Бороться с коррупцией в регионах могут прийти «варяги»
Назначение татарстанского чиновника премьером Дагестана может стать началом подобной ротации в других субъектах Федерации
Какую цель преследует федеральная власть, устроив показательные аресты в Дагестане, связана ли зачистка с президентскими выборами и останутся ли в Дагестане надолго чиновники из других регионов, рассуждают эксперты, опрошенные «Росбалтом».
«Чужие» против коррупционеров
Арест мэра Махачкалы, показательное задержание сразу четырех высокопоставленных членов правительства Дагестана и обыски в местных министерствах и ведомствах стали беспрецедентными не только для этого региона, но и в целом для России.
Как заявил «Росбалту» политический аналитик Валерий Соловей, в современной России такой масштабной чистки чиновнических рядов еще не было. Однако, к подобным методам прибегали в советское время. Причем в первую очередь это касалось среднеазиатских и кавказских республик.
«В назначении министра экономики Татарстана Артема Здунова на пост премьера Дагестана видна идея послать „варяга“, который близок силовикам. Сейчас для замены чиновников ищут опытных управленцев, которые были бы достаточно понятны и близки силовикам, и при этом имели компетенции, позволяющие управлять в Дагестане», — сказал эксперт.
Он полагает, что федеральный центр оценил как небезопасную для себя коррумпированность дагестанских чиновников, которая все больше раздражала население в преддверии президентских выборов. Поэтому Москва сыграла на опережение, выбив козырь «борьбы с коррупцией» у оппозиции в Дагестане.
С мнением политолога Соловья о нетипичности последних дагестанских событий для России и раздражении народа политикой бывшего главы Дагестана Рамазана Абдулатипова согласен руководитель исследовательского центра RAMCOM Денис Соколов. Вместе с тем он уверен, что это только начало.
«Мы видим, что реализуется давнее решение по смене региональной элиты на представителей федеральной силовой бюрократии. По сути, это введение внешнего управления. Видимо, предстоит тотальная замена местных чиновников на „варягов“ и в других регионах. В назначении министра экономики Татарстана Артема Здунова на пост премьера Дагестана видна идея послать „варяга“, который близок силовикам», — говорит Соколов.
Исламский фактор
Не отрицая того, что основной причиной смены руководства правительства Дагестана стало недовольство местного населения и «перезрелость» перемен, директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников, считает, что активизация антикоррупционной борьбы в Дагестане не имеет непосредственной связи с президентскими выборами.
«Думаю, что при смене Абдулатипова на Владимира Васильева сразу ставилась задача разрешать ситуацию в республике комплексно. Нужна была не разовая точечная операция со снятием одного-двух руководителей, а системная, длительная, многоплановая работа», — говорит он.
По мнению Солонникова, назначение татарстанского чиновника в другую мусульманскую республику — это ставка на ментальную схожесть народов. «Мусульманские регионы ментально похожи. Новый премьер Артем Здунов показал себя в качестве успешного менеджера по развитию экономики одной из мусульманских республик — Татарстана. Поэтому логично, что его пригласили для развития экономики в другую мусульманскую республику», — отметил политолог.
С ним согласен директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков. При этом он рассматривает ситуацию под несколько другим углом — как формирование новой связки двух регионов и усиление значения Татарстана в общероссийских делах.
«Участие Татарстана в формировании нового правительства Дагестана — это своеобразный „жест доброй воли“ из Казани. Он показывает, что глава Татарстана Рустам Минниханов готов участвовать в российских делах, завершается период, когда к главе Татарстана были вопросы из-за прихода времени перезаключения договора о разделе полномочий между федеральным центром и республикой. Связка Владимира Васильева и Рустама Минниханова демонстрирует, что Татарстан не является „государством в государстве“, а наоборот — участвует в создании новых конструкций федерального управления», — считает Гращенков.
По его мнению, назначение татарстанского чиновника говорит о способности людей из команды Минниханова работать на более сложных участках, а «сформированная в Казани система управления может экспортироваться вовне».
Неважно, что нынешние «варяги» в Дагестане люди временные, говорит в свою очередь директор Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев. По его мнению, на них возложена задача выровнять развитие региона.
«Да, сейчас приглашаются на временную работу люди, которые уже показали себя в других регионах, и одновременно идет отбор в управленческие структуры молодежи, на которую мог бы сделать ставку нынешний глава Дагестана Владимир Васильев», — отмечает эксперт.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале
Читайте также:
- «Тяжелая артиллерия» в Дагестане: в республику прибыл Александр Бастрыкин
- Песков: антикоррупционная кампания не ограничится Дагестаном
- Зачистки в Дагестане — сигнал другим республикам
- Дагестанским чиновникам вменили более 100 млн рублей ущерба
- Антикоррупционные проверки в Дагестане — системный подход или временная кампания?