Китайский автопроизводитель надеется на Титова в расследовании дела о мошенничестве
Уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей Борис Титов обратился к исполняющему обязанности прокурора Московской области Валерию Войнову с просьбой взять под контроль расследование уголовного дела о мошенничестве, совершенном в отношении китайской компании Great Wall Motor Company Limited. Компания, по ее подсчетам, потеряла более $48 млн на поставках структурам АО «Ирито» машинокомплектов для сборки внедорожников.
Приключения китайских инвестиций в России
В своем обращении к и. о. прокурора Московской области государственному советницу юстиции 3-го класса Валерию Войнову бизнес-омбудсмен Борис Титов отмечает, что в производстве следственной части подмосковного ГСУ ГУ МВД РФ находилось уголовное дело, возбужденное по ч. 7 ст. 159 УК РФ (мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, совершенное в особо крупном размере) еще в марте 2017 года.
Летом прошлого года расследование приостанавливалось в связи с тем, что не было установлено «лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого». Однако после вмешательства прокуратуры производство по делу было возобновлено. Титов отмечает, что обратившийся к нему представитель китайской компании в своем заявлении указывает, что в материалах расследования имеется достаточно оснований для привлечения к уголовной ответственности бенефициаров и «иных лиц» из компании «Ирито». Борис Титов попросил Валерия Войнова провести проверку обоснованности действий и решений, принятых должностными лицами по данному уголовному делу, а также взять расследование под личный контроль, пишет «Коммерсант».
Расследование подмосковной полицией было начато по заявлению руководства Great Wall, причем только со второй попытки, сначала правоохранители вынесли постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Из материалов дела следует, что «незаконными умышленными преступными действиями» со стороны владельцев группы компаний «Ирито» китайскому автопроизводителю был причинен ущерб на общую сумму более $48,4 млн.
По данным потерпевшей стороны, сотрудничать Great Wall и группа компаний «Ирито» начали с 2009 года. Поначалу речь шла о поставках китайских внедорожников в Россию, где их реализовывала и обслуживала российская ГК, однако позже было принято решение о запуске в Подмосковье производства по сборке автомобилей Great Wall из машинокомплектов, поставляемых из КНР. Право на сборку получила компания ООО ИМС, входящая в группу «Ирито». Всего было заключено 19 контрактов на поставку машинокомплектов. Вскоре, по версии китайской стороны, российские партнеры предложили им осуществлять поставки частями в адрес сразу нескольких фирм, которые также входили в группу компаний: помимо ИМС это были ООО «Логистик Инвест», ООО «Ремсервис» и ООО «ЗСК-Стандарт». Объяснялось это нововведение стремлением к улучшению логистики и ускорению прохождения груза через таможню. Соответствующие договоры были сторонами заключены.
До 2014 года поставки машинокомплектов оплачивались, однако затем фирмы-получатели стали накапливать долги. Какое-то время китайская сторона продолжала поставки, а затем прекратила. К этому времени общая сумма долга превысила $48 млн. После чего, говорят китайские бизнесмены, их бывшие деловые партнеры приступили к ликвидации участвовавших в проекте фирм, а в отношении ООО ИМС была запущена процедура банкротства. В связи с последним обстоятельством представители Great Wall считают, что налицо признаки действий, попадающих под ст. 196 (преднамеренное банкротство) и ст. 174.1 (отмывание преступных доходов) УК РФ.
В ходе расследования была проведена финансовая экспертиза, которая установила, что руководство группы компаний «Ирито» «умышленно выводило средства, получаемые от продажи» автомобилей марки Great Wall. Это, в свою очередь, говорится в материалах дела, привело к «искусственной несостоятельности» группы компаний «Ирито» оплатить поставленный товар. Экспертизой также было установлено, что с 2009 по 2015 год компания «Ирито» получила за собранные и проданные машины всего 1 млрд рублей. Между тем из бухгалтерской документации следовало, что за этот период компания Great Wall поставила более 76 тыс. машинокомплектов, из которых были собраны и реализованы на российском рынке автомобили. По данным экспертизы, цена реализации одной машины дилерам составляла около 650 тыс. рублей. Таким образом, следствие пришло к выводу, что прибыль от проданных в России китайских внедорожников должна была составлять не 1 млрд рублей, а около 50 млрд рублей. По мнению потерпевшей стороны, львиная доля доходов от продажи собранных в России автомобилей была выведена из бизнес-схемы.
Однако, считают представители китайской компании, даже при наличии множества доказательств следствие по-прежнему затягивается, фигуранты в деле не появляются, а между тем, отмечают они, осенью следующего года сроки по делу истекут.
«Дело Great Wall — одно из самых масштабных в практике Центра по защите прав китайских предпринимателей, — пояснил «Коммерсанту» Борис Титов. — Дело сложное, требующее внимательного изучения. Great Wall Motor Company пришла в Россию с реальными инвестициями, по всей видимости, на долгий срок, и, на мой взгляд, компания заслуживает к себе более заинтересованного отношения со стороны государства. Надеюсь, что расследование уголовного дела о мошенничестве сдвинется с мертвой точки».
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале