Крабы для дочки: как Нарусова использует Лебедева для защиты бизнеса Собчак
Совет Федерации поищет конфликт интересов в действиях сенатора
Политик, телеведущая и шоувумен Ксения Собчак решила попробовать себя в крабовом бизнесе, но тут же столкнулась с реалиями российских судов и налоговых органов. Для защиты своих вложений Собчак обратилась к сенатору Людмиле Нарусовой, а та используя свое положение попросила разобраться в ситуации главу ВС РФ Вячеслава Лебедева. Теперь же мать неудавшейся крабовой королевы будут проверять на наличие конфликта интересов.
Крабовый конфликт интересов
В Совете Федерации будут изучать письмо сенатора Людмилы Нарусовой в Верховный суд. Другие сенаторы считают, что в действиях Нарусовой может обнаружиться конфликт интересов.
В своем письме на имя председателя ВС РФ Вячеслава Лебедева сенатор Нарусова просит его изучить действия суда Сахалинской области и «принять предусмотренные законом меры». Обращение связано с тем, что ранее сахалинский суд арестовал доли в компаниях «Монерон» и «Курильский универсальный комплекс» («КУК») — как раз после того, как дочь Нарусовой Ксения Собчак и ее деловой партнер Елена Соглаева стали совладельцами обеих компаний.
«Сам факт обращения сенатора в адрес Верховного суда заслуживает внимательного изучения, так как в соответствии с законом „О статусе…“ мы не можем оказывать влияния на работу судов любого уровня. Мы изучим текст обращения, правовую составляющую — насколько нарушен или не нарушен закон, насколько этично и корректно поступила Людмила Борисовна», — заявил изданию «Открытые медиа» председатель комитета Совета Федерации по регламенту Вячеслав Тимченко.
Он также отметил, что ситуация получила широкую огласку, поэтому сенат обязан рассмотреть ее со всех сторон, чтобы исключить (или подтвердить) наличие конфликта интересов и превышения должностных полномочий со стороны Нарусовой.
Собчак уходит в море
О том, что известная телеведущая, бывший кандидат в президенты Ксения Собчак решила заняться крабовым бизнесом, стало известно в конце прошлой недели.
Как сообщил телеграм-канал «Незыгарь», политик вместе Еленой Соглаевой, супругой бывшего менеджера «Роснефти» Игоря Соглаева, купила часть активов, принадлежавших ранее крупному бизнесмену Олегу Кану. В каждой из купленных компаний Собчак получила по 40%, а Соглаева — по 10%.
Сделка была заверена у нотариуса 12 марта, однако 20 марта налоговая служба приостановила регистрацию сделок и не внесла изменения в ЕГРЮЛ. Фактически, налоговая заблокировала покупку Собчак еще до решения суда. Затем, 30 марта, Южно-Сахалинский областной суд наложил арест на имущество и доли в уставном капитале обеих компаний — «Монерон» и «КУК».
Поводом стало уголовное дело в отношении Олега Кана, которого до сих пор считают бенефициаром этих фирм. Так, продавцом долей в компаниях выступила Виктория Ледукова, которая до 2009 года носила фамилию Кан. А до 2019 года «КУК» принадлежал Александру Кану, сыну «крабового короля». Что касается «Монерона», то он принадлежит депутату Сахалинской областной думы Дмитрию Пашову, который давно считается человеком, близким к Кану.
Сам Кан покинул Россию в конце 2018 года. Этому предшествовала массированная информационная кампания на федеральных телеканалах — на «Первом канале», НТВ и Рен-ТВ вышли репортажи о том, что фирмы Кана якобы продавали добытого краба своим же офшорным компаниями по заниженной цене, а затем уже перепродавали их по рыночным ценам.
После этого глава СКР Александр Бастрыкин распорядился возобновить расследование уголовного дела об убийстве предпринимателя Валерия Пхиденко в 2010 году. Кан был подозреваемым по этому делу, так как Пхиденко был его конкурентом и тоже занимался промыслом краба, но в 2012 году дело было закрыто. Кан не стал дожидаться результатов нового расследования, покинул страну, а в феврале 2020 года был заочно арестован.
Реформа на миллиарды
Эксперты и другие участники рынка крабового промысла отмечают, что дело Кана было показательным. Оно стало сигналом для промышленников, которые противились переделу рынка через продажу крабовых квот на аукционах, об этом пишет The Bell.
Крабовую реформу для перераспределения квот правительство провело в 2019 году, в результате реформы на рынок по добыче краба зашел владелец Русской рыбопромышленной компании (РРК) Глеб Франк, зять близкого к президенту миллиардера Геннадия Тимченко. По одной из версий, уголовное дело против Кана было возбуждено в результате пересечения его интересов с интересами Франка.
Как заявила журналистам сама Собчак, ни «КУК» ни «Монерон» уже не имеют отношение к Олегу Кану, а ей войти в долю обоих предприятий предложил ее давний знакомый Игорь Соглаев. Сумма ее вложений в покупку не называется, однако телеграм-канал «Незыгарь» писал о цене в 4 млрд рублей.
По данным The Bell, на конец 2018 года общая стоимость активов «КУК» и «Монерон» составляла 26,6 млрд рублей, а совокупная выручка компаний за тот год — более 13 млрд рублей. Сейчас «КУК» и «Монерон» имеют квоты на добычу более 9 тысяч тонн краба, тогда как общий объем вылова краба в России составляет около 90 тысяч тонн.
Неизвестно, будет ли расторгнута сделка Собчак по покупке долей в сахалинских компаниях. Пока же в Совете Федерации продолжат разбираться с письмом сенатора Нарусовой.
Как сообщил зампредседателя комитета по регламенту Сергей Мамедов, за возможные нарушения со стороны сенатора ей грозит от «обстоятельного разговора и вплоть до приостановления статуса». Окончательное решение будет приниматься общим голосованием палаты.
Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях чиновников и парламентариев — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции»
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале
Читайте также:
- Зять миллиардера Тимченко, сын губернатора Кожемяко и экс-губернатор Дарькин поделили крабовые квоты
- Глава Приморья пожаловался Путину на спекуляцию крабовыми и рыбными квотами
- Кому Путин не указ: раскрыта схема перепродажи рыбных и крабовых квот
- В Приморском крае разгорелся скандал с тендерами на добычу краба