Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

«Ремонт» Южной Осетии может затянуться на неопределенный срок

24.06.2013 / 07:19 Подробности

Одна из самых амбициозных инициатив Дмитрия Медведева близка к провалу. 6 лет назад, после отражения грузинской агрессии, Россия пообещала восстановить Южную Осетию. С 2008 по 2012 год за счёт российских налогоплательщиков из федерального бюджета страны на эти цели выделили 33 643 212 000, 3 рублей. Восстановление из руин планировали закончить за 4-5 лет. Сегодня не только осетины, но и российские чиновники признают: при существующих темпах коррупции работы затянутся на неопределённый срок, при условии, что Россия не свернёт финансирование.

Да, восстановлены школы, больницы, дороги, инфраструктура, но количество заявлений о коррупции, недовольство сторон друг другом и постоянный передел выделяемых средств только растёт. Счётная палата Российской Федерации решила внести ясность в вопросы инвестиций, направленных в республику за последние два года.

Проверка показала, что бюджет республики Южная Осетия более чем на 90% состоит из инвестиций Российской Федерации. При этом в республике нет своего Уголовного и Гражданского кодекса, арбитражного законодательства, нет даже кодов бюджетной классификации. В бюджете РЮО остатки на конец года просто не фиксировались, поэтому проверяющие не располагали сведениями об объёмах остатков денежных средств по состоянию на 2011 год. Отсутствует кассовое исполнение бюджета, не установлен порядок открытия и ведения счетов, в том числе — и государственного бюджета. Отсутствует санкционирование оплаты денежных обязательств, осуществляемое в форме разрешительной надписи после проверки документов при списании денежных средств со счёта бюджетополучателя.

Финансирование расходов государственного бюджета осуществляется посредством перечисления средств с бюджетного счёта Минфина республики на счета бюджетополучателей, открытые ими самостоятельно в Национальном Банке Республики на основании принятых от бюджетополучателей заявок на оплату расходов и подтверждающих документов. При этом отсутствует конкурсная система размещения заказов на выполнения работ по государственным программам, нормативные акты по критериям отбора подрядных организаций, квалификационных требований к ним. Нет нормативных актов по системам авансовых платежей и приёма отчётности по проведённым работам.

В 2011-2012гг. на инвестиционную программу Республики Южная Осетия было выделено 12 878 520 000, 11 руб., в том числе — на социально-экономическое развитие 5 358 554 001,1 руб., на восстановление объектов и осуществление бюджетных инвестиций – 7 519 966 000 руб. (строительство, инфраструктура, машиностроение, сельское хозяйство). Именно последняя цифра подверглась детальному изучению инспекторов. При необходимости в ходе проверки рассматривались и более ранние периоды выделения денежных средств.

Первое, что заметили – приписки налогообложения. В Южной Осетии отсутствует налог на добавленную стоимость. Но в республике настояли, чтобы при закупке материалов и механизмов в РФ этот коэффициент был. Его предлагали применять к итоговой стоимости оборудования и материалов, но с Минфином России этот вопрос не согласовали, при этом активно применяли на практике. Выяснилось, что по 43 объектам строительства путём неправомерного внесения коэффициента 0,18 в акты приёмки работ на счета подрядных организаций Минстроем республики было перечислено 294 865, 3 тыс. руб.

Строительство

В 2011 году Минстрою республики было выделено 2 710 000 тыс. руб. на реализацию 5 мероприятий, и 3 417 790 тыс. руб. в 2012г., общий объём финансирования в рассматриваемом периоде составил 6 127 790 тыс. руб.

Больше всего вопросов и недоумения вызвала дорога Бикар – Ленингор. Строить объект начали ещё в 2009 году и планировали потратить на него 410 000 тыс. руб. Дорога проходит по приграничным селениям и через две контрольные точки – города Дменис и Бикар. В ходе строительства зачем-то сделали лишних 6,8 км. дороги до селения Горет, которое находится в стороне от проекта и исключает прохождение дороги через г. Бикар. А все приграничные дороги между посёлками выделили в дополнительный проект на сумму 97 203, 6 тыс. руб. утвердили план, получили средства и добавили туда ещё один участок дороги – до селения Хелчуа. Поскольку работы по плану не были завершены, из инвестиций уже этого года запросили 750 000 тыс. руб. Деньги получили, но на дорогу направили только 303 000 тыс., В ходе работ от других объектов строительства на эту дорогу отвлекались и дополнительные средства. В итоге стоимость дороги уже составила 825 542, 8 тыс. руб., но объект на момент завершения проверки – 25.02.2012г. – не завершён и в эксплуатацию не сдан. Счётная палата выявила завышение сметной стоимости на 463 841, 2 тыс. руб.

Автомобильная дорога Гуфта-Квайса потребовала финансирования в размере 70 000 тыс. руб. Работы не выполнены, деньги обратно в бюджет не возвращены.

Ещё один загадочный объект – драматический театр К.Л. Хетагурова. На первый этап его возведения Минстрой РЮО выделил 64 000 тыс. руб. Первая подрядная организация потратила 11 742, 2 тыс. руб., чтобы доказать невозможность восстановления. Вторая — за 3 840 тыс. руб. пришла к выводу, что «конструкция вновь возводимых перекрытий совершенно не скажется на несущей способности фундаментов», при этом всего получила на строительные работы 48 417, 8 тыс. руб., а отчиталась только за 31 005, 2 тыс. Куда были потрачены 40 457,8 тыс. неизвестно.

На краеведческий музей Цхинвала Минстрой РЮО выделил 52 000 тыс. руб., из них необоснованно – 7 445 тыс. руб.

В ремонт Государственного Университета вложили 30 000 тыс. руб., подрядчики отчитались только за 19 125,1 тыс., где находятся 10 874, 9 тыс. пока не ясно.

Три организации разрабатывали проектно-сметную документацию разводящих сетей водоснабжения и канализации г. Цхинвал. Затраты составили 54 284,3 тыс. За большую часть средств отчёта не поступило, ущерб составил 39 156,2 тыс. руб.

Ещё три общества с ограниченной ответственностью пообещали ремонтировать разводящие сети водоснабжения и канализации г. Цхинвал на сумму 43 000 тыс. руб. Работы не выполнены, отчёта за финансирование не поступало.

Производство и укладка тротуарной плитки не выполнены вообще. Сумма затрат составила 5 000 тыс. руб. Документально продублированы работы по устройству наружного освещения и газоснабжения на сумму 1 367,2 тыс. руб.

Проверяющие отмечают интересную особенность большинства договоров, заключёнными с подрядными организациями по ремонту сетей и дорожных работ, которую в выводах отчёта коротко формулируют «сроки, объём и место производство работ не определены». В итоге улицы освещены и заасфальтированы местами только наполовину.

Подключение к сетям бассейна, швейной фабрики, общежития, жилого дома и строительство необходимой для этого перемычки потребовало затрат на сумму 10 500 тыс. руб. На 7 189, 2 работы не выполнены. Так же на 9 374 тыс. руб. завышены работы по реконструкции другого плавательного бассейна.

Выборочная проверка строительства и ремонта жилых домов на средства инвестиционной программы показала не всегда неразумный подход к решению этой задачи Минстроем Республики. Например, в многоквартирных домах по ул. Тоболова №125, 127, 129 в 2009-10гг. провели капитальный ремонт, заменили крышу. В 2012 году дома зачем-то снесли и стали строить заново (добавив один этаж каждому) за 49 530 тыс. руб. Установленное завышение стоимости строительства домов — 6 198,6 тыс. руб. Всего на три дома было освоено средств на сумму в 33 265.7 тыс. руб., но строительство не было завершено. Куда делись 16 265 тыс. не выяснено. В итоге на момент завершения проверки 26.02.13г. объём незавершённого строительства по трём объектам составил 16 414,8, убытки — 22 463, 6 тыс. руб.

Общая сумма необоснованных расходов по другим проверенным объектам строительства жилья составила 9 641,5 тыс. руб.

Затраты на скандально известный проект водовода «Эдис-Цхинвал», числившийся первоочередной задачей на восстановление ещё в 2008г., не поддаются точному исчислению, но в ходе проверки документально подтверждены два интересных факта. В 2009г. 120 000 тыс. руб. были перечислены подрядчику, затем – переведены на счёт коммерческой организации. Деньги предназначались на работы в 2009-10гг., но за эти средства подрядчик не отчитался до сих пор. А в 2012 году водовод «Эдис-Цхинвал» как объект незавершённого строительства со стоимостью произведённых затрат 387 441 тыс. руб. был передан Минстрою республики. Разница в 267 441 тыс. руб. должна была поступать на ремонт объекта до его передачи на баланс государства.

Общая сумма потерянных в строительной отрасли средств финансирования, выделенного Минстрою Республики за 2 года, составила 997 251 тыс. руб. (16% от общего объёма).

Минстроем республики должна была проводится экспертиза проектно-сметной документации подрядчиков, чью работу финансировало министерство на предмет достоверности и обоснованности стоимостных расчётов. Но из 47 мероприятий и объектов только по 14 получены положительные результаты экспертизы. При этом работы по 33 объектам проводились при полном отсутствии проектно-сметной документации (на сумму 1 319 214 тыс. руб.). Достаточно было устного распоряжения президента и гарантийного письма от генподрядчика. Более того – в большинстве случаев при проектировании объектов нет документов, подтверждающих их государственную собственность, в отдельных договорах на проведение работ их стоимость и график не определены вообще.

В итоге из предусмотренных к вводу в 11-12гг 32 объектов завершено строительство только 10 стоимостью 311 355,3 тыс. руб. Общая сумма незавершённого строительства по 39 объектам на 01.01.13 составила 6 694 778,7 тыс. руб.

Министерство экономики

Объём финансирования в 2011-2012 гг. составил 718 197 тыс. руб.

В министерстве для перераспределения средств инвестиционной программы было проведено ряд несогласованных с российской стороной мероприятий. Уменьшено финансирование овощеводства (на 2 300 тыс. руб.) и садоводства (на 27 803 тыс.руб.), вместо реконструкции молочного завода и приобретения оборудование для него сделано строительство и проектирование нового молочного завода на сумму 43 230 тыс. руб.

Впоследствии, эти и некоторые другие изменения программы были согласованы с российской стороной.

Министерство экономики не обеспечило в срок завершение строительства и сдачу 13 объектов, затраты на которые составили 680 247 тыс. руб.

Государственная программа АПК

Предусмотрено 14 мероприятий, на реализацию которых было перечислено 475 391,6 тыс. руб. в 2011-2012 гг. и 15 000 тыс. руб. было направлено из программы промышленность дополнительно. Общие затраты составили 490 391, 6 тыс. руб.

Без согласования с РФ и вопреки инвестиционной программе крестьянским хозяйствам на 4 года выдали беспроцентные займы на сумму 16 757 тыс. руб.

По документам построили 3 ангара на сумму 11 234 тыс. руб., а фактически — создали 3 фермы, которые потом исключили из инвестиционной программы. В итоге объём отвлечённых средств составил 28 000 тыс. руб.

20 700 тыс. руб. потрачено на закладку фруктового сада. В траншеи закопали 180 тыс. саженцев, но половина погибла из-за несвоевременного проведения работ. Неэффективные вложения составили 10 350 тыс. руб.

100 тыс. саженцев фундука на сумму в 3 700 тыс. руб. были поставлены и распределены между физическими и юридическими лицами. 81% саженцев не взошло. 2 997 тыс. руб. потрачены неэффективно.

Поставлено 9 комплектов теплиц на сумму 5 245, 9 тыс. Теплицы на баленсе министерства не числятся.

Приобретены две дождевальные машины на сумму 2 176,2 тыс. руб., оборудование находится на территории консервного завода, не используются и на балансе не числятся.

12 комплектов системы капельного орошения на сумму 2 315, 5 тыс. руб. находятся на территории завода «Эмальпровод», не используются и на балансе министерства не числятся.

Калмыкский рогатый скот был закуплен по завышенным в 2,3 раза ценам, сумма завышения составила 15 897,6 тыс. руб. Так же выявлены финансовые нарушения в сфере овцеводства, распределения удобрений и другой хозяйственной деятельности.

Промышленность

Раздел предусматривал 8 мероприятий на сумму 227 805 тыс. руб. Средства в размере 15 000 тыс., отвлечённые на «АПК» в программу «Промышленность» не возвращены.

Выявлена приёмка на баланс по цене 7 000 тыс. руб. тракторов, рыночной стоимостью порядка 3 000 тыс. руб. за 1 машину.

Выявленный проверкой Cчётной палаты ущерб Министерству экономики в совокупности составил 105 511,9 тыс. руб. К этим данным добавились суммы неправомерного внесения в акты о приёмке выполненных работ корректировки стоимости материалов, оборудования и затрат на эксплуатацию машин и механизмов — 3 816,6 тыс. руб. – по программе «Промышленность» и 694,8 тыс. руб. по программе «АПК»

Общая сумма неправомерных расходов министерства экономики составила порядка 110 023,3 тыс. руб. или 7,7% от общего финансирования отрасли в размере 1 421 393.6 тыс. руб.

В ходе проверки комиссия выявила две очень неприятные тенденции. Ни один из недобросовестных подрядчиков не был привлечён к ответственности, штрафу или взысканию, и уголовная ответственность за нарушения в расходовании денежных средств. Правительство и Министерства Республики в большинстве случаев даже не пытались истребовать подотчётные средства со счетов подрядчиков, если те не представили документы по их расходованию. Впрочем, каких-либо принятых мер от российской стороны по выявленным нарушениям то же не принято.

Инспектора счётной палаты указали лишь на явные нарушения, объём потерянных средств составил около 18,7% от общего финансирования инвестиционной программы РЮО. Точную цифру на сегодняшний день даже за время проверки установить практически невозможно, поскольку часть финансирования поступала через ФГУ «Южная дирекция», по многим объектам, принятым на баланс республикой, но не завершённым, отсутствует сметная, техническая и сопроводительная документация. Так же до сих пор не определён способ возврата отвлечённых бюджетных средств – в ходе финансирования работ немало средств, направленных на реализацию комплексного плана и инвестиционных программ неоднократно перераспределялись между субъектами финансирования без согласования с российской стороной. Все эти факторы усугубляются часто некачественным исполнением восстановления инфраструктуры и строительства.

Для постепенного выхода из сложившейся ситуации сразу после завершения проверочных мероприятий Министерством Финансов России 22.02.2013 года усилены требования к Минфину Республики вплоть до её приостановления при отсутствии соблюдения соглашения. На таких условиях в Республике согласились обеспечить контроль Минфина России за использованием финансовой помощи, ежемесячно отчитываться за исполнение бюджета и предоставлять аналитическую информацию по данному вопросу, осуществить проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций государственного сектора и др.

Поможет ли ужесточение контроля справиться с коррупцией станет понятно уже через год, пока на бюджетные расходы и инвестиции Россия планирует выделить на нужды Южной Осетии 4 251 650 тыс. руб.

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале