Не трогать Кобылкина, не слушать Бастрыкина: на Ямале не хотят искать бюджетный миллиард
Силовикам неинтересны нецелевые траты на личную резиденцию экс-губернатора
Следственное управление по ЯНАО третий год отказывается возбуждать уголовное дело по факту нецелевого расходования миллиарда рублей. Деньги предназначались на научные исследования, а ушли на реконструкцию резиденции, которую связывают с бывшим губернатором Ямала и экс-министром природных ресурсов РФ Дмитрием Кобылкиным. Личное указание разобраться в этом деле дал заместитель Александра Бастрыкина Эдуард Кабурнеев, но региональные следователи успешно проигнорировали свое федеральное руководство.
ПАСМИ продолжает следить за историей борьбы инженера-изобретателя Виктора Гузя с правоохранительными структурами Ямало-Ненецкого автономного округа. В 2018-м активист опубликовал письмо о том, как через фонд “Ямал” был выведен почти миллиард рублей, предназначавшийся на развитие научной деятельности в регионе. Спустя еще год он документально подтвердил: часть этих средств ушла на реконструкцию резиденции бывшего губернатора ЯНАО и экс-главы Минприроды Дмитрия Кобылкина “Варчаты”. Подрядчик по строительству резиденции — «АСВТехСтрой» — получил как минимум 420 млн рублей из средств, выделенных на науку. Эти финансовые отчеты хранились в архивах окружного СУ СКР, при этом в возбуждать уголовное дело по нецелевому расходованию бюджетных средств в следственном управлении отказывались. В 2020-м Гузь сумел добиться того, чтобы к проверке подключилось Главное следственное управление СКР. Однако, в итоге материалы вновь оказались “замылены” на региональном уровне.
На круги своя
Заявления в СУ СКР по ЯНАО с просьбой возбудить уголовное дело по признакам нецелевого расходования бюджетных средств в особо крупных размерах Виктор Гузь пишет третий год. Однако, регистрировать его обращения как сообщения о преступлении и проводить по ним проверку следователи отказываются. Отказ в возбуждении уголовного дела вынесли также и сотрудники окружного управления МВД.
В 2020 году после запроса, отправленного через депутата Госдумы Дмитрия Сазонова на имя главы СКР Александра Бастрыкина, изучением материалов занялось Главное следственное управление. Курировал этот вопрос, по данным активиста, заместитель Бастрыкина по следствию Эдуард Кабурнеев.
Впрочем, даже под руководством Москвы проверка затянулась, сопровождаясь “отфутболиванием” документов между различными правоохранительными ведомствами. В итоге в сентябре 2020 года материалы вновь оказались в ямальском управлении СКР. Впрочем, на этот раз региональным следователям по настоянию ГСУ все же пришлось зарегистрировать заявление Гузя в книге учета преступлений и провести проверку.
Следственная копирка
А 8 октября, ровно через месяц после того, как было зарегистрировано заявление, проводивший проверку следователь салехардского межрайонного отдела СУ СКР по ЯНАО Павел Оглуздин отказал в возбуждении уголовного дела.
Это решение Виктор Гузь обжаловал непосредственному руководителю Оглуздина — главе салехардского МРСО Семену Леонову. 4 декабря тот отменил отказное постановление своего подчиненного и направил материал на дополнительную проверку.
Впрочем, вторая проверка оказалась еще более скоротечной, чем первая: с учетом новогодних праздников она заняла меньше месяца. Как рассказал Виктор Гузь, уже 11 января 2021 года Павел Оглуздин подписал второе отказное постановление, которое почти дословно повторяло предыдущее, отмененное Леоновым.
Как подчеркнул активист, в качестве так называемых экспертных заключений следователь использовал объяснения, взятые у членов правительства ЯНАО, которые в силу своих должностных обязанностей должны были курировать фонд «Ямал», а следовательно, являются заинтересованными в ходе расследования лицами.
Дело в том, что именно в распоряжение некоммерческой организации “Ямал” в 2010 году и поступил миллиард рублей “на развитие научной деятельности, научные исследования и развитие малого бизнеса, с ними связанного”. А в 2012 году Счетная палата региона указала на отсутствие актов выполненных работ по данному траншу. Где находятся эти акты и существуют ли они вообще, до сих пор неизвестно. Следственная проверка этими документами, судя по всему, не заинтересовалась: никаких упоминаний о них в постановлениях об отказе в возбуждении уголовного дела нет, пояснил Виктор Гузь.
Они в курсе:
— и.о. прокурора ЯНАО Дмитрий Разуваев
— руководитель СУ СКР по ЯНАО Андрей Егоров
— глава УФСБ по Тюменской области Игорь Николаев
Кроме того, собеседник ПАСМИ обратил внимание на то, что следователь Оглуздин в своих постановлениях проигнорировал информацию о том, что 420 млн рублей из научного транша получила частная компания ООО «АСВТехСтрой», которая занималась реконструкцией турбазы «Варчаты». По официальной версии, эта база являлась инновационным проектом по развитию рыболовства и привлечению туристов в ЯНАО. Но по факту попасть туда можно было только на вертолете или водным транспортом. Предположительно, данный объект использовался как VIP-резиденция экс-губернатора Дмитрия Кобылкина, где он встречал высокопоставленных гостей.
На что именно фирма «АСВТехСтрой» потратила бюджетные 420 млн, также неизвестно. Собеседник ПАСМИ рассказал, что в следственных архивах он обнаружил лишь данные о перечислении этих средств, но не нашел документов, подтверждающих их освоение. Между тем, в конце 2019 года экс-глава фонда “Ямал” Сергей Доманский был арестован по обвинению в многомиллионных махинациях с недвижимостью.
Неофициальные факторы
Второе постановление Павла Оглуздина об отказе в возбуждении уголовного дела Виктор Гузь также попытался обжаловать через межрайонный отдел СУ СКР по ЯНАО. Обращение на имя главы салехардского МРСО Семена Леонова он отправил 16 февраля 2021 года. Ответ пришел через три дня — в удовлетворении жалобы было отказано, а письмо подписал исполняющий обязанности руководителя следственного отдела А.С. Алабушев.
Жалобу на ответ Алабушева Виктор Гузь отправил на имя руководителя следственного управления СКР по ЯНАО Андрея Егорова 24 февраля. Ответа заявитель еще не получал.
Между тем, по мнению Гузя, все это время тормозить расследование мог бывший прокурор Ямала Александр Герасименко. О его неофициальных взаимоотношениях с Кобылкиным свидетельствуют многие факты, среди которых — совместная охота и рыбалка.
Они должны быть в курсе:
— генпрокурор Игорь Краснов
— председатель СКР Александр Бастрыкин
— директор ФСБ Александр Бортников
Герасименко называли “непотопляемым прокурором”: несмотря на череду скандалов, он 11 лет — вплоть до 2019 года — возглавлял прокуратуру ЯНАО, затем занял пост главы Уральской транспортной прокуратуры. Правда, оттуда он был уволен через полгода с подачи ФСБ. А вслед за отставкой Герасименко получил место в думе Тюменской области — он стал личным представителем действующего ямальского губернатора Дмитрия Артюхова.
Что касается карьеры Дмитрия Кобылкина, то его из правительства Михаила Мишустина уволили в ноябре 2020 года. Согласно открытым данным, сейчас Кобылкин временно исполняет обязанности заместителя секретаря Генерального совета партии «Единая Россия».
Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях чиновников и правоохранителей, пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале