Сваты из МВД: как Краснов, Бастрыкин и Колокольцев разводят детей генералов
Подробности брачных разборок высокопоставленных силовиков
Бракоразводный процесс детей двух генералов — Сергея Деревянко и Константина Пирцхалава — неожиданно стал предметом разбирательств глав Генпрокуратуры, Следственного комитета и полиции. Руководители правоохранительных структур с начала года выясняют, кто из высокопоставленных силовиков кого заказал и кто у кого пытается похитить внука. При этом, стороны конфликта выдвигают обоюдные обвинения в административном давлении на следствие, которое то открывает, то закрывает уголовные дела.
Честь за 50 миллионов
Информация о семейном конфликте бывшего руководителя ГУ МВД по ЦФО Сергея Деревянко и экс-представителя МВД РФ в Швейцарии Константина Пирцхалава получила публичную огласку этой весной. Информационное агентство «Росбалт» в мае 2020 года опубликовало статью, в которой рассказывается о проверке информации о подготовке покушения на Деревянко и некоего экс-сенатора, инициатором которого мог быть Константин Пирцхалава.
По данным источника «Росбалта», отношения между Деревянко и Пирцхалава были натянутыми еще с 2000-х годов из-за карьерных разногласий. Конфликт усугубился после того, как вступили в брак дети генералов — Екатерина Деревянко и Алексей Пирцхалава.
По информации собеседника издания, сотрудник СКР Алексей Пирцхалава якобы начал избивать свою жену, а когда она ушла от него, отобрал ребенка. После обращения Екатерины в правоохранительные структуры ее мужа уволили из Следственного комитета и возбудили против него уголовное дело о систематических истязаниях и самоуправстве. Супруги развелись, а ребенок по решению суда остался с матерью.
Согласно статье «Росбалта», это рассердило семью Пирцхалава, представители которой решили «заказать» криминальным структурам расправу над бывшими невесткой и сватом, а также неким сенатором, выступившим свидетелем на суде.
Сведения, содержащиеся в этой публикации, Константин и Алексей Пирцхалава считают заведомо ложными и требуют их опровержения. По сообщению «Коммерсанта», в конце июля они подали к «Росбалту» иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. Компенсацию морального вреда заявители оценили в 50 млн рублей. ПАСМИ предложило им прокомментировать свои претензии и ознакомилось с альтернативной версией проблем генеральских семей.
Дела семейные
Алексей Пирцхалава пояснил, что в основе семейных конфликтов — злоупотребление Екатерины алкоголем и ее психические проблемы. В подтверждение своих слов он предоставил в распоряжение редакции несколько видеофайлов с домашними ссорами. Также в разговоре с корреспондентом Алексей Пирцхалава сослался на данные медиков.
«В материалах моего уголовного дела есть справка о поставленном Екатерине психиатрическом диагнозе с указанием необходимости лечения и наблюдения у врача-психиатра. Есть также экспертиза о том, что Екатерина могла употреблять запрещенные препараты и показания более десятка лиц, подтверждающие факты неадекватного поведения моей бывшей жены в присутствии нашего малолетнего ребенка», — рассказал он.
Мужчина утверждает, что пытался помочь своей супруге и возил ее к высококвалифицированным специалистам в различные клиники, но от систематического лечения она отказывалась. Семейные ссоры закончились тем, что 26 октября 2019 года Екатерина вместе с ребенком уехала из дома мужа к своей матери.
«Начав раздельное проживание, мы иногда встречались, чтобы я мог видеться с ребенком. Но в ноябре, вернувшись из очередной служебной командировки, я был вынужден временно оставить сына у себя — проблемы Кати никуда не ушли и лишь ухудшались. При этом я сказал, что согласен передать ребенка назад, как только она начнет лечение», — утверждает Алексей.
А дальше, по его словам, семейный конфликт начал решаться с помощью административного ресурса отца Екатерины — генерала Сергея Деревянко.
Грустный праздник
Поворотным моментом стало 21 ноября — день рождения сына супругов. Вечером поздравить внука приехал Сергей Деревянко, но, по словам его бывшего зятя, о визите не предупредил, а сам визит больше напоминал попытку похищения ребенка.
Алексей Пирцхалава рассказал, что генерал подъехал на микроавтобусе в компании четырех мужчин спортивного телосложения, а в дом родственников полез через забор. Это отражено на записи с камеры видеонаблюдения, которая есть в распоряжении ПАСМИ.
Ход дальнейших событий, как подчеркивает Алексей Пирцхалава, подтверждается показаниями сотрудников Барвихинского отдела полиции, которые приехали проверить местонахождение и условия проживания ребенка.
«Полицейские сидели на кухне, и Сергей Деревянко их не видел. Он подошел к ребенку, отдал подарки и тут же схватил его и побежал к выходу. Параллельно его спутники с предметами, напоминающими оружие, пытались проникнуть через забор, чтобы, видимо, помочь в похищении моего сына. И если бы не помощь сотрудников Барвихинского отдела, один я бы не смог остановить Сергея Деревянко», — рассказал Алексей Пирцхалава.
25 ноября он написал заявление в ГСУ СК по Московской области с просьбой привлечь Сергея Деревянко к уголовной ответственности за покушение на похищение ребенка. Однако, в возбуждении уголовного дела было отказано.
В тот же день Екатерина Пирцхалава обратилась в Пресненский районный суд города Москвы с иском о расторжении брака и определении места жительства ребенка с ней.
Селфи для эксперта
Кроме того, в ноябре она добилась личного приема у главы СКР Александра Бастрыкина. Екатерина попросила провести проверку в отношении своего супруга, который на тот момент являлся сотрудником Следственного комитета.
А 10 февраля 2020 года следователь ГСУ СК России по Московской области Наталья Карпова возбудила против Алексея Пирцхалава уголовное дело. Обвинение было предъявлено лишь спустя пять месяцев по ч. 2 ст. 117 УК РФ «Причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями», а также по ч. 1 ст. 330 УК РФ «Самоуправство».
Сам Алексей Пирцхалава факты насилия в отношении своей супруги отрицает. В свою очередь его защитник подчеркивает, что справка о побоях была получена только четыре дня спустя после прекращения совместного проживания, а при проведении судебных медэкспертиз использовались неизвестно когда сделанные фотографии.
«Получается, что проведенные по делу судебные медицинские экспертизы основаны на допущениях о том, что показания потерпевшей достоверны, а представленные ею фотографии сделаны в то время и в том месте, о которых она говорит. При этом, выводы экспертов изобилуют фразами „не исключается“, „могли“ и т.п. А уж о проверке достоверности фотографий следствие и слышать не хочет, хотя обычно назначаемая в таких случаях технико-криминалистическая экспертиза могла бы снять все сомнения», — пояснил адвокат Алексея Пирцхалава Алексей Ралдугин.
По мнению Алексея, снять побои Екатерину подговорил ее отец, решивший использовать конфликт супругов как повод, чтобы отомстить семье Константина Пирцхалава, с которым они давно находились в неприязненных отношениях.
«Сергей Деревянко развелся с Катиной мамой и не проживал с ними много лет, не занимался ее воспитанием, да и внуком он никогда особо не интересовался, видев его всего пару раз. Поэтому для тех, кто знает этого человека, его сегодняшняя позиция и ее мотивы тоже вполне ясны», — заявил бывший зять генерала.
Прокурорские связи
Что касается обвинений в самоуправстве, то они базируются на том, что Алексей забрал к себе сына в тот момент, когда Екатерина планировала отдых с ребенком на Мальдивских островах. Но с правовой точки зрения в данной ситуации обвинения в самоуправстве беспочвенны и абсурдны, уверен адвокат Алексей Ралдугин.
«Семейный кодекс РФ не только допускает ситуацию, когда между родителями, проживающими раздельно, возникает спор по поводу места жительства детей, но и предусматривает законные способы его решения: либо родители договариваются о проживании ребенка с одним из них, либо место жительства ребенка определяется судом. По состоянию на 15 ноября, когда Алексей Пирцхалава забрал к себе сына, такого судебного решения еще не было, следовательно, нет оснований обвинять отца в совершении самоуправства», — подчеркнул адвокат.
Примечательно, что постановление следователя Натальи Карповой о возбуждении уголовного дела по статье «Самоуправство» в марте было дважды отменено как незаконное — сначала заместителем прокурора Московской области Алексеем Шаповаловым, а затем прокурором Московской области Сергеем Забатуриным. Однако, 29 апреля решения своих подчиненных отменил заместитель генерального прокурора Виктор Гринь.
Вмешательство Генпрокуратуры в ситуацию по такой категории дел как статьи 117 и 330 УК РФ в современной юридической практике — большая редкость, отмечает адвокат Ралдугин. По мнению Константина Пирцхалава, это связано с личным обращением Сергея Деревянко к своим друзьям — высокопоставленным подчиненным Игоря Краснова.
Истинными целями уголовного преследования адвокат Алексей Ралдугин считает оказание давления на его подзащитного, чтобы добиться отказа от проживания с ребенком, а также попытку дискредитации Алексея Пирцхалава в глазах суда в рамках гражданского процесса по иску об определении места жительства ребенка, который проходил как раз параллельно со следственными действиями.
«Примечательно, что на протяжении всей доследственной проверки следователь Карпова не раз лично говорила моему подзащитному, что если ребенок будет передан матери, то уголовное дело возбуждено не будет, а уже после возбуждения уголовного дела прямо угрожала избранием тяжкой меры пресечения», — заявил адвокат.
По мнению защитника, на предвзятость следствия указывает также тот факт, что Карпова отказалась от проведения в отношении Екатерины Пирцхалава комплексной стационарной психолого-психиатрической экспертизы, против которой выступала сама дочь генерала Деревянко.
Спектакль для Колокольцева
Что касается данных о подготовке покушения на Сергея Деревянко и некого экс-сенатора, то комментарии на эту тему журналисту ПАСМИ дал сам Константин Пирцхалава, которого проверяли на причастность к возможному «заказу».
Он пояснил, что третьим участником конфликта является Михаил Капура — с 2005 по 2010 годы он был членом Совета федерации РФ, а сейчас входит в состав Высшей квалификационной комиссии судей.
«Капура в публичном пространстве именуется как „решала“, да и мне самому это известно не понаслышке. Приятель Деревянко, он вполне мог решить исход судебного процесса по определению места жительства моего внука. Это дело рассматривалось в Пресненском районном суде города Москвы, который, как считается, Капура уже долгое время курирует по линии ВККС. Хочу отметить, что в условиях коронавирусной пандемии 14 апреля 2020 года во всем здании Мосгорсуда единственным рассматриваемым делом было определение местожительства ребенка Пирцхалава-Деревянко. Видимо, во всей нашей столице не было более важного дела для рассмотрения», — отметил Константин Пирцхалава.
Он также пояснил, что показания на гражданском процессе о проживании ребенка давал не сам Михаил Капура, а его жена — Ольга — московский нотариус.
«С Михаилом и Ольгой я знаком еще с 80-х годов. Тогда Михаил Капура был еще Самиром Алиевым. Общение мы прекратили около 10 лет назад, поскольку у меня были основания убедиться в непорядочности этой семьи. И показания жены Ольги Капуры на суде не стали для меня большим сюрпризом, я понимал, что от этих людей можно ожидать всего», — рассказал журналистам экс-представитель МВД РФ в Швейцарии.
После судебного заседания Константин Пирцхалава узнал, что Капура 28 февраля побывал на личном приеме у министра МВД Владимира Колокольцева. Главе полиции он положил на стол заявление о том, что в отношении него и Деревянко готовится покушение членами одной из грузинских преступных группировок, с которой якобы связан Константин Пирцхалава.
Известно о заказе стало якобы от некоего источника, которому Капура полностью доверяет, но его имя раскрыть не может. Этих сведений от анонима, как пояснил адвокат Ралдугин, оказалось достаточно, чтобы в тот же день каждому члену семьи Капура и Деревянко представили государственную охрану МВД России.
«Деревянко еще в 2000-х годах распространял информацию о моей связи с грузинской мафией, видимо, он чувствовал во мне соперника по карьерной лестнице. Так что эта легенда не нова по своей сути, и я понимаю, откуда растут ноги. Спектакль был разыгран, поскольку в феврале на гражданском процессе по местонахождению моего внука начались проблемы — свидетели стали толпами давать показания в пользу моего сына, и надо было каким-то образом дискредитировать нашу семью», — полагает Константин Пирцхалава.
В числе участников судебного процесса оказалась и администрация Пресненского района — как уполномоченный орган в сфере опеки. В заключении по иску об определении места жительства ребенка районные власти пришли к выводу, что мальчику следует оставаться с отцом, это «минимизирует риски по нанесению психологического вреда, который может проявиться в нестабильных поведенческих реакциях матери, обусловленных как конфликтом с отцом ребенка, так и наличием у нее установленных диагнозов».
Кроме того, по данным администрации, Екатерина Пирцхалава неоднократно игнорировала организованные органом опеки встречи с ребенком.
Тем не менее, решением Пресненского районного суда Москвы место жительства ребенка было определено с матерью, такую же позицию заняли апелляционная и кассационная инстанции, и в мае Алексей Пирцхалава передал ребенка теперь уже бывшей жене.
Недоказанный заказ
Что касается проверки по делу о подготовке покушения, то в апреле эти материалы были переданы из Главного управления уголовного розыска МВД РФ в ГСУ СКР Московской области — следователю Карповой.
«Согласно Уголовно-процессуальному кодексу следователь была обязана провести отдельную проверку по этим материалам. Вместо этого в мае она просто приобщила материалы на Константина Пирцхалава к уголовному делу его сына Алексея Пирцхалава, хотя указанные обстоятельства никак не относились к предмету расследования и содержали сведения о совершенно ином преступлении», — указал Алексей Ралдугин.
В июне после жалоб Константина Пирцхалава материал проверки о подготовке покушения на Деревянко и Капуру был выделен в отдельное производство. А 17 июля тот же следователь Карпова вынесла постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении генерала за отсутствием состава преступления.
«Никогда и ни к каким третьим лицам ни я, ни члены моей семьи не обращались с целью оказания давления на Капуру и Деревянко. Наоборот, когда мой сын принял решение о разводе с Катей из-за ее психического здоровья, именно Деревянко стал открыто угрожать ему. А Катя заявляла, что если Алексей к ней не вернется, то ее отец по подложным заявлениям посадит его в тюрьму, и для этих целей у него есть и деньги, и связи с руководителями правоохранительных органов России. И если бы наша семья не оказала сопротивление, то эта угроза была бы уже реализована», — уверен Константин Пирцхалава.
В июле — после жалоб Игорю Краснову и Александру Бастрыкину — следователя Карпову отстранили от дела Алексея Пирцхалава. Сейчас расследование ведет новый следователь. Защита Алексея настаивает на допросе всех лиц, которые могли быть в курсе взаимоотношений внутри семьи, а также на проведении очных ставок с Екатериной и медицинских экспертиз.
Альтернативная версия
Высказать свою точку зрения на доводы Алексея и Константина Пирцхалава ПАСМИ предложило другим сторонам конфликта, развернувшегося вокруг генеральских детей.
Сергей Деревянко вопросы журналиста переадресовал своему помощнику. В итоге на связь с редакцией вышел некий Иван Спиридонов, представившийся родственником семьи Деревянко.
Он указал, что имеющих юридическую силу экспертиз о якобы имеющихся у Екатерины Пирцхалава психических проблемах не существует. Первичная амбулаторная судебно-психиатрических экспертиза, данными которой апеллирует семья Пирцхалава, сделала вывод о невозможности окончательного заключения без стационарного исследования, заявил Спиридонов. Он подчеркнул, что повторная амбулаторная экспертиза, проведенная в организации, подведомственной Минобороны, свидетельствует о том, что у Екатерины проблем нет. Иван Спиридонов уверен, что версия Алексея Пирцхалава о причинах семейных конфликтов — это искусственно созданная линия защиты, чтобы оправдать домашнее насилие.
Собеседник ПАСМИ также заявил, что семья Деревянко направила претензии к «Коммерсанту» в связи с опубликованной информацией о якобы установленных следственными органами заболеваниях Екатерины Пирцхалава. В случае, если издание не удовлетворит эти претензии, будет подан иск о защите чести и достоинства.
Кроме того, Иван Спиридонов заявил, что проверка возможной причастности Константина Пирцхалава к подготовке покушения на генерала Деревянко и члена ВККС Капуру будет продолжена.
«Проверка была проведена неполно, поэтому постановление об отмене возбуждения уголовного дела в отношении генерала Пирцхалава будет отменено. Из-за того, что расследовалось уголовное дело (Алексея Пирцхалава) — некогда было заниматься проверочными комплексными мероприятиями в отношении его отца. Следствие формально вынесло отказ о возбуждении уголовного дела 17 июля, с прицелом на то, что данное постановление будет отменено и они продолжат проверочные мероприятия», — рассказал родственник Сергея Деревянко.
А Михаил Капура отказался комментировать представителю ПАСМИ обстоятельства конфликта семей Деревянко и Пирцхалава, поскольку он не имеет к нему отношения.
«Мне, собственно комментировать нечего. Пусть Пирцхалава и комментирует. Я никого не заказывал. Я в точном соответствии с законом обратился в МВД, когда получил информацию (о заказе). Официально правоохранительные органы проверили информацию и посчитали невозможным дальнейшее нахождение на службе Пирцхалавы-старшего, и он был уволен», — заявил Михаил Капура.
При этом, Константин и Алексей Пирцхалава подчеркивают, что написали заявление об увольнении по собственному желанию.
Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях сотрудников правоохранительных органов — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале