Как губернатор выжил прокурора
На смену главе надзорного ведомства Севастополя Игорю Шевченко придет ставленник генпрокурора Юрия Чайки
В Севастополе ушел в отставку прокурор города Игорь Шевченко — его уход стал результатом длительного конфликта с губернатором Дмитрием Овсянниковым. В этом конфликте прокурор лишился земельного участка, а губернатор не смог провести несколько нужных ему законов через городское Заксобрание. Теперь у Севастополя появится новый прокурор, рекомендованный Юрием Чайкой. Если не сложится и с ним, то уходить, возможно, придется самому Овсянникову.
Прокуратура Севастополя осталась без начальника — городской прокурор Игорь Шевченко вышел в отставку, сообщает «Коммерсантъ». По данным издания, ему на смену генпрокурор Юрий Чайка порекомендовал однокурсника своего сына, прокурора Адыгеи Марка Большедворского.
Новому севастопольскому блюстителю закона придется погрузиться в историю конфликта своего предшественника с губернатором Дмитрием Овсянниковым, чтобы не наступить на те же грабли или же найти возможности переступить через главу региона.
Губернатор против прокурора: счет 1-0
Новый прокурор Севастополя еще не назначен — генпрокурор только попросил власти города согласовать на должность предложенную им кандидатуру Марка Большедворского, а местным депутатам предстоит подготовить для этой ротации законодательную базу, отмечает «Коммерсантъ».
В пятницу на внеочередной сессии депутаты Законодательного собрания Севастополя рассмотрят законопроект, который определит процедуру согласования кандидата на должность прокурора города. Только после этого парламентарии смогут рассмотреть представление генпрокурора.
Но интересна не столько личность нового севастопольского прокурора, сколько причины, по которым пост покинул его предшественник.
Как пишет «Коммерсант», все в городе знали про конфликт между Овсянниковым и Шевченко. «Чтобы понять, что конфликт у Шевченко с Овсянниковым был, достаточно послушать выступление губернатора на коллегии прокуратуры, где он высказывал критику в отношении работы прокурора. При этом у заксобрания нареканий к работе прокурора не было, он делал все, что требовалось согласно закону о прокуратуре: направлял нам протесты на те или иные законопроекты, мы их удовлетворяли», — рассказал изданию председатель комиссии заксобрания Севастополя по законодательству и государственному строительству Виктор Посметный.
На упомянутом заседании коллегии Овсянников отметил, что у населения города высок запрос на восстановление законности и справедливости в сфере земельно-имущественных отношений, которая в прежний период стала едва ли не символом безнаказанных нарушений. Глава региона назвал поддержку прокуратурой органов исполнительной власти недостаточной и дал понять, что подозревает прокурора города в причастности к коррумпирующим связям, и заявил, что пожаловался на местное надзорное ведомство в Генпрокуратуру.
Первое серьезное и открытое столкновение между правительством города во главе с Овсянниковым и городской прокуратурой под началом Шевченко произошло в 2016 году. Тогда СМИ, а позже и надзорное ведомство, узнали, что чиновники правительства отдыхают в местном пансионате «Изумруд» бесплатно, хотя они должны были оплатить свой отдых. Подчиненные Овсянникова и сам губернатор не придумали ничего лучше, как пойти в контратаку на тех, кто, как они думали, их «заказал» — чиновники провели проверку пансионата и нашли льготы на отдых для сотрудников прокуратуры.
Следующая стычка произошла из-за земельных участков. В 2017 году правительство Севастополя через суды начало отъем у жителей города нескольких тысяч земельных участков, выданных в украинские годы. Прокурор Шевченко потребовал от городского департамента по имущественным и земельным отношениям по каким-то причинам расторгнуть контракт с юридической фирмой, которая представляла правительство в судах, но Дмитрий Овсянников расторгнуть договор отказался. А в начале 2018 года районный суд по иску правительства забрал 10 соток земли на мысе Фиолент у Игоря Шевченко, решив, что участок был получен в украинские времена, а значит, незаконно.
После этого сотрудники прокуратуры попытались проникнуть в дом Овсянникова, который он арендует. Об этом губернатор заявил на совещании в правительстве в начале марта.
«Сам я арендую дом. Вчера у меня прокурор решил этот дом осмотреть. Он у меня указан в декларации. Но наверное, у нас прокуратура в последнее время стала адресным бюро, которое по заявлению жителей из определенного села, видимо, жаждет его смотреть — спальни, комнаты, все остальное», — сказал Овсянников, посоветовав Шевченко не лезть в чужое жилье. Прокурор, в свою очередь, заявил, что у его ведомства не было планов обыскивать дом губернатора.
Дурной характер
По словам члена общественной организации «Наш Севастополь» Олега Гасанова, причиной разногласий между губернатором и прокурором могла стать позиция прокуратуры в вопросе об увеличении финансирования правительства Севастополя и сокращении финансирования заксобрания города.
«Прокуратура Севастополя не раз вносила представления о корректировке тех или иных законопроектов, поданных в заксобрание правительством Севастополя, в связи с их несоответствием законам РФ, это обычная работа», — говорит Гасанов.
Это противодействие, вполне рабочее, губернатор воспринял как личное оскорбление. По словам Гасанова, Овсянников сам по себе конфликтный человек, и прокурор не первый и не последний, с кем он не сработался.
Возможно, новый прокурор, которого представил Чайка, сможет сработаться с губернатором или займет принципиальную позицию и разрешит накопившиеся во властных структурах Севастополя конфликты.
К примеру, он сможет разобраться в ситуации вокруг Контрольно-счетной палаты Севастополя, которая может перестать существовать из-за урезания финансирования.
Между тем, судьба Шевченко, которого называют политическим сторонником бывшего спикера Заксобрания Севастополя Алексея Чалого, пока не ясна. Правда, местные СМИ прочат ему кресло прокурора Адыгеи, которое освобождает его вероятный преемник Большедворский.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале