Байкал для Дерипаски: как совместить охрану природы с элитной охотой
Миллиардер окружил самое знаменитое озеро России, эксплуатируя его разными способами
Десять лет назад российский миллиардер Олег Дерипаска перестал загрязнять Байкал отходами своего Целлюлозно-бумажного комбината, однако совсем оставить озеро в покое он так и не смог. Теперь олигарх зарабатывает на Байкале другими, более цивилизованными способами, в том числе за счет Фонда охраны дикой природы, который занимается не столько охраной окружающей среды, сколько охотой на диких зверей.
От завода до курорта
В 2002 году компания «Базэл» («Базовый элемент») Олега Дерипаски купила Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. До 2008 года предприятие приносило миллиардеру солидную прибыль за счет выпуска беленой целлюлозы, используемой ВПК при изготовлении МБР «Тополь» и «Булава. БЦБК находится на южном берегу озера. Прибыльное производство беленой целлюлозы было очень грязным — промышленные стоки попадали прямо в озеро, что вызывало многочисленные протесты экологов.
Только в 2008 году Росприроднадзор заставил комбинат перейти на выпуск небеленой целлюлозы с использованием технологии замкнутого водооборота. Предприятие полностью прекратило сбросы в Байкал. Но к тому времени падение спроса, неумелый менеджмент и экономический кризис «добили» предприятие, поэтому в ноябре 2008 года оно прекратило свою работу.
Благодаря своим связям миллиардеру удалось скинуть «мертвый актив» государству, он отдал свою часть акций администрации Байкальска — вместе с миллиардными долгами. Основная часть акций принадлежала Росимуществу. В 2013 году БЦБК окончательно закрыли решением премьер-министра Дмитрия Медведева.
Но Дерипаска не покинул Байкал окончательно. Территория его бывшего предприятия вошла в особую экономическую зону «Ворота Байкала», где подконтрольная структурам En+ Дерипаски компания «Гранд Байкал» работает над созданием промышленно-рекреационного кластера. Тут уже работает горнолыжный курорт «Гора Соболиная», принадлежащий «Гранд Байкалу», а также планируется запуск линии по разливу питьевой воды.
Фонд охоты на природе
Как отмечает издание «Открытые медиа«, Байкал теперь не только приносит Дерипаске деньги, хватает места и для досуга. Так, на западном побережье озера обосновался Фонд охраны дикой природы Байкала, который номинально занимается «сохранением природы», а фактически представляет чуть ли не персональное охотхозяйство площадью на 11 тысяч гектаров.
«Фонд охраны дикой природы озера Байкал основан в 2008 году московским ООО «Регион Консалт». До 2016 года эта компания была оформлена на семью Юрия Рогова, которого Forbes называет однокурсником по физфаку МГУ и одним из близких друзей Дерипаски», — сообщают журналисты.
После 2016 года московской фирмой стал владеть бизнесмен Евгений Агарков и кипрский офшор Lampgod Limited — на них же записаны и доли в разных активах, связанных с семьей Дерипаски, например, в «Ингосстрахе». Агарков также фигурирует в скандальных книгах эскортницы Насти Рыбки.
Журналистам удалось побеседовать с одним из сотрудников Фонда, который подтвердил, что организация связана с Дерипаской, а также, что Фонд является частным охотничьим хозяйством, хотя и пишет на своем сайте о ведении природоохранной деятельности и даже собирает пожертвования на защиту Байкала.
«Мне вам нечего будет рассказать. Абсолютно все открыто и прозрачно на 200%: и деятельность фонда, и информация об учредителях, и прочее. Человек (Олег Дерипаска) вкладывает свои деньги в сохранение природы, и за это абсолютно ничего не прося. И он абсолютно не нуждается в рекламе своих благих поступков», — цитируют «Открытые медиа» своего собеседника, который при этом отказался обсуждать деятельность Фонда.
Журналисты изучили сайт Фонда озера Байкал, где сказано, что организация занимается сохранением прибайкальских лесов и восстанавливает популяцию изюбря и кабарги. Видимо, как раз для восстановления популяции руководство Фонда в 2019-2020 годах получало от региональных властей разрешение на добычу лосей, благородных оленей, косуль и бурого медведя. А его земли на площади 11 тысяч гектаров как будто случайно относятся к охотничьим угодьям, тогда как сам фонд официально входит в число охотпользователей Иркутской области.
Но по документам, землю Фонд взял в долгосрочную аренду для «научно-исследовательской и образовательной деятельности». Платил он при этом всего по 90 рублей за гектар — или один миллион рублей в год за все.
Журналисты также узнали, что с 2015 по 2019 годы фонд ежегодно собирал от 10,8 млн до 14,7 млн добровольных взносов и пожертвований. Деньги собирались под благовидным предлогом — спасение Байкала, но тратились, по большей части, просто на содержание аппарата Фонда. Это зарплаты руководству и рядовым сотрудникам, а также на прочие расходы. Вероятно, в том числе и на расходы, связанные с охотой на оленей и косуль. Ну а кто именно охотится на землях Фонда, догадаться несложно. Тем более, что сам Дерипаска не стеснялся выкладывать в Instagram фотографии со своего отдыха на Байкале.
Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях чиновников — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале