Россия в погонах: треть бюджета на 2,5 миллиона силовиков
Как численность силовых ведомств, так и расходы на них неуклонно растут
Каждый 57-й житель России работает в силовых структурах, и с каждым годом сотрудников этой сферы становится все больше. При этом большинство силовиков составляют те, кто охраняет государство не от внешних врагов, а от самих граждан. Растет не только численность — в разы увеличиваются бюджетные расходы на силовые нужды. Сколько подчиненных у Сергея Шойгу, Александра Бортникова, Владимира Колокольцева, Игоря Краснова, Александра Бастрыкина и Виктора Золотова и какие они получают зарплаты, подсчитали журналисты.
Им несть числа
С 2014 года численность силовиков в России возросла на 10% и достигла 2,6 млн человек — в этой сфере занят каждый 57-й человек, подсчитали журналисты «Проекта«. К силовикам относятся сотрудники ведомств, которые обеспечивают национальную безопасность, владеют силовыми средствами и правом на оперативно-розыскную деятельности. Так, к ним причисляют представителей Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел, Росгвардии, ФСБ, ФСО, Службы внешней разведки, МЧС, Генпрокуратуры, Следственного комитета, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной таможенной службы и фельдъегерей.
Самым многочисленным ведомством является армия — в рядах Вооруженных сил насчитывается 793,5 тысячи действующих военнослужащих. При этом общая численность сотрудников, которые охраняют государство не от внешних врагов, а от своих же граждан, на 30% выше: в МВД служит около 640 тысяч человек, еще приблизительно 350-400 тысяч человек числится в рядах Росгвардии.
Далее идет ФСИН, где служит 211 тысяч человек, ФСБ, в штате которой примерно 200 тысяч человек, МЧС — 118 тысяч человек. В ФСО, следящей за безопасностью высокопоставленных чиновников, около 50 тысяч человек. Чуть больше — 55 тысяч человек — в Федеральной службе судебных приставов, и почти такое же количество — 49 тысяч человек — носит погоны таможенников.
В Генеральной прокуратуре работает 33 тысячи человек, в Следственном комитете — 19 тысяч человек. В Службе внешней разведки, данные которой засекречены, работает, по приблизительным оценкам, 12-14 тысяч человек.
С начала третьего срока президентства Владимира Путина больше всего выросло количество прокуроров и следователей — на 25% и 23% соответственно. Также на 19% вырос штат Минобороны. При этом произошло значительное сокращение сотрудников МВД (на 14% по сравнению с 2015 годом), но оно связано с созданием Росгвардии в апреле 2016 года и переводом в новую структуру почти всех бойцов из ОМОНа, СОБРа и аналогичных отрядов. Также потеряли в численности спасатели: в МЧС стало служить на 32% меньше персонала, чем в 2012 году — это связано с оптимизацией штата.
Дорогое удовольствие
В настоящий момент, по подсчетам «Проекта», на содержание силовиков бюджет тратит около трети всех федеральных средств. При этом большинство расходов засекречены, так что их сложно проследить. Основные расходы идут по статьям «Национальная оборона» и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» — к 2018 году они достигли 29% от всех федеральных трат, хотя в 2012 году составляли 21%.
Больше всего денег уходит на Вооруженные силы — 2,1 трлн рублей в 2018 году. За последние шесть лет эта сумма увеличилась в шесть раз, при этом все чаще гремят коррупционные истории, связанные с хищением бюджетных средств сотрудниками Минобороны.
На МВД и Росгвардию в 2018 году из бюджета было направлено 900 млрд рублей. На ФСБ было потрачено 451 млрд рублей. Отмечается, что расходы на чекистов и пограничников растут быстрее, чем на всех других силовиков: если в 2013 году доля расходов на статью «органы безопасности» составляла менее 0,1% от общих трат на силовиков в федеральном бюджете, сейчас этот показатель вырос до 7%.
На ФСИН в 2018 году было израсходовано 227 млрд рублей, на защиту населения от чрезвычайных ситуаций и пожаров выделяется меньше — 182 млрд рублей. Дешевле всего среди силовиков обходятся государству органы прокуратуры и следствия: бюджет Генеральной прокуратуры составил 79 млрд рублей, а Следственного комитета — почти 42 млрд рублей.
В целом, как отмечает «Проект», работать силовиком в России выгодно — их зарплата, в среднем, превышает зарплату рядовых граждан в два-три раза.
«За шесть лет третьего срока Путина зарплаты всех федеральных силовиков выросли в полтора-два раза. Больше всего по сравнению с 2012 годом увеличилась зарплата сотрудников уголовно-исполнительной системы», — говорится в материале «Проекта».
Выгоднее всего работать в центральных аппаратах силовых ведомств, где самые высокие средние зарплаты. Например, у сотрудников МЧС средняя зарплата на федеральном уровне составляет 157 тысяч рублей, что в 3,6 раз больше, чем у среднестатистического жителя России. Вторые по величине разрыва — сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний с зарплатой в 149 тысяч рублей, что в 3,4 раза выше, чем у среднего россиянина. В три раза больше, чем житель страны в среднем, получают прокуроры, полицейские, росгвардейцы и таможенники, в 2,4-2,7 раз — армия, приставы и фельдъегери.
В регионах ситуация складывается по-разному, но в большинстве субъектов федерации зарплаты силовиков превышают средние. Исключение — столичные регионы: в Москве средняя зарплата служащего Росгвардии в столице на 26% меньше, чем у среднего жителя, сотрудника МВД — на 21%, прокурора — на 24%, следователя — на 11%, сотрудника МЧС — на 14%. В Санкт-Петербурге: зарплата сотрудников МВД и Росгвардии находится на уровне средней по региону. .
Правда, ранее новый премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал один из первых своих указов. Он касается выплаты 100% надбавки сотрудникам МВД, Минобороны и Росгвардии, которые работают в Москве и Петербурге выполняют «сложные задачи». Эти надбавки должны частично компенсировать низкий размер окладов рядовых силовиков.
Как отмечают представители полицейских профсоюзов, у рядового состава зарплаты далеки от зарплат руководящего состава, который может получать и по миллиону рублей в месяц.
«Денежное довольствие среднего сотрудника МВД на федеральном уровне — около 70 тысяч рублей, а на региональном — около 40 тысяч рублей. Подумайте, как в Москве можно прожить на 40 тысяч!», — приводит «Проект» слова председателя Московского профсоюза полиции и Росгвардии Михаила Пашкина.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале