Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Тайная стройка Шойгу: миллиарды ниоткуда, миллиарды в никуда

Затраты на возведение главного храма Минобороны вдвое превысили сумму пожертвований

Шесть миллиардов рублей уже потрачено на грандиозный проект Сергея Шойгу — храм в подмосковном парке “Патриот”. Как это увязывается с заявлениями, что церковь строят исключительно на пожертвования, и с официальными данными, что собрать удалось три миллиарда рублей, непонятно. Зато ясно другое — что непрозрачность закупок и отсутствие конкуренции приводит к существенному удорожанию проекта. Журналистам удалось найти лот, в котором цена контракта в 82 раза превышала начальную.

Загадки финансирования

К 9 мая должно быть завершено возведение главного храма Вооруженных сил России — Патриаршего собора Русской православной церкви во имя Воскресения Христова. Строительство контролирует лично глава Минобороны Сергей Шойгу, и ведется оно, как не раз заявлялось, исключительно на пожертвования.

По информации на сайте строящегося храма, на момент публикации на счет благотворительного фонда “Воскресение”, который был учрежден летом 2018 года, было перечислено 3 млрд 22 млн рублей. Такую же сумму озвучил в минувшую пятницу в эфире телеканала «Звезда» заместитель председателя Общественного совета при Минобороны России Александр Каньшин.

Между тем, как выяснили журналисты Znak.com, в 3 млрд рублей стройка не уложилась. Анализ сайта госзакупок показал, что на главную военную церковь уже ушло около 6 млрд рублей.

Как вы оцениваете антикоррупционную деятельность министра обороны Сергей Шойгу?

Было заключено 128 контрактов, организаторы строительства отобрали порядка 70 подрядчиков. Причем все они — единственные поставщики. Заказчиками же практически всегда выступают подчиненные Министерству обороны ФГАУ «Управление имуществом спецпроектов» и АО «Главное управления обустройства войск». Закупки у единственных поставщиков, согласно специального положения ФГАУ, возможны именно потому, что финансирование осуществляется за счет пожертвований.

Отсутствие открытого конкурса по подбору подрядчиков привело к тому, что на сайте госзакупок в большинстве случаев не раскрыты подробности контрактов. В некоторых случаях не указана информация о подрядчиках, в большинстве — не опубликовано техзадание”, — отмечает интернет-издание.

Игры на повышение

Непрозрачность контрактов не позволяет выяснить, почему по некоторым из них происходит увеличение цены, причем значительное. Так, разработка документации на «устройство системы крепления навесных декоративных фасадных элементов» и выполнение работ по «устройству навесного вентилируемого фасада» выросла в 82 раза — с 13,5 млн рублей до 1,11 млрд рублей.

Более чем вдвое — с 620 млн рублей до 1,45 млрд рублей выросли «проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы по устройству фундамента. А монтаж и пуско-наладка внутренних электрических и слаботочных сетей, за которые взялась фирма “Ин-Про”, обошлись в 206,7 млн рублей, хотя начальная цена указывалась 123,5 млн рублей.

В то же время есть факты и снижения цены контракта. К примеру, со 100 млн рублей до 10 млн рублей уменьшилась стоимость “закупки продукции в целях реализации проекта”, где подрядчиком выступил “Про восток”. Но в основном цены уменьшались незначительно — где-то на 10 тыс. рублей. При этом по непонятным причинам сэкономить удавалось только в тех случаях, когда заказчиком выступало АО «Главное управления обустройства войск».

В фонде “Воскресение” на запрос Znak.com заявили, что сметная стоимость постоянно снижается, поскольку многие предприятия и организации бесплатно предоставляют технику, оборудование и стройматериалы для строительства величественного храма. 

Законные хитрости

В «Трансперенси Интернешнл — Россия» отметили, что нарушений законодательства при госзакупках для главного храма Вооруженных сил РФ нет. Однако имеются некоторые странности, которые могли бы привлечь внимание надзорных органов. 

«Во-первых это использование подведомственных Минобороны учреждений, которое позволяет не проводить открытые конкурсы, а вместо этого закупать продукцию у единственного поставщика по ФЗ-223. Фактически это узаконенный механизм обхода открытых конкурсов», — заявил замгендиректора «Трансперенси Интернешнл — Россия» Илья Шуманов.

Также подозрение вызывает дробление закупок, деньги на которые потом передаются массе различных подрядчиков. «Большое количество подрядчиков с работами на небольшие суммы, а также резкие повышения цен — это все признаки, которые указывают на аномалии в закупках, которые требуют внимания и изучения», — говорит Шуманов.

Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях сотрудников Минобороны — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале