Спикер Госдумы лоббирует интересы Росгвардии, ФСБ, РПЦ и алкогольной отрасли
В чьих интересах депутаты Госдумы принимают законы, а также что они получают взамен попытались выяснить сотрудники Центра антикоррупционных исследований «Трансперенси Интернешнл — Россия». Результаты исследования были опубликованы в проекте «ДумаБинго«.
По подсчетам «ТИ-Р», лишь 67 депутатов Госдумы не были замечены в лоббистской деятельности. Они же имеют самую низкую законодательную активность.
«Как показало исследование, депутаты Государственной думы выступают не только объектами лоббирования, но и, в силу отсутствия законодательного регулирования в России, сами становятся субъектами лоббирования. То есть защищают и продвигают интересы, связанных с ними групп интересов. Мы посмотрели, какие законопроекты они вносят, с какими группами интересов они связаны исторически и оценили степень их влиятельности на законотворческий процесс», — сообщил журналистам представитель Центра.
Во время исследования эксперты учитывали общее количество законопроектов, внесенных депутатами в Госдуму, процент их принятия, а также связи с различными группами — частным бизнесом, госкомпаниями и госкорпорациями, силовыми структурами и федеральными органами власти.
Так, самыми активными участниками «ДумаБинго» стали спикер парламента Вячеслав Володин, а также его однопартийцы из «Единой России» Андрей Макаров и Леонид Симановский.
Например, Макаров внес на рассмотрение 15 законопроектов, из которых успешно чтения прошли 13. По данным исследования, в его основные группы интересов входят геология и разведка недр, топливная промышленность, транспорт. Также Макаров внес законопроекты о продлении нулевой ставки НДС в отношении услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении — речь идет о льготах для РЖД.
Леонид Симановский является заместителем председателя бюджетного комитета Госдумы, а вне думы — совладельцем «Новатэка». Симановский занимает 85-ю строчку в рейтинге Forbes с состоянием 1,2 млрд долларов. В 2013 году Симановский способствовал принятию законопроекта, который снижал налоговые отчисления для компаний-недропользователей. Закон был выгоден и компании «Новатэк».
Володину «ТИ-Р» приписывает защиту интересов Росгвардии, ФСБ, Русской православной церкви, а также бизнеса в алкогольной и табачной отраслях. Например, Володин в 2003 году внес законопроект о передаче земель, на которых находятся здания религиозного и благотворительного назначения, церквям и церковным приходам на безвозмездной основе в постоянное пользование, и освобождении верующих от арендной платы. А в 2004 году Вячеслав Володин способствовал установлению размера пивного акциза в 1,75 рубля, тогда как Комитет по налогам предлагал акциз в 3,65 рубля. Аналогично высказывался за защиту в вопросах акцизов табачных фабрик.
Также председатель Госдумы пообещал законодательно способствовать эффективности работы Росгвардии, получив публичную благодарность от главы Росгвардии Виктора Золотова.
В целом, силовики имеют в Госдуме сильное лобби в лице многих депутатов. «Силовики оказывают существенное влияние на формирование и исполнение бюджета. За последние два года расходы по силовым статьям бюджета превысили расходы на здравоохранение в 11 раз», — отмечают эксперты «ТИ-Р».
В дополнительные расходы включаются все новые и новые льготы для представителей силовых структур. Они уже имеют ряд привилегий по сравнению с остальными гражданами — ранний выход на пенсию, субсидии на покупку жилья, бесплатное санаторно-курортного лечение и медицинские услуги для себя и членов своих семей и прочее.
Лоббистом силовиков считается, согласно исследованию, и зампредседателя Госдумы Ирина Яровая. Всего она указана в качестве соавтора для 28 законопроектов. Так, Яровая является автором “антитеррористического” пакета поправок в Уголовный кодекс РФ и закона о противодействии терроризму, которые расширили полномочия правоохранительных органов.
Годом ранее «Трансперенси» уже сообщало о наращивании силового лобби в Госдуме, что явно отразилось на распределени бюджетных средств в пользу правоохранительных структур.
«Для групп интересов получение их представителем мандата депутата Госдумы расценивается как один из инструментов влияния на принятие нужных решений», — считают в «Трансперенси Интернешнл — Россия».
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале