Акции Pirelli для учительницы танцев: кто выиграл от сделки Сечина на полмиллиарда евро
Акции шинной компании Pirelli, купленные «Роснефтью», могли оказаться у людей из окружения руководителей нефтяного гиганта. К сделке, как утверждают журналисты-расследователи, имели отношение люди без опыта в большом бизнесе, например, хореограф и экс-сотрудник предприятия управделами президента.
В 2014 году «Роснефть» приобрела 13-процентную долю в Pirelli почти за 553 млн евро «за счет средств пенсионных фондов и финансовых институтов». Соглашение подписывали в присутствии президента РФ Владимира Путина. Топ-менеджеры «Роснефти», в том числе глава компании Игорь Сечин, некоторые время были членами совета директоров Pirelli.
Издание «Важные истории» нашло в архиве документов о люксембургских компаниях свыше тысячи граждан России и, в частности, выяснило подробности сделки.
Покупателем доли в итальянском шинном гиганте стала фирма Long Term Investments Luxembourg, созданная несколькими днями ранее. Российские СМИ писали, что ею владеет «Роснефть».
В расследовании говорится, что организацию Long Term Investments Luxembourg создала компания «Долгосрочные инвестиции», чей владелец — жительница Москвы Айя Белова, которой, когда приобретались акции, не было и 28. Она упомянута на сайте московской танцевальной школы Street Jazz.
Отец девушки-хореографа Сергей Белов был партнером людей из группы «Регион», которые близки к руководству «Роснефти». В «Регионе», который распоряжается пенсионными средствами нефтекомпании, в прошлом работал экс-директор «Долгосрочных инвестиций» Алексей Яшин.
Сергей Белов пересекался по бизнесу в том числе с экс-сотрудником группы — Валерием Михайловым. Его имя было упомянуто в деле о взятке экс-министру экономического развития Алексею Улюкаеву. СМИ писали, что Михайлов знаком с генералом ФСБ Олегом Феоктистовым, руководившим службой безопасности «Роснефти».
Валерий Михайлов дал Феоктистову $2 млн, а Сечин передал наличные Улюкаеву вместе с корзиной колбасы, после чего министра арестовали. Глава «Роснефти» и написал заявление директору ФСБ о том, что глава Минэка требовал деньги.
Михайлов владеет компанией Riverstretch, известной в том числе тем, что ей доставались активы бизнесменов, у которых неожиданно возникали проблемы с деньгами или с властями. Часть активов получали структуры «Роснефти».
В 2015 году вместо Айи Беловой учредителем «Долгосрочных инвестиций» стала управляющая компания «Регионфинансресурс». По бумагам собственница «Регионфинансресурса» — Наталья Богданова, экс-сотрудница инвесткомпании из Казани. У не было опыта работы с большими активами, но при этом в акционерном соглашении Pirelli сказано, что она «единолично принимает решения».
Как выяснили расследователи, по крайней мере с середины нулевых Богданова трудилась в структурах «Региона». У «Регионфинансресурса» был тот же номер телефона и руководитель, что у компании «Регион траст», которая в прошлом управляла пенсионными средствами «Роснефти» и принадлежала финансовому директору нефтяной компании Петру Лазареву. «Ведомости» писали, что Лазарев пользуется доверием Сечина.
Чистая прибыль «Долгосрочных инвестиций» в 2015 году оказалась более 2,5 млрд рублей . Кто получил эти деньги, неясно.
В 2017 году компания снова сменила бенефициара — им стал Сергей Судариков, главный владелец «Региона». Чистая прибыль превысила 3 млрд рублей.
В Long Term Investments Luxembourg, которая переименовалась в Tacticum Investments, к 2020 тоже сменился владелец. Новый бенефициар — Аркадий Мутавчи, который до 2008 года был замглавы ФГУП «Предприятие по поставкам продукции Управления делами президента России». В 2015 году Мутавчи купил у структуры Сударикова УК «Триград» с активами более чем на 2 млрд рублей. К 2019-му Мутавчи превратился в крупного инвестора.
В отчете люксембургской компании Tacticum, единственным владельцем которой являлся Мутавчи, сказано, что в прошлом году должен был быть выплачен кредит Московскому кредитному банку (МКБ) на 400 млн евро. Кредит люксембургской фирме оформили в 2017 году, когда ей владел Судариков.
«Роснефть» выбрала МКБ после введения санкций с целью привлечения валютного финансирования. Через год в МКБ пришел близкий к «Роснефти» «Регион», владеющий 6% кредитной организации. Бенефициар МКБ Роман Авдеев стал новым собственником Tacticum, владеющей акциями Pirelli.
Неназванный собеседник журналистов из списка Forbes утверждает, что подобные схемы могут объясняться санкциями и стремлением скрыть активов от «врагов».
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале