Семейный подряд на миллиард привел к коллапсу на вокзалах
Дорогостоящие нововведения в продаже билетов на подмосковные электрички вызывают возмущение пассажиров
Семейный подряд на миллиард привел к коллапсу в подмосковных электричках
Дорогостоящие нововведения в продаже билетов на пригородные поезда вызывают возмущение пассажиров
Центральная пригородная пассажирская компания объявила конкурс на модернизацию системы контроля и продажи билетов. Тендер выиграла фирма, учрежденная сестрой одного из руководителей ЦППК. В результате был потрачен миллиард рублей, а система, по мнению пассажиров, стала намного хуже.
Несбывшиеся улучшения
В начале лета 2016 года на Курском вокзале и на ряде подмосковных станций появилось новое оборудование по контролю пассажиропотока. Суть его действия заключалась в том, что реализуемые там абонементы действительны только между станциями с турникетами. Это, по заявлениям представителей ОАО «Центральная ППК», позволило лучше контролировать пассажиропоток и наличие проездных документов. Хотя, как пишет «Общая газета», по предыдущим планам компании данная система должна была быть введена еще до конца 2015 года.
Также ЦППК обещала скорую возможность для пассажиров покупать билеты прямо в пути у контролера без переплаты. Для этого им будет достаточно получить на станции отправления, не оборудованной системами продаж, талон с отметкой о дате, времени и месте посадки и предъявить его во время поездки контролеру. Это нововведение, по задумке авторов модернизации, должно было стать удобным для людей, отправляющихся со станций без касс и без билетных автоматов. На установку этого «чуда техники» ЦППК потратило 8 млн рублей.
В июне 2017 года на Киевском направлении была введена в эксплуатацию новая система продажи и контроля билетов, которая должна была повысить безопасность, усилить защиту от подделок, исключить попытки взлома системы. Однако реальность оказалась иной. Билет ЦППК, оформленный в любое время по любому маршруту, позволял войти в режимную зону станций и вокзалов и выйти обратно. Более того, билет можно было сделать самостоятельно, зайдя на сайт — генератор QR-кодов, создав его из 53 произвольных цифр, и распечатать, использовав обычный принтер. Такой «проездной документ» оказывался ничем не хуже приобретенного у железной дороги.
Самое вкусное — сестре
Журналисты «Общей газеты» выяснили, что модернизацию оборудования и программного обеспечения ЦППК на общую сумму в почти миллиард рублей реализует ООО «Транстехсвязь». Его учредитель Анастасия Ангелова приходится родной сестрой начальнику управления информационных технологий ЦППК Павлу Терентьеву.
Между тем еще до модернизации ЦППК уже потратила почти 600 млн рублей на разработку программного обеспечения этой самой системы продаж.
Несмотря на огромные траты, система на Киевском, Казанском, Ярославском направлениях работает с постоянными сбоями, а зачастую не действует вообще. Однако это не мешает ЦППК заключить новый контракт с ООО «Транстехсвязь» стоимостью еще 1 млрд рублей — на пятилетнее обслуживание печатающих билеты автоматов, изрядный процент которых простаивает из-за неисправности и, соответственно, не обслуживается.
Та же «Транстехсвязь» выиграла конкурс и на обслуживание касс, получая порядка 200 млн рублей в год. А между тем, в работе касс 1 января произошел сбой, и все новогодние праздники кассиры оформляли билеты, по сути, вручную.
Если не видеть в данных действиях каких-либо преступлений, то налицо просчеты в планировании, приемке, тестировании и реализации новой системы продажи билетов. Одна из причин этих неудач также лежит на поверхности — отсутствие нормальной конкуренции и контроля регулирующих органов, при том что в данной модернизации верх взяли родственные интересы, а не интересы пассажиров и государства.
Хотя, помимо вечного спутника ЦППК в лице ООО «Транстехсвязь», есть и другие производители, и есть коммерческие предложения от них, весьма коммерчески интересные. Так, одна из проигравших конкурс компаний продает устройство контроля проездных документов за 119 тысяч рублей, а «Транстехсвязь» — за 189 тысяч.
«Лучшее» — враг хорошего
В свою очередь, прежняя система продажи билетов уже успела зарекомендовать себя с положительной стороны. Оборудование хорошо работало, не вызывало нареканий, продажи шли, деньги капали. И это все могло продолжаться, если бы ни чье-то желание потратить миллиард рублей.
В случае с ЦППК погоня за деньгами на деле обернулась никуда не годным сервисом и наспех установленным оборудованием, вызвав тысячи жалоб пассажиров и до минимума снизив безопасность. Это все должно вызывать вопросы, в том числе у силовых ведомств.
Между тем и прибыль ЦППК постоянно уменьшается. Если в 2011 году она была 4,7 млрд рублей, то за 2016 — 81,4 млн рублей. Первый квартал 2017 года дал компании лишь 1,06 млн рублей прибыли. Хотя генеральный директор Михаил Хромов, придя в ЦППК в 2012 году, почему-то каждый год заявляет, что новой команде удалось повысить ее эффективность.
По последним данным, из компании с «постоянно повышающейся эффективностью» уже ушел главный куратор всего негативного процесса внедрения новой системы продаж билетов Павел Терентьев. По крайней мере на документах, которые положено подписывать главе управления информационных технологий, уже стоит подпись другого человека. Полагают, что Терентьев ищет себе место в Московском метрополитене. Если это так, то не исключено, что подземку также ждет модернизация процесса продажи билетов.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале