Бастрыкин хочет жестче наказывать коррупционеров и раскрыть банковскую тайну для проверок
Глава СКР Александр Бастрыкин предлагает вернуть конфискацию имущества в перечень наказаний в статье 44 УК РФ как дополнительный вид наказания для коррупционеров. Также он считает необходимым открыть следователям доступ к банковской тайне на стадии доследственных проверок и ввести уголовную ответственность юридических лиц.
Конфискация, ответственность, проверки
«Только за три месяца текущего года наложен арест на имущество коррупционеров на сумму свыше 5,3 млрд рублей», — рассказал Бастрыкин «Известиям».
По его словам, ведется все более активная работа по возмещению ущерба, нанесенного коррупционными преступлениями, так как они напрямую препятствуют развитию российской экономики. В 2018 году у фигурантов уголовных дел о коррупции были изъяты деньги и драгоценности на сумму почти 2 млрд рублей, еще 1,6 млрд рублей обвиняемые возместили добровольно. Кроме того, в прошлом году арестовано имущество фигурантов на более 15 млрд рублей в качестве меры по обеспечению гражданского иска, взыскания штрафа, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества.
«Вместе с тем необходимо обозначить и конкретные предложения по повышению эффективности этой работы», — отметил глава СКР. В частности, предлагается вернуть конфискацию имущества в перечень наказаний в статье 44 УК РФ как дополнительный вид наказания, с указанием возможности ее применения в санкциях статей по преступлениям коррупционного характера. Бастрыкин подчеркнул, что в связи с необязательностью применения для суда меры в виде конфискации имущества судьи часто не реализуют эти полномочия.
«Отмечу также, что мы по-прежнему настаиваем на введении института уголовной ответственности юридических лиц. Ведь в подавляющем большинстве случаев нажитые коррупционным путем денежные средства и финансовые инструменты выводятся за рубеж через юридических лиц», — сказал Бастрыкин.
По его словам, в связи с тем что в период проведения доследственной проверки проверяемыми лицами предпринимаются активные действия к сокрытию принадлежащего им имущества, нужно внести изменения в ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», наделив следователя полномочиями запрашивать сведения, составляющие банковскую тайну, не только по уголовным делам, но и по материалам доследственных проверок.
«Мы по-прежнему настаиваем на введении института уголовной ответственности юридических лиц. Ведь в подавляющем большинстве случаев нажитые коррупционным путем денежные средства и финансовые инструменты выводятся за рубеж через юридических лиц», — заявил глава СКР.
Александр Бастрыкин также сообщил, что с момента образования возглавляемого им ведомства, то есть с 2011 года по настоящее время в суд направлено почти 80 тыс. уголовных дел о коррупции. «В качестве обвиняемых по направленным в суд уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности следователями привлечено свыше 5 тыс. лиц (5038), обладающих особым правовым статусом. В их числе свыше 3 тыс. депутатов органов местного самоуправления и выборных глав муниципальных образований органов местного самоуправления, 94 депутата законодательных органов субъектов Российской Федерации, 35 судей, 119 прокурорских работников, 516 адвокатов, 604 следователя различных ведомств, в том числе 122 — Следственного комитета», — отметил Бастрыкин.
Позднее пресс-секретарь президента Дмитрий Песковзаявил, что решений о введении конфискации имущества коррупционеров и предоставления следователям доступа к банковской тайне россиян без суда не принималось, сообщает РИА «Новости». «Безусловно, здесь нужна экспертная проработка — это первое. Каких-либо решений на этот счет не принималось, это второе. А что касается методик и методов борьбы с коррупцией, то они постоянно совершенствуются в рамках той комиссии, которая действует в администрации президента под руководством Антона Вайно«, — заявил Песков журналистам, отвечая на вопрос о предложениях руководителя СК РФ.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале