Обвинения из колонии: первого замглавы ФСБ связали с убийством зампреда ЦБ
Откровения осужденного экс-банкира Алексея Френкеля
Первый заместитель директора ФСБ Сергей Смирнов может быть причастен к убийству первого заместителя главы Центробанка Андрея Козлова. Во всяком случае, об этом заявил осужденный за это убийство на 19 лет колонии бывший банкир Алексей Френкель. Насколько это правда, сказать сложно, но имя генерала Смирнова уже не раз связывали со скандалами в банковском секторе, в частности, с делом полковника-миллиардера Кирилла Черкалина.
ФСБ вместо «Суммы»
В начале августа стало известно, что бывший член правления «ВИП-банка» Алексей Френкель, который ныне отбывает в колонии 19-летний срок по делу об убийстве первого заместителя председателя Центробанка Андрея Козлова, заявил о своей готовности дать показания против совладельцев группы «Сумма». По словам Френкеля, он готов подтвердить причастность братьев Зиявудина и Магомеда Магомедова к убийству Козлова.
Эту новость растиражировали многие СМИ, сославшись на адвоката Френкеля, который подтвердил согласие своего подзащитного на дачу новых показаний по громкому делу об убийстве. В то же время «Радио Свобода» сообщило о получении письма банкира Алексея Френкеля из колонии, в котором излагается немного другая версия произошедшего.
Из письма, подлинность которого журналистам подтвердил адвокат Френкеля Эдуард Гладилин следует, что бывший банкир готов дать показания не против братьев Магомедовых, которые уже поспешили опровергнуть любую свою причастность к убийству, а против первого замдиректора ФСБ Сергея Смирнова, которого он назвал виновным в своем аресте. Френкель не признал вину в убийстве и считает свое дело сфабрикованным. Он полагает, будто бы генерал Смирнов имеет отношение к убийству Козлова, так как именно этот генерал якобы курировал операцию по заметанию следов и отвлечению внимания от настоящих заказчиков убийства.
Генерал и обнальщики
По словам осужденного банкира, за две недели до убийства Козлова встречался с известными на финансовом рынке персонажами — «обнальщиками»: Иваном Мязиным и Евгением Двоскиным. Следующая встреча с Двоскиным и Мязиным состоялась через полтора месяца после убийства Козлова. После этого разговора на Френкеля «началась массированная атака» в СМИ, его называли хозяином «империи отмывочных банков».
«На третью встречу, 10 января 2007 года, приехал также первый заместитель главы ФСБ, новоиспеченный генерал Сергей Смирнов. В ночь с 10 на 11 января Френкель был задержан. Френкель убежден: Мязин и Двоскин, представившие Френкеля Смирнову как «гения финансовых операций», просто проводили «смотрины», представляли его генералу как будущую «жертву», которую назначат организатором убийства Козлова», — пишет «Радио Свобода» со ссылкой на письмо банкира.
В этом документе Френкель приводит схематичное изображение организации убийства Козлова, в котором нашлось место и Двоскину с Мязиным, и «киллеру номер один» Аслану Гагиеву, и генералу Смирнову, и арестованному ныне экс-сотруднику спецслужб Дмитрию Фролову.
Кстати, как рассказал в эксклюзивном интервью ПАСМИ один из руководителей специальной банковской группы при МВД Дмитрий Целяков, именно Фролов отвечал за оперативное сопровождение ФСБ по делу об убийстве Козлова. Целяков также заявлял, что Френкеля сделали в этом деле козлом отпущения: «Наше банковское подразделение вело прослушку значительной части членов ОПГ, связанных с финансовым сектором. И в 2006 году на эту прослушку попал разговор одного из королей российского обнала Джумбера Элбакидзе с бывшим сотрудником Федеральной службы налоговой полиции Белозеровым, имеющим на чёрном финансовом рынке кличку «Фламинго» и работающем на «Джубу». Они обсуждали, что ответственным за убийство сделают Алексея Френкеля, как слабое звено всей системы».
По словам Целякова, в 2007 году следователь МВД по особо важным делам Геннадий Шантин свел воедино все аудиозаписи банковской группы МВД: «Там вырисовывалась полная картина, и она выводила совсем не к Френкелю. Я лично видел этот документ и передавал его руководству Департамента по борьбе с организованной преступностью».
След Черкалина
Свою внезапную откровенность Алексей Френкель объясняет появлением скандального дела «второго Захарченко» — полковника Кирилла Черкалина из управления «К» ФСБ, которого задержали вместе с бывшим начальником Дмитрием Фроловым и еще одним сотрудником управления Андреем Васильевым. Всех троих подозревают в мошенничестве на сотни миллионов рублей, связанном с получением денег за оказание различных услуг в банковской сфере по линии ФСБ. Кроме того, различные участники рынка банковских услуг называют Черкалина и Фролова известными решальщиками, а их отделу приписывают «крышевание» банков, через которые из России за границу выводились огромные суммы. Тому, что Фролов и Черкалин были напрямую связаны с Сергеем Смирновым, есть косвенные подтверждения и устные свидетельства очевидцев.
Так, вскоре после ареста Черкалина и Фролова о о роли первого зама Бортникова в их делах ПАСМИ рассказал бывший председатель правления банка «Интелфинанс» Михаил Завертяев. Через его банк было выведено и обналичено почти 12 млрд рублей, пока сам Завертяев находился в больнице с сотрясением мозга.
Завертяев пытался остановить вывод средств через «Интелфинанс», но не преуспел. Он вспоминает, как его пригласил на встречу Смирнов и завуалированно предложил прекратить свои попытки добиться справедливости.
«В августе 2008 года я удостоился личного ужина с заместителем директора ФСБ Сергеем Михайловичем Смирновым. Вместе с замом Александра Бортникова были еще два оперативных сотрудника, которые представились Александром и Андреем. Действующий генерал ФСБ заговорил со мной о выкупе моего контрольного пакета акций КБ «Интелфинанс»», — рассказал Завертяев. По его словам, сразу после этой встречи случайно выяснилось, что спутниками Смирнова на самом деле были Кирилл Черкалин и Дмитрий Фролов.
История российского обнального рынка — в подборке PASMI.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале