Казарма как братская могила
Аварийное здание грозит обрушиться на головы бойцов элитной дивизии ВДВ
Два года назад страну потрясла трагедия в Омской области, где обрушились казармы 242 учебного центра подготовки ВДВ. Погибло 24 человека, еще 21 человек пострадал. Между тем, такая же катастрофа грозит бойцам легендарной Псковской гвардейской дивизии ВДВ, которых заселили в аварийные казармы, находящиеся на грани обрушения.
Геннадий Поляков — отставной офицер ВДВ, участник боевых действий. Выйдя в отставку, создал в родном Пскове семейную строительную фирму — ООО «ОнегаСтрой». Бизнес неплохо развивался, пока, на свою беду, Геннадий Леонидович не связался с бывшими сослуживцами и не взял подряд на проведение строительных работ в родной 76 Гвардейской дивизии ВДВ. Работы нехитрые — ремонт четырех казарм военного городка «Завеличье».
Субподрядный набор
Проект сопровождала извилистая цепочка подрядчиков. Генеральный подряд получил ФГУМ «Спецстройнжиниринг» при Спецстрое России. Тот привлек в качестве субподрядчика ОАО «Трест Мосэлектротягстрой имени М. Абдурахаманова», возглавляемый Антоном Абдурахмановым. «Мосэлектотягстрой», в свою очередь, заключил договор субподряда со своей дочерней структурой — ЗАО «СМП-251 МЭТС», возглавляемой Валерием Козловым. И, наконец, «СМП-251» заключило договор с ООО «ОнегаСтрой». Цена договора составила 52 547 848,03 рубля. Как утверждает Поляков, руководителем проекта был представитель «Мосэлектротягстроя» Виктор Гнучий, с которым он устно договаривался о финансовых условиях.
«ОнегаСтрой» приступило к ремонтным работам в августе 2013 года, хотя техзадание и договор генерального подряда были подписаны только спустя три месяца — в ноябре. По словам Геннадия Полякова, командование дивизии и представители субподрядчика успокаивали его тем, что это обычная практика для Вооруженных сил. Якобы оформление бумаг и составление сметы занимает много времени, а работы можно начать быстрее. По воспоминаниям Полякова, Виктор Гнучий, Валерий Козлов и командир 76 дивизии ВДВ генерал-майор Алексей Наумец давали много обещаний и говорили красивые слова, в том числе о важности этих работ «для обороны страны и боеспособности воинских частей».
Убыточный госзаказ
Приступив к работе, сотрудники «ОнегаСтроя» сразу столкнулись с проблемой финансирования. После перечисления аванса, зафиксированного в договоре, деньги больше не поступали. Но представители субподрядчика постоянно обещали, что деньги будут, нужно только поднапрячься и закончить работы в срок. В результате «ОнегаСтрой» вложило собственные средства и взяло кредиты для закупки строительных материалов.
Ход работ держал на контроле командующий ВДВ Владимир Шаманов. В августе 2014 года отремонтированную компанией «ОнегаСтрой» казарму представили министру обороны Сергею Шойгу как образцово-показательную. Шаманов тогда заявил в эфире местного телеканала, что «вот так держит свое слово десантник», имея в виду Геннадия Полякова.
Но высокие гости уехали, а деньги так и не пришли. К ноябрю 2014 года все работы были завершены, однако представители субподрядчика затягивали подписание актов сдачи-приемки и не реагировали на уведомления о завершении работ.
За это время «ОнегаСтрой» взяло кредиты, не имея возможности их отдать. Были арестованы банковские счета и имущество фирмы. Геннадий Поляков с семьей оказался в долговой яме.
Пытаясь вернуть хоть какие-то средства, Геннадий Поляков подал иск к ЗАО «СМП-251». Во время рассмотрения дела Московским арбитражным судом судья Святослав Никифоров в иске отказал. При этом судья ссылался на якобы имеющийся в распоряжении суда акт сдачи-приемки работ, но ответчику и его защите этот документ так никто и не предъявил.
Не помогли и обращения Геннадия Полякова в Министерство обороны РФ. В ответ руководитель департамента строительства Минобороны Максим Ченгаев заявил, что «задолженности перед ООО „ОнегаСтрой“ за выполненные работы отсутствуют».
А вскоре и сама фирма «СМП-251» оказалась банкротом. Но на ее месте в регионе сразу же возникла новая дочерняя структура того же «Мосэлектротягстроя» — ООО «ЦСКА», снова возглавляемая тем же самым Валерием Козловым. Она тоже была ликвидирована через год, после чего в регионе появилось ЗАО «СМП-725», с тем же Козловым во главе, которая ведет свою деятельность по сей день.
Анализ ситуации вокруг «Мосэлектротягстроя» показал, что странная эпидемия банкротств буквально преследует его «дочки». Так, за последние три года пять его дочерних структур признали банкротами. В интернете имеются многочисленные гневные отзывы о методах работы этой компании, согласно которым невыплата денег субподрядчикам и быстрое банкротство дочерних структур — обычное дело.
Цена жизни военнослужащих
Но неоплаченный контракт оказался не самой большой проблемой. С середины 2016 года строительные и ремонтные работы в Псковской дивизии не ведут, а сами объекты стоят недостроенные. Это подтвердила Московская городская военная прокуратура 30 ноября 2016 года: государственный контракт № 1 по военному городку «Завеличье» выполнен на 68%, а № 2 по городку в Черехе — на 42%.
Военнослужащие городка Завеличье уже на протяжении трех лет расквартированы в других военных городках. После трех лет «строительных работ» не достроена столовая: возведена только ее коробка. В таком же состоянии находятся еще две казармы.
Но и это не самое страшное. Беда в том, что, по словам Геннадия Полякова, уже три года военнослужащие 76 гвардейской дивизии ВДВ проживают в опасных условиях — своды и стены пяти казарм могут просто обрушиться на людей. К таким выводам он пришел во время ремонта помещений. По его словам, состояние несущих конструкций никто не проверял. Но Геннадий Леонидович провел собственное расследование, в том числе брал документы в других подрядных организациях, которые делали ремонтны в этом городке.
Первое заявление в Военную прокуратуру по этому вопросу Поляков подал 14 июля 2015 года. Он сообщил о незаконном заселении «Солдатского общежития» в казарме № 72 без подписания акта-приемки выполненных работ.
После этого, согласно предписанию прокуратуры, в декабре 2015 года представители ООО «Общество научно-технических исследований в строительстве» (ОНТИС) провели обследование всех несущих конструкций, фундаментов и подвальных помещений семи казарм. Специалисты пришли к выводу, что как минимум пять казарм «находятся в ограничено работоспособном техническом состоянии», и для их дальнейшей эксплуатации нужно провести работы «по восстановлению геометрических и физических параметров, несущих элементов подвальных помещений». При этом в двух казармах «состояние несущих конструкций является критическим». Тем не менее специалисты ОНТИС признали, что казармы являются «ограниченно годными» для проживания и в расселении не нуждаются.
После этого Поляков обратился в прокуратуру Западного военного округа. 7 октября 2016 года прокуратура предписала казармы расселить, а к работнику военной прокуратуры Псковского гарнизона, который халатно отнесся к предыдущему заявлению, применили «меры материального дестимулирования».
Казармы расселили, а через две недели… заселили снова. Это было сделано на основании заключения того же ООО «ОНТИС» от 15 ноября 2016 года, согласно которому использование зданий казарм возможно «с ограничениями». По мнению специалистов «ОНТИС», нужно всего лишь не перегружать коридоры и помещения первых этажей, обеспечить проход по коридорам и запретить использование санузла на первом этаже.
И вновь Геннадий Поляков подал заявление в Главную военную прокуратуру. Очередная проверка от 21 июня 2017 года подтвердила, что, во-первых, работы в период 2013–2015 гг. проводили при отсутствии проектно-сметной документации. Во-вторых, вопреки федеральному законодательству, военнослужащие до сих пор проживают в казармах, «требующих усиления несущих конструкций». Главная военная прокуратура вынесла командованию дивизии и войсковой части представление об устранении нарушений. Четырем должностным лицам войсковой части 07264 объявили предостережение, а материалы в отношении командира части направили в военный следственный отдел СК по Псковскому гарнизону. Также прокуратура подала иски в суды о немедленном прекращении использования казарм.
Несмотря на это, личный состав по-прежнему проживает в аварийных казармах, формально отремонтированных за счет федерального бюджета, подвергаясь опасности быть погребенными заживо в мирное время, а предприниматель Поляков ходит по судам и надзорным инстанциям, пытаясь предотвратить повторение омской трагедии. Пока главным итогом борьбы за справедливость, по словам предпринимателя, стал приказ комдива о запрете ему доступа на территорию Псковской дивизии.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале
Читайте также:
- Триллион рублей из бюджета без вариантов раздадут подрядчикам Минобороны
- Дмитрий Вербицкий: Все ли идет по плану в борьбе с коррупцией?
- «Ъ»: ГВСУ СКР расследует дело о рекордной в истории Минобороны взятке
- Сергей Шойгу признан самым эффективным министром России
- СКР взялся за чиновников Спецстроя после обрушения омской казармы