Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

МосОблЕИРЦ: платить туда, не знаю куда

Откуда в платежках за ЖКУ в Подмосковье берутся заоблачные суммы

Плательщики за услуги ЖКХ ряда подмосковных городов возмущены постоянными переплатами, которые начались после появления посредника между ними и управляющими компаниями. Надзорные органы молчат два года.

Внезапные долги

Согласно данным, опубликованным на официальном сайте ООО «МосОблЕИРЦ», эта компания, образованная в июне 2013 года, ставит своей целью уменьшить задолженность жителей и управляющих компаний по оплате за ЖКУ перед ресурсоснабжающими организациями, внедрить единый платежный документ на территории Московской области, создать в сфере ЖКХ Подмосковья единую высококачественную систему обслуживания жителей. Цели, казалось бы, преследуются благие, девиз «удобно и прозрачно» звучит многообещающе, но плательщики недовольны.

Волну возмущения населения породили платёжные квитанции с заоблачными суммами, исправные плательщики были удивлены наличием «долгов» за оплаченные в полном объёме услуги. Форумы запестрели сообщениями вроде «Получила платежку за сентябрь. Долг на начало месяца 3361, хотя 8 сентября было оплачено 3663… Позвонила в контактный центр, оператор Ольга сказала, что сумма получилась из-за того, что поставщики услуг не подтвердили оплату». «На каком основании вы влупили мне 27,2 куба горячей воды? … У меня дома нет бассейна».

Приходилось ли вам переплачивать за коммунальные услуги?

Несмотря на то что жители Подмосковья платят деньги за не потребленные, но начисленные воду, отопление и электричество, ни одно из министерств Московской области, имеющих отношение к указанной ситуации, официального отклика не дает. Хотя в первую очередь вымогательством должны были заинтересоваться как минимум два министра — Леонид Неганов, министр энергетики Подмосковья и министр ЖКХ Евгений Хромушин.

Правда, второй внимание на МосОблЕИРЦ обратил. «Как показали результаты социологических исследований, целью которых было выявить недостатки в работе расчетного центра для повышения качества предоставляемых услуг, более трети населения Подмосковья (33%) положительно относятся к его деятельности. Реально их значительно больше, так как почти 50% респондентов никогда не слышали о деятельности МособлЕИРЦ, что свидетельствует об отсутствии нареканий со стороны респондентов на качество предоставляемых МособлЕИРЦ услуг, что также воспринимается положительно», — приводит слова Хромушина сайт подмосковного министерства ЖКХ.

Вывод оптимистичный, но, при наличии жалоб на серьезные нарушения, несколько подозрительный. Не менее любопытно, что публикация о том, насколько жители Подмосковья любят МосОблЕИРЦ, появилась буквально через несколько дней после того, как журналист ПАСМИ начал свое расследование. Кстати говоря, число опрошенных потребителей составило всего полпроцента.

Подозрительные счета

Стоит обратить особое внимание на то, что МосОблЕИРЦ, несмотря на наличие учредителя в виде ГУП «Коммунальные системы Московской области», прежде всего, является частной организацией. Соответственно, монополизация сбора средств за услуги ЖКХ происходит через негосударственную компанию, выполняющую роль платёжного агента, посредника между ресурсоснабжающими организациями и плательщиками.

В регламентирующей эту область правовых отношений статье ЖК РФ сказано: «Собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации». Ни слова о необходимости передачи денег платёжным агентам.

Это не отменяет положений той же статьи, введенной Федеральным законом от 3 июля 2009 года, согласно которой управляющая организация вправе осуществлять расчеты с нанимателями и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов. Правда, в таком случае согласно ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», платёжный агент обязан осуществлять приём платежей за услуги ЖКХ с использованием специального банковского счёта и прямо указывать в платёжных документах в качестве получателя платежа исполнителя услуг.

Между тем случаи, когда агент по приёму платежей производит сбор средств на свои счета, не единичны. В ноябре 2016 года ФАС возбудил уголовное дело в отношении платёжного агента АО «РИЦ Орловской области». В выставляемых гражданам квитанциях на оплату ЖКУ в графе «Получатель» был указан расчетный банковский счет АО «РИЦ Орловской области» с указанием банковских реквизитов данной организации. Так что судебная практика по этим вопросам уже наработана. Но ряд платёжных агентов по-прежнему продолжает работать вне правового поля, указывая в качестве получателя платежа свои реквизиты. И подобные нарушения происходят в масштабах не одного района, а целого ряда городов Московской области.

Долгожданный законопроект

Комментарий относительно деятельности «МосОблЕИРЦ» дал частный юрист в сфере ЖКХ, создатель петиции президенту РФ о проведении прямых платежей ресурсоснабжающим организациям Никита Смирнов.

«Когда МосОблЕИРЦ пришли в мой город, Сергиев Посад, о них никто не знал. Однако, вскоре стало выясняться, что управляющие компании „уговаривают“ заключить договора именно с этой организацией. На мой взгляд, это не что иное, как прямое лоббирование со стороны властей, несмотря на то, что от подобных формулировок те до сих пор открещиваются. Ранее самой сильной управляющей компанией в городе была „ПосадЭнерго“. Эта компания отказалась пользоваться услугами навязываемого платёжного агента, за чем последовал шум и передел рынка ЖКХ. Компания „ПосадЭнерго“ была уничтожена и на её смену пришла МосОблЕИРЦ, что вызвало ряд возмущений на ошибки в квитанциях и малопонятные расчеты. Плательщики выстаивали огромные очереди, слышали в ответ обещание всё исправить, а потом снова получали квитанции с ошибками», — отметил юрист.

Он напомнил о решении Верховного Суда Башкирии, которым было чётко установлено, что платёжный агент не имеет права принимать деньги за услуги ЖКХ на свои расчетные счета: «Это равносильно тому, чтобы, придя в магазин за хлебом, отдать деньги не продавцу, а человеку, стоящему впереди вас в очереди и обещающему «обязательно их передать».

Смирнов также подчеркнул, что закон о прямых платежах за ЖКУ, внесенный в Думу три года назад, так и не был рассмотрен.

Суть упомянутого законопроекта сводится к тому, что ресурсоснабжающая организация получит возможность заключить договор непосредственно с собственниками жилых помещений, на основании чего и будет осуществляться поставка коммунальных ресурсов в дома. Заключать данный договор от имени жильцов будет управляющая компания. Ей же предстоит стать одной из сторон договора в вопросе, касающемся общедомовых нужд. В таком случае ответственность за качество и бесперебойность подачи коммунальных ресурсов ложится на ресурсоснабжающую организацию, а контроль над этим процессом и оказание коммунальных услуг — на управляющую компанию. Это делает расчёты за услуги ЖКХ более доступными и прозрачными.

Противники данного законопроекта утверждают, что такая схема породила бы путаницу с платёжными документами. В рамках обсуждения законопроекта плательщики выступили с рядом предложений, в числе которых — просьба дать определение термину «коммунальные ресурсы», идея предоставить собственникам многоквартирных домов возможность прозрачно и в срок сверять расчеты с управляющими компаниями по предъявленной ими и уплаченной собственниками многоквартирных домов объемов холодной и горячей воды в натуральном показателе.

Снизит ли переход на оплату ЖКУ непосредственно ресурсоснабжающим организациям переплаты за коммуналку?

Между тем Никита Смирнов убеждён, что ставить точку ещё рано: «На сегодняшний день написан третий вид текста законопроекта. Обещают рассмотреть до конца текущего года, впрочем, мне кажется, это не более чем пиар перед выборами, и поправки так и не попадут в Жилищный кодекс. Структурам, лоббирующим интересы ресурсников и расчетных центров, прямые платежи попросту невыгодны, в то время как для плательщика такой вид оплаты обеспечил бы прямые финансовые потоки и понимание того, куда уходят деньги.
По мнению юриста, ситуация с ЖКХ в Подмосковье «напоминает „Титаник“, целенаправленно идущий на айсберг».

«Практически вся Россия живёт едва ли не на пороховой бочке в сфере коммунальных услуг, долги продолжают копиться. А пока я наблюдаю, как платёжный агент продолжает каждые полгода — год менять свои расчетные счета. Каждый человек, работающий в аудите, знает, с какой целью это может быть сделано. Главное, чего не хватает — прозрачность. Пока о ней все только говорят», — отметил Смирнов.

Бездействующая прокуратура

В апреле 2015 года Никита Смирнов обратился с жалобой на действия МосОблЕИРЦ в прокуратуру Московской области. Ведомство под руководством Алексея Захарова два года требует от гендиректора МосОблЕИРЦ Ольги Рогановой устранить нарушения, но это требование до сих пор не выполнено.

Кроме того, Смирнов обращался в администрацию Московской области, но получил от подчиненных губернатора Андрея Воробьева только отписки. Результатов не дали и обращения в полицию, Следственный комитет и приёмную президента.

Попытка добиться справедливости через УФАС Подмосковья также успехом не увенчалась — после долгого рассмотрения заявления ведомство под руководством Игоря Золотарева лишь предписало властям Мособласти информировать управляющие компании, что те свободны в заключении договоров с платёжными агентами.

Принимая во внимание тот факт, что основной задачей министра Леонида Неганова является контроль всей сферы энергоснабжения, а в функции министерства  энергетики входит достижение баланса экономических интересов производителей и потребителей топливно-энергетических ресурсов, хочется верить, что столь наболевшая для плательщиков за услуги ЖКХ проблема всё-таки будет решена.

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале