В диссертации прокурора отрезанная голова выдвигала требования
Диссернету — сообществу экспертов, исследователей и репортеров, которое занимается проверкой диссертаций на плагиат, — исполнилось два года. За этот недолгий период Диссернет проделал колоссальную работу по выведению на чистую воду нескольких тысяч аферистов, которые присвоили результаты чужих исследований, чтобы получить ученые степени кандидатов и докторов наук. Первое Аникоррупционное СМИ поздравляет сообщество Диссернет с днем рождения и желает успехов в развитии этого уникального проекта.
19 марта в Независимом Пресс-Центре состоялась пресс-конференция «Вторая годовщина проекта Диссернет», в которой приняли участие Андрей Заякин, один из основателей Диссернета, и Александр Верховский, директор центра «СОВА».
На пресс-конференции Андрей Заякин представил результат проверки одной из диссертации на атиплагиат. Сотрудники Диссернета так анонсировали выступление: «Во время пресс-конференции будет представлен один из самых любопытных пациентов Диссернета, изученных за всю историю деятельности. Персонаж, о котором пойдет речь, — влиятельный господин в погонах, и, несомненно, представляет самый серьезный общественный интерес. Он полностью эксклюзивен, и о нем мы еще ни разу не писали, экспертиза на сайте не выкладывалась. Не менее интересен и источник, с которого списана его диссертация. Некоторые авторы заимствованных текстов будут присутствовать».
На пресс-конференции была представлена заимствованная диссертация Павла Александровича Данилова. В феврале 2008 года он был назначен на должность прокурора, затем старшего прокурора отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму. В октябре 2011 года прокурор успешно защитил диссертацию, тема которой «Защита прав, свобод и законных интересов личности при противодействии экстремизму», и вскоре получил диплом кандидата юридических наук. В сентябре 2014 года Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка подписал приказ о назначении Павла Данилова на должность прокурора Кировского района Санкт-Петербурга.
Чтобы стать кандидатом наук, Данилов решил пойти простым путем, который использует каждый второй нерадивый студент при написании курсовых: найти исследования прежних лет на подобную тему, извлечь из них подходящие фрагменты, обновить (убрать) неактуальные даты и цифры, заменить некоторые именования (названия предприятий, городов и т.д.). Час-другой работы – и готов текст новой диссертации!
Так, из диссертации С.В.Азевой «Современный политический экстремизм в России: структурно-функциональный анализ» Данилов берет предложение «Яркий пример — палестино-израильский конфликт, очередной виток эскалации которого наблюдался в июле 2005 г.» и подает его в своем тексте, заменив «июль 2005 г.» на «постоянно»: «Яркий пример — палестино-израильский конфликт, очередной виток эскалации которого наблюдается постоянно». Всего прокурор переписал с текста С.В. Азеевой 12 страниц.
48 страниц (полностью или частично) он списал из исследования Г. Кожевниковой «Радикальный национализм в России и противодействие ему в 2008 году», опубликованного в сборнике докладов Информационно-Аналитического центра «СОВА» в 2009 году.
7 страниц (каждая страница списана частично) — из монографии А.М. Верховского «Государство против радикального национализма. Что делать и чего не делать?» (2002 год).
7 страниц взято из тезисов выступления представителя центра «СОВА» на консультации ЕС-Россия по правам человека в Брюсселе (2009 год).
Плотность заимствований: «Тезисы выступления представителя центра «СОВА» на консультации ЕС-Россия по правам человека в Брюсселе 29.05.2009»
Общее количество заимствованных страниц — 83, что составляет не менее половины текста диссертации, учитывая, что Сводную таблицу заимствований можно посмотреть здесь.
Разоблачители плагиата обнаружили в диссертации Данилова не только скопированные опечатки из заимствованных текстов. В работе кандидата юридических наук есть языковые курьезы и нелепости, обусловленные, в том числе, невнимательностью при списывании из первоисточника.
Так, на одной из страниц диссертационного исследования прокурора находим: «В декабре отрезанная голову у убитого таджикского трудового мигранта и подброшенная к зданию муниципалитета в Москве сопровождалась требованием изгнать рабочих-мигрантов». В тексте первоисточника было «В декабре одна неонацистская группа отрезала голову у убитого ею таджикского трудового мигранта и подбросила ее к зданию муниципалитета в Москве с требованием…».
Те фрагменты текста, которые все же диссертанту удалось написать самостоятельно, отличаются отсутствием академического стиля, необходимого для научных исследований. Немногочисленные авторские отрывки текста страдают налетом публицистичности: «эта статья вообще неприменима, потому что заставляет нас сажать аж на четыре года даже за распространение Библии». Или «идею ограничений внутреннего устройства партий я не разделяю. Запрещать нужно только военизированный характер, а авторитарное/тоталитарное устройство — пожалуйста. Так даже лучше для ясности — видно, кто есть кто. Несправедливо В. Жириновскому запрещать избрание себя самого председателем на срок в 10 лет — пусть бы имел такое право».
ПАСМИ уточнило у Андрея Заякина, будет ли Диссернет инициировать процедуру лишения Данилова ученой степени. «Только после того, как мы добьемся закрытия диссертационного совета, где он получил свою степень, — это диссертационный совет Юридического Института (Санкт-Петербург), — пояснил сооснователь Диссернета.- Иначе им же спустят рассматривать этого вопрос».
Алена Подлесных
Читать также
Андрей Заякин: «Диссернет» сильнее чиновников
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале