Миллиарды на плесени: контрабанда европейских сыров уничтожает российского производителя
Десятки тысяч тонн санкционных сыров ежедневно перевозятся через всю Россию, и продаются из под полы на крупнейших рынках страны
Импортозамещение убивается контрабандой. Российские производители сыров несут огромные потери, государство теряет сотни миллионов налоговых отчислений, а рынки Москвы и Санкт-Петербурга заполняются запрещенными к ввозу продуктами из Германии, Италии и Швейцарии.
Против только наши
Российские производители элитного сыра подсчитали, что каждый день в столичный регион ввозится и нелегально продается 50 тонн санкционного сыра. Это значит, что организатор этих масштабных контрабандных поставок кладет к себе в карман более 10 миллиардов рублей в год. Еще примерно столько же денег расходится по карманам посредников, розничных продавцов, и скорее всего, чиновников, задача которых состоит в том, чтобы вовремя «отвернуться и не заметить» беспредел, происходящий на фоне рапортов об импортозамещении и борьбе с контрабандой.
Чистая прибыль организатора преступной схемы с одного килограмма элитного сыра варьируется от 400 до 500 рублей
Объем российского рынка элитных сыров — около 300 тысяч тонн в год. Чуть меньше трети — контрабанда. Каждый день небольшими партиями через Казахстан и Белоруссию к нам завозится около 50 тонн самых популярных сортов: «Бри», «Пармезан», «Камбоцолла», «Камамбер», «Дор блю», «Рокфор», «Эмменталь», «Грюер». Буквально на следующий день эти сыры уже лежат в холодильниках и на складах московских рынков и ресторанов. Стоимость сыра невелика, по сравнению с официально сертифицированными в России аналогами, поэтому единственными, кого не устраивает сложившаяся ситуация оказались российские сыроделы.
Пройдя все этапы — от специальных курсов до лицензирования в Швейцарии, Германии и Италии, выплачивая ежегодные взносы в европейские и мировые ассоциации производителей элитных сортов сыра, они оказались перед фактом — их рынок губят чиновники, которые обязаны поддерживать развитие сельского хозяйства. Однако недовольство производителей остается не замеченным. Столичные гурманы ликуют, рестораторы потирают руки, российские производители сидят без прибыли. И это притом, что контрабандисты, как выясняется, не обеспечили себя даже поддельными документами на ввозимую продукцию.
— Да, насчет тонны можно договориться. Сыра много разного. Он не поддельный. Только документов нет. — ответил на вопрос о возможности крупного опта продавец одного из московских оптовых рынков. — Никто не будет рисковать, и на свою фирму оформлять этот сыр.
— А с документами помочь можно как-то?
— Можно подумать. Но это за дополнительную плату…
Межведомственные разборки
На всех оптовых столичных рынках запрещенные ко ввозу в Россию сыры продаются открыто. Иногда лежат вперемешку с отечественными, а чаще — на отдельном прилавке. Чтобы покупателям не приходилось долго искать и расспрашивать и, чтобы было легче отличить «фирму» от российского аналога. Средняя цена — от 1200 до 2000 рублей за килограмм. Чистая прибыль организатора преступной схемы поставки сыров на наши рынки с одного килограмма элитного сыра варьируется от 400 до 500 рублей. Купить их в розницу и даже крупным оптом можно прямо на рынках. Но, ни санэпидслужба этих рынков, ни проверяющие органы «со стороны» не обращают на происходящее никакого внимания.
В случае отравлений контрабандным сыром, вину, скорее всего, переложат на отечественных производителей.
— У нас на сайте указан телефон, на который можно сообщить об имеющихся нарушениях.
Таможенная служба всегда оперативно реагирует на подобного рода нарушения. — ответили ПАСМИ представители Федеральной таможенной службы.
— Но контрафактный сыр есть почти везде. Просто сходите на рынок. Как такое получается?
— Мы же не можем контролировать потоки, прибывающие из Казахстана и Белоруссии… У нас Таможенный Союз. Совместно с Роспотребнадзором мы проводим рейды, и изымаем большое количество контрафактной продукции. В том числе и сыров. И уничтожаем все изъятое, — уточнили в ведомстве. А если что-то увидели — звоните…
В Роспотребнадзоре также отчитываются о борьбе с контрабандными сырами.
— В 2016 году мы обнаружили в обороте на территории России и сняли с реализации 124,2 тонны продукции, запрещенной к ввозу, что в 2,5 раза больше, чем в 2015 году — 49,6 тонн, — сообщили представители ведомства, добавив, — тут, видимо Россельхознадзор, который работает на границе, не дорабатывает, и приходится это все ловить уже в обороте, точечно, партиями мелкими уже в рознице.
Но в Россельхознадзоре с такой позицией, видимо, не согласны. Там говорят о том, что нужны усилия всех ведомств, отслеживающих ситуацию.
— Россельхознадзор — единственная госструктура, которая выставила посты на основных трассах, пересекающих границу России с Белоруссией и Казахстаном. Но множество других дорог абсолютно свободных — завози, что хочешь. Даже, если Россельхознадзор задействует весь свой штат, этого количества сотрудников будет недостаточно для контроля потока грузов. — ответили ПАСМИ в Россельхознадзоре. — Получается, что наше ведомство — единственное, которое по своей собственной инициативе хоть как-то препятствует провозу контрабандных сыров. А ведь свои посты могли выставить и представители Роспотребнадзора и других структур.
Из слов представителей трех федеральных ведомств становится понятным, что пресечь контрабанду в сто тысяч тонн в России просто некому.
— Чтобы ввезти двадцать тысяч тонн в год для Москвы и Санкт-Петербурга, потребуется провести от границы до Москвы тысячу фур с рефрижераторами, под завязку забитыми контрафактными сырами. Это по три фуры в день. Этот сыр надо в особых условиях хранить. Продавать. И при всем этом надо умудриться остаться незамеченным. — говорит сыродел Олег Сирота. — Ну, а если не будут соблюдаться правила хранения, то все эти сыры превратятся в сильнейший яд. И виноватыми окажемся мы — российские производители элитных сыров. Почему мы? А потому что ввоз контрабанды у нас никто не замечает, следовательно, вся вина ляжет на производителей легальной продукции.
Сегодня в России работает около тысячи компаний, производящих эксклюзивные сорта сыров по аутентичным технологиям и лицензированных в Европе. Они не чувствуют серьезной конкуренции друг с другом — у каждого есть своя ниша, регион, постоянный клиент. Единственное, что может обанкротить этот сегмент рынка — контрабанда. Огромные партии нерастаможенной продукции, как правило, стоят намного дешевле, чем сыры российского производства. А ведь решить проблему можно даже в такой ситуации.
Что делать?
Достаточно дать поручение сотрудникам ГИБДД при досмотре фур с рефрежераторами сигнализировать в ОБЭП и Роспотребнадзор. Тогда даже пропущенные внутри границ таможенного союза партии будут изыматься на подступах к большим городам, а контрабанда изыматься — ведь документов на сыры, как показало наше расследование, у дельцов нет. Но ситуация похоже устраивает очень многих, потому что:
а) таможня не видит контрабанды на границе;
б) Россельхознадзору не хватает ресурсов зафиксировать незаконную попытку ввоза;
в) инспекторам ГИБДД по какому-то странному стечению обстоятельств не попадаются на глаза фуры-рефрежераторы;
г) Роспотребнадзор и ОБЭП оказываются не в курсе того, что в нескольких километрах от Кремля, открыто на прилавках лежат тонны запрещенной к ввозу в страну, потенциально опасной продукции.
Возможно так происходит потому, что не замечать ежедневное передвижение по стране без документов десятков тонн незаконно ввезенного сыра и его открытую продажу — намного выгоднее, чем защитить отечественного производителя и помочь стране преодолеть экономический кризис.
Сейчас за ввоз санкционных товаров гражданам грозит штраф до 2500 рублей, а организациям до 300 тыс. рублей. Учитывая то, что продаваемые в Москве и Санкт-Петербурге сыры не имеют никаких сопроводительных документов, к этим штрафам приплюсовывается еще один — в размере до 5 тыс. рублей. Не исключено, что именно из-за таких вегетарианских мер многие торговцы на оптовых рынках открыто выставляют европейские сыры «под стекло». Прибыль в сотни раз покроет сумму всех штрафов.
Кто виноват?
Хочется спросить, а что для предотвращения ситуации делаем столичная полиция? Неужели пертрубации в московском главке мешают дать поручение инспекторам ГИБДД? Ответит ли за трафик контрабанды глава московской полиции?
И ведь мы в рамках нашего расследования изучили ситуацию только в Москве и Санкт-Петербурге. А как обстоит дело в других городах? Не возникнут ли у общественности, Президента РФ и отечественных сыропроизводителей вопросы к министру МВД Владимиру Колокольцеву после нашего рейда в регионы?
Сегодня известно лишь о фактах торговли в двух столицах. Но схема слишком выгодная для коррумпированных чиновников, чтобы ею не воспользовались и в регионах. Так что не стоит удивляться, если сеть незаконных поставок сыров из европейских стран давно работает на территории всей страны. Но мы Вам об этом обязательно расскажем.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале
Читайте также:
- Коррупция на экспорт: гражданина Украины осудят за взятку курскому пограничнику
- Савченко попросила Трампа усилить санкции против России
- В Госдуме пообещали ответить на санкции ЕС против крымских депутатов
- Евросоюз расширил антироссийские санкции
- США ввели санкции в отношении финансистов ячейки «Аль-Каиды» в Йемене