Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Кому обязаны губернаторы первыми местами в рейтингах?

28.02.2017 / 07:50 Новости

Губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин возглавил рейтинг губернаторов, составленный Центром информационных коммуникаций «Рейтинг». При этом громкий скандал о браконьерской рыбалке с участием двойников Кобылкина, прокурора ЯНАО Александра Герасименко и руководителя авиакомпании, чье состояние зависит от миллиардных вливаний из бюджета региона, никак не повлиял на первое место губернатора. Как не повлияло и то, что в национальном инвестиционном рейтинге Агентства стратегических инициатив Ямал спустился с 16 на 18 место. Мы задали вопрос об объективности рейтинга ведущим экспертам страны.

Фото: russia-rating-ru
Фото: russia-rating-ru

После браконьерской рыбалки прокурор ЯНАО спал у ног местного олигарха?

Дружи с крупным бизнесом – попадешь на первое место

Учителем в политике для Дмитрия Кобылкина был Анатолий Острягин, близкий к компании «Новатэк» (ведущему производителю газа в России) вице-губернатор Ямала. Поддержка всех инициатив «Новатэка» — кредо губернатора. Впрочем, именно она и дает ему прекрасные показатели по созданию рабочих мест. Строительство нового порта «Сабетта» обеспечивает «Новатэку» независимость от трубопроводной системы, и конкурентное преимущество Газпромом и Роснефтью. Более того, поддержав проект «Новатэка», Кобылкин на долгие годы обеспечил себя прекрасными показателями, например, порт дает полуострову около 20 тысяч рабочих мест. Единственное примечание, в «Сабетте» трудятся не столько местные, сколько вахтовики. Но, это в статистике не учитывается.

Олег Матвейчев матвейчев. Фото pobedpix.com
Олег Матвейчев. Фото pobedpix.com

«Мы не избежим хороших показателей при хорошем бюджете. – убежден Олег Матвейчев, политолог, профессор факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ.

В ЯНАО бюджет дефицитен, но там идет строительство порта «Сабетта», имеющее гигантское значение для России, для развития Северного морского пути. Губернатор уделяет этому проекту 90% своего времени.

Если убрать нефтегазовую составляющую, рейтинг мог бы быть другим.

Александр Карлин, руководитель Алтайского края (№49 в рейтинге) сделал хороший рывок по всем показателям, прежде всего по сельскохозяйственной и смежным отраслям, туризму. Он бы был вообще высоко, его немного занизила тема политики, потому что на выборах в Госдуму «Единая Россия» показала не самые выдающиеся результаты, зато его хорошо вытягивает экономика. С социально-экономической точки зрения он действует эффективно. И Краснодар, и Волгоград и Ставрополь сделали большие рывки. Они воспользовались условиями импортозамещения. Можно было проспать, а они не проспали. Свердловская область (53 место) продолжает себя хорошо чувствовать и выдает хорошие показатели. Однако, мешает политика. Им бы унять политические страсти, очень политически бурный регион».

Промышленные регионы обошли стороной

%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d1%80%d0%b5%d0%b9-%d0%b4%d0%b0%d1%85%d0%b8%d0%bd
Андрей Дахин. Фото: regcomment.ru

Рейтинг гармонично развитых регионов оказался необычайно низким. Андрей Дахин, профессор, начальник управления научных исследований и проектов НИУ – филиала РАНХиГС объясняет это двумя причинами, — сверхдоходами нефтяных регионов и перестановками в губернаторском корпусе.

«Здесь профиль региона отображает специфику секторальной экономики, – уточнил эксперт. — То, что называют зависимостью от энергоносителей. Она сказывается на позициях нефтеносных регионов, которые наполняют бюджет, а губернатор сидит на бюджете.

Мы понимаем, что нефтяные и газовые ресурсы и возможности, которые они предоставляют, выводят этих губернаторов вверх списка. То, что мы связываем с импортозамещением, с промышленностью, уходит в середину или конец списка. Середняки, крепкие всесторонне развитые промышленно и аграрные регионы съезжают вниз.

Нижегородская область и Кемеровская область сползли в конец списка. В это году это объясняется тем, что вверх пошли фигуры новых и.о. губернаторов, назначенных взамен ушедших или арестованных. Хотя они себя еще не проявили, их воспринимают как журавлей в небе, сулящих новые высоты. Новгородская область поднялась с 28 на 26 место. Карелия с 84 на 79 место и так далее. Последний рейтинг отражает надежды, там много авансов».

Стратегия развития страны до 2020, предполагающая, что перерабатывающий и инновационный сектора будут расширяться, а значение углеводородов падать, позволяют надеяться, что в рейтингах после 2020 года нефтедобывающие регионы будут разбавляться промышленными, такими как Нижегородская область.

Забыли про малый бизнес

Ключевой для развития страны фактор — развитие малого бизнеса. В ЯНАО бюджет наполняется за счет нефтегазовых гигантов и условия для малого бизнеса вовсе не лучшие в стране. По сути, особых стимулов для этого нет.

Денег в округе так много, что даже на миллиардные хищения в Газпроме местные правоохранители закрывают глаза.

А когда денег много, тратить свое время на развитие малого и среднего предпринимательства, нет смысла. Но рейтинг глав регионов это не учитывает.

Борис Титов
Борис Титов

«Ситуация с развитием малого бизнеса – не главный критерий при составлении этого рейтинга. – поделился с ПАСМИ своим мнением Борис Титов, Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей. — В первой двадцатке как регионы, которые реально заботятся и развивают бизнес на своей территории, так и середнячки в этом плане.

Проект ПАСМИ «Интервью с губернатором». Дмитрий Кобылкин: «Борьба с коррупцией на Ямале – это защита нацбезопасности»

Но радует, что довольно большое число регионов лидеров, оказались лидерами и в части поддержки бизнеса. Речь прежде всего о Татарстане, Башкортостане, Тюменской, Белгородской, Ульяновской, Калужской областях».

Рейтинг не отражает реальность

Рейтинг решает политические задачи и никак не связан с реальностью, таково мнение ряда экспертов. Почему, объясняет Глеб Мусихин, доктор политических наук, профессор департамента политической науки НИУ ВШЭ.

%d0%bc%d1%83%d1%81%d0%b8%d1%85%d0%b8%d0%bd
Глеб Мусихин

«Сама идея рейтингования губернаторов в такой «пестрой» стране как Россия представляется мне не столько оценкой успешности деятельности региональных лидеров (неважно, является данная оценка «объективной» или «предвзятой»), сколько целенаправленным пропагандистским проектом, решающим самостоятельные политические задачи. Если в США появится такой же рейтинг, никто всерьез не будет воспринимать разные места в нем губернаторов Калифорнии и Кентукки, а если и будет воспринимать всерьез, то причина будет не в успешности данных губернаторов, а в тех политических планах и ожиданиях, которые связываются с этими региональными лидерами.

Поэтому основной вопрос, связанный с опубликованным рейтингом не в том, насколько он объективен, а в том какие политические задачи данный рейтинг решает.

На мой взгляд, такой задачей является демонстрация близости того или иного регионального руководителя к федеральной власти. При этом данная близость отражает не столько политическую реальность (последняя скрыта от экспертной публики), сколько представление экспертного сообщества об этой реальности».

Напоминаем, что каждый читатель ПАСМИ может задать свой вопрос губернатору в рубрике «Интервью с губернатором».

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале