Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Чиновники мигрируют кланами за «вкусными» госконтрактами

Прочные служебные и коммерческие узы заставляют крупных госслужащих кочевать по регионам группами

Фото: Денис Гришкин / РИА Новости

Групповая миграция чиновников — это явление открыли журналисты совместно с «Трансперенси Интернешнл — Россия», проанализировав сведения о почти 60 тысячах госслужащих. Расследование явно продемонстрировало, что налаженные между крупными чиновниками и приближенными к ним коммерсантами связи не рвутся при смене региона обитания, а лишь приспосабливаются к новым условиям, вследствие чего «пришлые» нередко вытесняют «коренных».

Высокопоставленные федеральные и региональные чиновники при смене места службы зачастую забирают с собой свою команду — иногда и несколько десятков человек, с которыми давно работают и даже вместе зарабатывают. Это обычное для России явление, которое практикуется буквально повсеместно, даже несмотря на то, что оно может вступать в противоречие с антикоррупционным законодательством. «Новой газете» и «Трансперенси» удалось при помощи базы данных «Декларатор» отследить миграцию нескольких крупных групп чиновников, а также выстроить алгоритм, Которым могут воспользоваться заинтересованные органы.

К чему ведет переход чиновника на новый пост со своей командой?

Опасности миграции и несовершенство закона

Активисты изучили данные о доходах и имуществе, а также прежних и нынешних местах работы почти 59 тысяч чиновников. Исследование позволило определить целые команды должностных лиц, которые вместе переходят с одного места работы на другое, а заодно отдают государственные контракты на миллиарды рублей своим знакомым, землякам и бывшим коллегам. Также чиновники из одной команды гарантированно получают новые должности вслед за своими патронами, шагая по карьерной лестнице в обход установленных конкурсных процедур.

«Такие массовые миграции не всегда означают коррупцию и даже могут вызвать одобрение у окружающих: что плохого, если человек пришел с группой проверенных людей, которые смогут работать без притирки и разногласий? Но эта логика не всегда верна. Устраиваясь на работу, во многих случаях чиновники должны проходить конкурсный отбор, чтобы место получил самый достойный, а не просто хороший знакомый руководителя. Так положено по закону. Если личные отношения с кандидатом становятся важнее уровня его профессионализма, это можно считать конфликтом интересов. А такие конфликты чиновники обязаны предотвращать в рамках борьбы с коррупцией», — пишет «Новая газета».

Однако несовершенство закона «О противодействии коррупции» позволяет подобным альянсам работать совершенно безнаказанно, так как нет четкого определения «конфликта интересов».

Из Казани в Москву за триллионами…

В 2010 году в Москву прибыл бывший министр строительства Республики Татарстан Марат Хуснуллин, который сразу возглавил Департамент городского строительства правительства Сергея Собянина. Свой переезд с повышением Хуснуллин совершил не в одиночку, с собой он прихватил целую сборную — общественники насчитали в ней более пятидесяти человек, земляков Марата Хуснуллина. Чиновник, обладающий статусом вице-мэра Москвы, и сам признался, что действительно позвал в столицу своих коллег, тех, кого считал профессионалами, но при этом покривил душой, сказав, что «на самом деле, их не так много — больше разговоров».

Справился ли Сергей Собянин со своими задачами на посту мэра Москвы?

46 членов «сборной Хуснуллина» с 2011 года успели занять руководящие посты в 45 госучреждениях московского Стройкомплекса, подконтрольных ему ведомствах и дочерних структурах. Еще шестеро трудоустроились в столичные департаменты финансов и городского имущества. Впрочем, в ближний круг вице-мэра по строительству входит лишь около половины «новых москвичей», к ним относятся подчиненные Хуснуллина в то время, когда он работал в Татарстане, или же бизнесмены, с которыми он взаимодействовал на посту министра строительства. Оставшаяся половина сформировалась из друзей друзей самого Хуснуллина.

Инфографика: Максим Кардопольцев, специально для «Новой газеты»

Например, «Новая» отмечает, что директором государственного бюджетного учреждения «Мосстройинформ», которое отвечает за информационное обеспечение городского строительства, с 2015 года работает бывший коллега Хуснуллина по «Татэнерго» Фарит Фазылзянов (в прошлом — министр информатизации и связи Татарстана). Один из отделов «Мосстройинформа» возглавляет Евгения Левкина, дочь руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы Сергея Левкина, который одновременно является и ее отцом, и ее начальником. Левкина с Хуснуллиным связывает опыт совместной работы при строительстве особой экономической зоны «Алабуга».

Нашлось в «Мосстройинформе» место и для бывших коллег Хуснуллина по правительству Татарстана Ильмиры Галиаскар и Асель Сарсенбаевой, которые руководят двумя управлениями. Всего в Департаменте градостроительной политики и подведомственных ему организациях четыре человека из первоначальной команды Хуснуллина и еще пятеро — «мигранты» следующих волн.

«В 2011 году в московском Стройкомплексе председателем «Москомстройинвеста» стал Константин Тимофеев. Раньше он был директором московского филиала банка «Ак Барс» из Татарстана, в одной из структур которого в прошлом работал Хуснуллин. Через год начальник юридического отдела филиала «Ак Барса» Екатерина Храмова стала заместителем Тимофеева в «Москомстройинвесте». Еще два члена команды — бывший начальник отдела министерства финансов Татарстана Павел Дудулин и бывший гендиректор АО «Таткоммунпромкомплект» Евгений Шмагин. Первый сейчас — исполнительный директор «Мосинжпроекта». Второй возглавляет госучреждение «Научно-исследовательский аналитический центр», который занимается ценообразованием в проектировании и строительстве. Тимофеев работал с Дудулиным в «Ак Барсе», а до этого — в казанском ИнтехБанке, где в совете директоров заседал Шмагин», — перечисляют журналисты.

Инфографика: Максим Кардопольцев, специально для «Новой газеты»

Вслед за чиновниками на запах «жирных» госконтрактов последовал и бизнес. По подсчетам издания, с 2011 года госучреждения, где у руля встали земляки Хуснуллина, распределили между компаниями из Татарстана госконтрактов почти на полтриллиона (!) рублей, не считая подрядов на строительство столичного метро (их распределяет Дептранс, где не обнаружено выходцев из Татарстана), — с ними объем контрактов превышает триллион рублей.

…И немного миллиардов в «Лужниках»

Еще один татарстанский клан сформировался вокруг спортивной ареной «Лужники», которой с 2013 по 2017 год руководил бизнесмен-строитель из Татарстана Марат Хафизов. В расследовании говорится, что за последнее время компания «СтройЭкоРесурс», которая принадлежит давнему другу Хафизова Ренату Хабибуллину, получила больше миллиарда рублей на проектирование и строительство футбольных полей в Москве. Еще 364 млн рублей от «Лужников» получила компания «ПИ-Центр». Фирмой владела Полина Заверюхина из Татарстана, которая ранее трудилась в одной компании с партнером Хафизова по благотворительному фонду «Лидер» Равилем Валеевым.

Инфографика: Максим Кардопольцев, специально для «Новой газеты»

Еще один миллиард рублей «Лужники» Хафизова отдали компании «ВекторТрейд», владельцем которой является Нияз Мингалимов — он дружит и с Хабибуллиным, и с Хафизовым, что подтверждается фотографиями в социальных сетях «Одноклассники», «ВКонтакте» и «Инстраграме». Фирма Мингалимова даже конкурировала при распределении заказов со «СтройЭкоРесурсом», только вот добросовестный характер подобной конкуренции вызывает сомнения.

В 2017 году Хафизов возглавил «Москапстрой» — крупнейшего техзаказчика строительства, который сразу оказался куплен правительством Москвы. Директором «Лужников» вместо него стал Ильгиз Хайрутдинов, бывший замначальника отдела «Главного инвестиционно-строительного управления» Татарстана, которым руководил Рашид Нуруллин, знакомый Хуснуллина по совместной работе в торгово-промышленной фирме «Ак Барс» в 1990-х.

Из Росреестра в правительство Кировской области

Новый губернатор Кировской области Игорь Васильев еще недавно возглавлял Росреестр. На новое место он захватил с собой девять подчиненных, которые от службы в не самом большом и значимом ведомстве перешли к управлению целым регионом. Например, один из них — Юрий Палюх — устроился на работу в Росреестр сразу после окончания вуза курьером, за 12 лет дорос до и.о. директора филиала в Ростовской области, а сейчас занимает должность министра информационных технологий и связи Кировской области.

Эффективна ли борьба с коррупцией в Кировской области?

Пост губернатора с приставкой и.о. Васильеву достался летом 2016 года после ареста Никиты Белых. Повышение Васильев заслужил своим знакомством с президентом Владимиром Путиным, когда тот еще работал в КГБ. До этого он буквально свалил прежнее руководство Росреестра, когда в 2013 году, будучи аудитором Счетной палаты, подготовил доклад о потерях бюджета (24 млрд рублей) из-за нарушений в работе Росреестра и коррупционных сделок, а затем сам возглавил ведомство.

Инфографика: Максим Кардопольцев, специально для «Новой газеты»

В правительство Кировской области вместе с Васильевым пришел его коллега по Счетной палате, Совету Федерации и заместитель в Росреестре Андрей Плитко. Еще один экс-заместитель Алексей Коробов стал вице-губернатором. Он тоже выходец из КГБ. Министром имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области Васильев назначил замначальника отдела в Росреестре Артема Сурженко. При этом нового главу Кировской области не смутило, что при подборе кадров посредством конкурса он мог бы отобрать более профессиональных специалистов. Все эти назначения в администрации Васильева оправдывают тем, что «варяги» не замещали и не замещают должности государственной гражданской службы Кировской области, «а значит, конкурсный отбор им проходить не надо». К тому же, «приглашение к сотрудничеству коллег с предыдущего места работы не содержит признаков конфликта интересов».

Внутри МКАД — ближе к центру и деньгам

Миграцию чиновников отмечают не только на федеральном уровне, но и даже в пределах одного города. В Москве это касается префекта Центрального административного округа Москвы Владимира Говердовского, вокруг которого сформировалась команда из 13 человек.

Инфографика: Максим Кардопольцев, специально для «Новой газеты»

За свою карьеру он поработал в нескольких префектурах и возглавлял московский жилищно-коммунальный комплекс, куда следом за ним перемещались его подчиненные. А бывший заместитель Говердовского в префектуре Северо-Западного округа Андрей Ховрин ушел в бизнес. В целом компания Ховрина «Институт современных коммуникаций» получила госконтрактов от подчиненных Говердовскому структур на 75 млн рублей. Подряды от ведомств, которые возглавлял Говердовский,  выполнял и бывший начальник «Инженерной службы района Фили–Давыдково» Руслан Нежнов. Компании, связанные с Ховриным, Нежновым и их партнерами освоили госконтрактов больше чем на 1 млрд рублей.

Интересы своих выше государственных

Руководитель проекта «Декларатор» «Трансперенси Интернешнл — Р» Андрей Жвирблис подчеркнул, что групповое перемещение чиновников нарушает равный доступ людей к государственной службе.

«Если есть реальные конкурсные процедуры, команда чиновников не может просто так переселиться в другое ведомство в полном составе, — полагает Жвирблис. — Если такое происходит, то конкурс мог быть или фиктивным, или его не было вовсе. Но главная проблема в том, что вместо того, чтобы государственные служащие работали в интересах государства и граждан, они работают в своем сообществе, и чьи интересы они будут защищать — государства или своего сообщества — непонятно».

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале