены на ускоренное развитие национальной экономики, все они станут крепкой основой благополучия всей страны. Правительство ЯНАО всячески поддерживает подобные промышленные и инфраструктурные проекты, предоставляя государственные гарантии и налоговые льготы, тем самым создавая благоприятный инвестиционный климат.
Мы широко стали применять на территории механизмы государственно-частного партнёрства. Сейчас с его использованием в регионе строятся 7 детсадов и 1 общеобразовательное учреждение. По демографическим показателям Ямал – в первой пятерке регионов-лидеров, поэтому привлечение частных инвесторов для решения проблемы очередности в детсады для нас очень актуально. Все эти объекты, кстати, будут введены в эксплуатацию не позднее 1 декабря 2015 года.
Для оказания господдержки в форме налоговых преференций утверждён Перечень организаций, которые реализуют приоритетные для региона инвестиционные проекты, где сегодня 19 организаций, реализующих 26 проектов на общую сумму более 1,9 триллионов рублей.
Для субъектов малого и среднего предпринимательства, которые также трудятся в сфере приоритетных для Ямала направлений, предусматривается прямая финансовая поддержка в виде субсидий. Ежегодно на эти цели из окружного бюджета выделяется порядка 450 миллионов рублей. Для предоставления доступа малого и среднего бизнеса к кредитным ресурсам работает Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства ЯНАО и Фонд микрофинансирования субъектов малого предпринимательства ЯНАО. Помощь фондов помогла очень многим предпринимателям приступить к реализации целого ряда социально значимых проектов, в том числе в сфере животноводства, производства лакокрасочных изделий, строительных материалов, продуктов питания, развития туристической деятельности, услуг в сфере здравоохранения. Работает у нас Региональная лизинговая компания «Ямал», которая оказывает услуги по приобретению современного оборудования, необходимого для организации производства.
Для снятия административных барьеров в округе действует единый регламент сопровождения инвестпроектов по принципу «одного окна» на всех этапах развития бизнеса – от консультативной помощи до поиска потенциальных инвесторов.
Отмечу еще один важный и позитивный факт: на основе предложений предпринимателей и уполномоченного по защите прав предпринимателей Правительством округа утверждена выкупная стоимость земель для субъектов малого и среднего предпринимательства в размере 20% от их кадастровой стоимости. Фактически предприниматели, осуществляющие приоритетные виды деятельности, получили 80-процентную скидку при выкупе земли. Кроме того, в округе принят закон о двухлетних «налоговых каникулах» для индивидуальных предпринимателей, зарегистрировавших свою деятельность впервые. Так что работа у нас на Ямале ведется в этом направлении самая масштабная.
ПАСМИ: Уже сейчас Управлением Президента по вопросам противодействия коррупции формируется Национальный План противодействия коррупции на 2016-2017 гг. Что, на ваш взгляд, необходимо в первую очередь внести в План для успешной реализации антикоррупционной политики?
Дмитрий Кобылкин: Первое – это совершенствование законодательства в сфере противодействия коррупции. На региональном уровне мы вносим изменения в отдельные законодательные акты, направленные на реальное противодействие коррупции. Мое мнение: на всех уровнях, все вместе, мы системно должны работать над созданием абсолютно нетерпимой позиции к любым, даже самым малейшим проявлениям коррупции. Любой человек на территории должен понимать, что коррупционер – это не только нарушитель Закона, но и тот, кто реально мешает нашему региону, нашей стране развиваться, становиться более сильными и комфортными. И здесь хорошими помощниками являются именно журналисты, СМИ. Ямал – далеко не самый коррупциогенный регион страны, но это не повод для самоуспокоения. Поэтому работа продолжается.
Беседовала Ольга Дружинина
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале