Конец самарской истории
Областная столица может встретить Чемпионат мира по футболу в 2018 году парадными фасадами, за которыми будут скрываться руины важных исторических зданий. Даже если принять экстренные меры, сохранить весь архитектурный фонд уже точно не получится — многие объекты окончательно разрушены — одни превратились в груды кирпича и дерева, на пепелищах других выросли фасады современных зданий.
Средств, выделяемых на реставрацию памятников в Самарской области, катастрофически не хватает. Согласно новой областной программе «Культурное наследие» на 2012-2020 годы, общее финансирование работ по сохранению важных с точки зрения истории зданий, составит 3 млрд. 587 млн рублей. При этом, согласно обозначенному в программе плану, в лучшем случае в 2020 году удастся отремонтировать лишь 6,2 процента зданий от общего количества объектов культурного наследия.
История на миллиарды
На первый взгляд, средства в ремонт исторической части города вкладываются огромные. Помимо трехмиллиардного областного финансирования, существует муниципальная спецпрограмма с финансированием в 1 млрд 747 млн рублей до 2020 года «Сохранение и развитие и популяризация историко-культурного наследия городского округа Самара».
Но городские власти говорят, что для спасения исторической части города всех этих средств недостаточно. Кроме того, не исключено, что дополнительные средства на ремонт будут выделены в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу в 2018 году.
«Для приведения в порядок объектов культурного наследия нужно гораздо больше денег, — сказал ПАСМИ главный архитектор Самары Виталий Стадников. — Например, к Чемпионату мира по футболу в 2018 только на ремонт фасадов (не на реставрацию) более 110 объектов планируют выделить около 3 млрд рублей».
Миллиардов не хватает, потому что почти каждый памятник в городе, за исключением единичных объектов, нуждается в ремонте
Согласно данным областной целевой программы, в Самаре на государственной охране состоит 933 объекта культурного наследия. Но не нужно быть специалистом, чтобы заметить: большинство старинных, красивых зданий находится в пугающем состоянии. Поэтому выражение «государственная охрана» применительно к старинным особнякам звучит как архаизм.
Областные власти признают неудовлетворительное состояние архитектурного фонда. Говорят, что это общая проблема для всех регионов РФ и оправдывают положение дел нехваткой финансирования. Но ПАСМИ выяснило, что региональная столица лишается своего исторического облика и по другим причинам.
Реставрация – обязанность собственника
Механизм восстановления исторического облика выглядит вполне логичным. «За состояние каждого объекта отвечает его собственник. Он действует на основе федерального закона об охране объектов культурного наследия. То есть, в любом случае собственник должен вести работы по реставрации принадлежащего ему памятника архитектуры», — говорит ПАСМИ консультант управления правового-кадрового обеспечения и охраны объектов культурного наследия министерства культуры и молодёжной политики Самарской области Александр Аксарин.
Так как за большинство объектов ответственность несут областные власти, они определяют порядок и очередность реставрационных работ, назначают ответственных лиц. Список для реставрации помогают готовить ученые из Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва.
Так, до 2020 года, по целевой программе, пять объектов должно отремонтировать областное министерство культуры, шесть — местное министерство образования и науки. Еще по одному объекту — Департамент общественной безопасности Самарской области и министерство труда. Итого: 13 зданий. В то же время эксперты-краеведы готовы представить властям список из десятков объектов, требующих срочного ремонта. И даже, при наличии средств, провести работы на каждом из таких сооружений не получится.
Одна из ключевых проблем исторических памятников, как говорят в НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва, — неурегулированность вопросов собственности на них, границ охраняемых территорий и зон ответственности. Областная целевая программа должна решить эту системную проблему целиком лишь к 2020 году. До этих пор часть домов будет оставаться, по сути, бесхозными. Однако с помощью находчивого решения властей — исключать из-под охраны памятники культуры оптом, пугающую статистику удается в некоторой степени скрасить.
Коррупционные списки памятников архитектуры
У опрошенных ПАСМИ экспертов, краеведов и сотрудников компаний занимающихся реставрацией (на рынке работает 5-6 более-менее крупных участников) по большому счету нет претензий к самой программе, очередности реконструкции объектов и проводимым тендерам. Главная проблема, по мнению экспертов, в правовой незащищенности объектов.
Сейчас в Самаре более-менее надежно охраняется лишь 48 зданий, имеющих статус памятников федерального значения. Памятники регионального значения рискуют гораздо больше. Они в любой момент могут лишиться своего охранного статуса и быть ликвидированными. Так, в начале 2013 года из единого государственного реестра объектов культурного наследия были исключены 292 памятника.
«Это открывает широкие возможности для реализации коррупционных схем. Землю под памятниками можно реализовать, и в этом есть прямой коммерческий интерес местячковых властей. Региональные власти должны только включать объекты в список памятников регионального значения, но не должны обладать правами по их исключению», — говорит заместитель руководителя Управления Министерства культуры РФ по ЦФО Дмитрий Лакоценин, который в прошлом занимался охраной памятников архитектуры в Самарской области и хорошо информирован о проблемах.
Депутат самарской губернской думы Михаил Матвеев в беседе с ПАСМИ предположил, что часть объектов в список памятников изначально внесли несправедливо: «Некоторые памятники включались в реестр только из-за коррупционной составляющей. Дело в том, что для дальнейшего исключения объекта из реестра или для его реконструкции нужно получить разрешение министерства культуры. Я думаю, чиновники на этом неплохо зарабатывали», — предположил Матвеев.
Проблемы в самарской архитектуре связаны отчасти с преступной халатностью чиновников, отчасти являются следствием их намеренных действий для извлечения прибыли
Архитекторов и краеведов при этом больше всего волнует не вопрос обогащения чиновников, а перспективы исторических сооружений. Будущее туманно даже у охраняемых памятников:
«Известен случай с особняком Наймушина. Красивейший памятник архитектуры, ограда была представлена в важной исторической книге как образец русского модерна. В итоге особняк сгорел, ограду кто-то снял и увез», — сказал в интервью ПАСМИ заслуженный архитектор России, член-корреспондент Российской Академии архитектуры и строительных наук самарец Ваган Каркарьян. По его мнению, в Самаре необходимо внедрить практику запрета строительства на несколько лет на месте поджога памятника архитектуры.
«Наибольшее беспокойство у нас вызывает судьба особняка Шихобалова, дома 207 по Саранской улице, Фабрики-кухни, — все это образцы всеобщей мировой истории архитектуры. Их нынешнее состояние тревожно, перспективы могут быть любыми, если исходить из того, как быстро вспыхивает пламя», — говорит краевед Степан Смирнов.
Отсутствие порядка в документах, четких границ охраняемых зон и персональной ответственности за тот или иной объект дает лучшие возможности для реализации коррупционных схем, резюмировал Дмитрий Лакоценин.
Он уверен, что проблемы в самарской архитектуре связаны отчасти с преступной халатностью чиновников, отчасти являются следствием их намеренных действий для извлечения прибыли.
Ответственность сотрудник федерального министерства культуры возлагает на областной минкульт и предрекает скорые кадровые перестановки в этом ведомстве. Там с обвинениями ознакомились, возмутились, но официально ситуацию не прокомментировали. Лишь указали на слабую информированность своего оппонента в делах Самарской области.
ПАСМИ в рамках спецпроекта «Руины Поволжья» продолжит адресно следить за ситуацией вокруг знаменитых Самарских памятников архитектуры и разберет шаблонные коррупционные схемы в этой сфере. Также в ближайшее время в рамках спецпроекта, смотрите экскурсию по городу, которого скоро не станет.
Константин Пукемов, Сергей Третьяков
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале