Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Андрей Заякин: «Диссернет» сильнее чиновников

Учителя, преподаватели вузов и родители школьников и студентов уже давно с тревогой говорят том, что всю обучающуюся часть России охватила эпидемия плагиата. А в последние два-три года в СМИ все чаще пересказываются скандалы, в которых имя того или иного высокопоставленного чиновника упоминается в контексте «плагиат диссертации». Первое Антикоррупционное СМИ предлагает интервью с одним из основателей «Диссернета» — сообщества экспертов, исследователей и репортеров, которые занимаются исследованием диссертаций на плагиат, — Андреем Заякиным.

tn165x165-zayakin-avatar
Андрей Заякин

ПАСМИ: Краткий экскурс в историю Диссернета и  того, как Вы стали одним из его основателей?

Андрей Заякин: Я занялся диссертациями депутатов Госдумы в связи с принятием ими совершенно безнравственного закона, нарицательно именуемого ныне законом «Димы Яковлева». В известном смысле это была поворотная точка в моей биографии: до того момента я, живя за границей, с ужасом и болью смотрел на происходящее в России, не представляя, что один университетский сотрудник без связей и денег может сделать для предотвращения национальной катастрофы. Когда я начал изучать диссертации депутатов с буквы «А» — Абубакиров, я понял, что мы сильнее чиновников – даже один скромный интеллигент с компьютером может вытащить их на поругание и посрамление, причем на полностью доказанных основаниях. Вскоре я вышел на коллег, которые занимались аналогичными расследованиями: Сергей Пархоменко смотрел диссертацию сенатора Гаттарова , Андрей Ростовцев – университетского деятеля Андриянова, Михаил Гельфанд и Кирилл Михайлов работали в комиссии при Ливанове, которая лишила степеней 11 лиц, допустивших нарушения при написании диссертаций. В марте 2013 г. мы объединили наши усилия, и мощность проекта превысила все запланированные ожидания примерно в сто раз. Я думал, что к концу 2015 г. я в одиночку в лучшем случае завершу работу над анализом сотни диссертаций; к настоящему моменту мы, работая вместе, переварили уже 10000, и колеса мясорубки профессора Ростовцева продолжают крутиться.

 ПАСМИ: Что Диссернет считает своими достижениями? Какие проблемы возникают в деятельности Диссернета?

скачанные файлы (1)Андрей Заякин: Наше главное достижение – установление схем аффилированности ВАК с диссеродельной корпорацией. Рассмотрением заявлений о лишении ученой степени и утверждением диссертаций занимаются экспертные советы ВАК. Достаточно сравнить состав экспертных советов ВАК и диссертационных советов, которые многие годы пропускали списанные диссертации, и становится понятно, как вся система функционировала. Без покровительства в экспертном совете ни одна фальшивая защита не прошла бы. Министр Дмитрий Ливанов бессилен перед этими людьми: они блокируют любую разумную инициативу министра и не дают ему очищать российское образование от грязи. ВАК совершенно вышел из-под контроля Ливанова: так, на недавнем заседании по Сметанову, Экспертный совет в лице председателя Порфирьева отменил действие Гражданского кодекса РФ, заявив, что по доверенности не может принять представителей заявителя, хотя министерство образования и науки в лице подчиненной Ливанова Светланы Нарутто нам прямо разъяснило, что представитель может участвовать в заседании. Так Порфирьев напрямую игнорирует разумные решения Ливанова. Председатель Порфирьев чует, видимо, что ему сидеть на своем председательском кресле осталось недолго: его диссертант Топеха занимает почетное место в нашей галерее, и мы не верим, что это произошло с Топехой без ведома профессора Порфирьева. Мы очень надеемся на то, что Ливанов сумеет обуздать совершенно распоясавшихся экспертов, которые не исполняют распоряжения руководства Минобрнауки и  Гражданский кодекс.

топехаПАСМИ: Как Вы можете прокомментировать недавний провал в ГД РФ продвижения законопроекта об отмене срока давности лишения ученых степеней?

Андрей Заякин: Как намеренный обман депутатами своих избирателей. Их главным аргументом было то, что ретроактивная отмена срока давности для плагиаторов придаст обратную силу закону, который устанавливает или отягчает ответственность, что запрещено ст. 54 Конституции. Но это вранье, так как изъятие заведомо фальшивой степени не есть привлечение к ответственности. Точно так же, если у вас изымают фальшивые купюры, это не тождественно изъятию у вас собственности по решению суда, или наложению штрафа: фальшивая купюра – не  имущество, а купленный диплом не делает вас кандидатом наук. Поэтому изъятие кандидатской степени у плагиатора – это не лишение его какого-либо права, а исправление допущенной государством ошибки. Эти люди, по сути, никогда не были кандидатами наук, и отзыв степени просто признает, что решение диссертационного совета было ничтожным.

 ПАСМИ: Наше издание публикует историю арестованного экс-начальника ГУЭБиПК МВД РФ генерала Дениса Сугробова, у которого есть ученая степень кандидата юридических наук. Проверял ли Диссернет его диссертацию и что может по поводу нее сказать?

Андрей Заякин: Да, Сугробовым занимался я лично и довольно давно, это наше дело №819 (последнее открытое дело — № 10115). Я не нашел у него плагиата, имели место лишь корректные цитаты, преимущественно из законодательства, поэтому дело было закрыто.

ПАСМИ: Есть ли еще примеры, когда в работах высокопоставленных чиновников Диссернет искал плагиат, но проведенная проверка пока никаких совпадений с чужими научными трудами не дала?

Андрей Заякин: Есть, например, в третьей диссертации министра Мединского, в отличие от первой и второй, мы почти ничего не нашли. Другое дело, что специалисты по истории вынесли очень интересные суждения по содержательной части этой работы, но это не входит в нашу компетенцию – мы анализируем только авторство, но не суть работы.

Беседовала Ника Шадова

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале