Чиновники в восьми регионах России выдумывали ЧС, чтобы раздавать контракты своим
Активисты Общероссийского народного фронта обнаружили в нескольких регионах 11 случаев проведения неконкурентных госзакупок на сумму более 3,2 млрд рублей. Чтобы оправдать распределение контрактов без конкурса и аукциона, чиновники выдумывали «чрезвычайные ситуации» и «обстоятельства непреодолимой силы», хотя фактически ничего подобного не происходило.
ЧС ради личной выгоды
В результате мониторинга госзакупок эксперты ОНФ выявили 11 крупных неконкурентных закупок в восьми регионах РФ — во всех случаях заказчики отдавали тендеры единственному поставщику, прикрываясь возникновением неких чрезвычайных ситуаций. Сами «фронтовики» уверены, что чиновники солгали про ЧС, чтобы отдавать контракты нужным и заранее определенным подрядчикам. Возможно, аффилированным.
Режим ЧС позволяет властям проводить экстренные закупки у единственного поставщика в обход процедур, установленных ФЗ «О контрактной системе…». Под ЧС понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, а также ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Решение о введении режима ЧС в зависимости от масштаба ситуации принимает правительство, МЧС России или соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям.
В выборку ОНФ попали Забайкальский край, Московская, Новосибирская, Челябинская, Томская, Рязанская, Ленинградская области и Санкт-Петербург. Например, в марте 2017 года Санкт-Петербургское ГКУ «Фонд капитального строительства и реконструкции» без проведения конкурентных процедур заключило срочный контракт с ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» стоимостью почти 1,7 млрд рублей на завершение строительства объекта культурного наследия регионального значения «Приморский парк Победы».
В материалах ОНФ говорится, что согласно постановлению правительства Санкт-Петербурга от 2014 года реконструкцию парка должны были закончить еще в 2016 году, однако срок реконструкции объекта в 2017 году был продлен на два года и работы до сих пор не завершены. При этом учреждение не выбрало никакие другие конкурентные способы проведения закупок, хотя заключение повторного контракта дает понять, что работы явно не экстренные и первичный подрядчик не справляется со своей задачей, уже потратив при этом более 1,5 млрд рублей.
Еще один пример выдумывания ЧС обнаружился в подмосковном Королеве, где в конце декабря 2016 года сгорело четырехэтажное здание 30-х годов постройки, состоящее из нескольких корпусов, в одном из которых жили люди. Управление единого заказчика города Королева лишь в июне 2017 года заключило контракт на выполнение работ по восстановлению объекта после пожара на сумму 50 млн рублей с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы.
«В канун Нового, 2017 года произошла чрезвычайная ситуация, люди остались без крыши над головой. А заказчик, выждав полгода, решил провести неконкурентную закупочную процедуру, обосновав свои действия давно прошедшим событием. Есть предположение, что такая кампания была проведена намеренно для заключения контракта с конкретным подрядчиком по максимальной цене», — заявил член регионального штаба ОНФ Николай Степанян.
Другой странный контракт был заключен без проведения конкурентных процедур в июне 2017 года между ГКУ «Управление строительства Ленинградской области» и ООО «ЛенСоцСтрой» стоимостью 178 млн рублей на строительство корпуса №3 Ульяновской психиатрической больницы. «Фронтовики» узнали, что еще в 2015 году с тем же подрядчиком уже заключали аналогичный контракт на 76 млн рублей. То есть годы идут, а ЧС по-прежнему остается?
«Это лишь часть примеров, вошедших в наш мониторинг. Очевидно, что при заключении контрактов со ссылкой на чрезвычайные ситуации и некие непреодолимые силы, зачастую заказчики злоупотребляют правом проведения закупок у единственного поставщика и бесконтрольно тратят бюджетные деньги, отдавая подряды дружественным организациям. Сейчас мы выявили всего 11 подобных договоров в восьми регионах, но их общая сумма превысила три миллиарда рублей. Мы обратились в Счетную палату РФ для проверки эффективности данных неконкурентных закупок и обязательно продолжим общественный мониторинг в этом направлении», — подчеркнул координатор проекта ОНФ «За честные закупки», депутат Госдумы Антон Гетта.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале
Читайте также:
- Порталы госзакупок пополнят черными списками поставщиков с уголовным прошлым
- ОНФ заставил мусорщиков в ХМАО отказаться от «Лексуса» за 7 млн рублей
- Федеральные ведомства закупают одинаковые товары по разным ценам
- Депутатам стало жалко отказываться от закупок дорогих иномарок
- Реформа госзакупок забуксовала до 2019 года