Министерство особого внимания
Сотни миллиардов рублей бесконтрольно расходуются министерством по делам Северного Кавказа
Министерство по делам Северного Кавказа — одно из самых проблемных в правительстве. На его работу выделяются сотни миллиардов рублей, но эффекта от такого финансирования почти не видно. О том, что разного рода злоупотребления на важнейших направлениях государственного развития в СКФО мешают эффективной реализации федеральных и местных программ, хорошо известно не только журналистам. Разговоры о необходимости усилить антикоррупционную работу в регионе ведутся в правительстве России уже не первый год. Нельзя сказать, что дело совершенно не сдвинулось с мертвой точки – кое-какие достижения в этом направлении, безусловно, существуют, но их явно недостаточно.
Новая модель
После своего визита на Северный Кавказ в 2013 году премьер-министр Дмитрий Медведев подверг резкой критике руководство ряда северокавказских республик за фактический саботаж майских указов президента. Премьер назвал СКФО «регионом повышенного внимания», и уже через год было создано федеральное Министерство по делам Северного Кавказа. Одновременно на пост полпреда был назначен командующий объединенной группировкой войск на Северном Кавказе Сергей Меликов, а вице-премьер Александр Хлопонин, занимавший должность полпреда в округе с 2010 года, стал куратором нового министерства. Интересно, что подобная модель государственного контроля (министр – полпред – вице-премьер) существует еще только в двух российских регионах: в Крыму и на Дальнем Востоке.
Ряд экспертов связывали столь серьезный шаг – смену управленческой модели – с угрожающим ростом коррупции в регионе. Так по данным ГУ МВД России по СКФО, только за 8 месяцев 2014 года было зарегистрировано 1 665 преступлений коррупционной направленности, а причиненный ущерб составил более 548 млн рублей. Кроме того, в апреле 2014 года общественная организация «Безопасное отечество» опубликовала доклад, примечательный, в частности, тем, что в приведенном в нем рейтинге по уровню коррупции при госзакупках наряду с Чукоткой лидировали Чечня, Дагестан и Северная Осетия.
История вопроса
По мнению эксперта Центра научной политической мысли и идеологии Марии Ананьевой решение об открытии нового министерства было вызвано, прежде всего, тем, что курс на массированную финансовую поддержку северокавказского региона себя не оправдал и к «экономическому чуду» не привел.
Более того, бюджетные вливания из федерального центра в СКФО не только не помогли реализовать стратегию социально-экономического развития округа до 2025 года, а, наоборот, лишь усилили целый ряд негативных тенденций. Например, значительно выросло число конфликтов, связанных с распределением финансовых и земельных ресурсов, усилилось недовольство местных политических и экономических элит, чаще стали возникать коррупционные скандалы, связанные с государственными структурами, отвечающими за распределение выделяемых федеральных средств.
Еще на стадии формирования новой государственной структуры высказывались опасения по поводу назначения на пост министра бывшего губернатора Красноярского края Льва Кузнецова. Желание Александра Хлопонина видеть на столь ответственном посту человека из своей команды понятно, однако его работы вызывала вопросы у Москвы еще в бытность в Красноярске, и серьезные опасения, что Кузнецов не сможет контролировать руководителей республик на Северном Кавказе, которые привыкли к определенной вольнице.
Приведенный небольшой исторический экскурс необходим для того, чтобы понять – одной из основных задач, стоящих перед новым министерством, было создание эффективного контроля над финансовыми потоками, а также активное противодействие коррупции.
С начала работы нового министерства прошло три года. Срок вполне достаточный для того, чтобы делать определенные выводы и говорить о компетентности и эффективности этой структуры.
Итак, за три года Минкавказа активно продвигало ряд проектов, которые должны были, по мнению чиновников, решить главные социальные проблемы региона. Создание медицинского и туристического кластера входили в число приоритетных задач. Начинания широко рекламировались в СМИ и в обязательном порядке упоминались в докладах руководства министерства.
Хлопонинцы против байсултановцев
В мае 2017 года Счетная палата РФ обнародовала результаты проверки «министерства особого внимания». К сожалению, результаты, мягко говоря, оказались неутешительными. Финансовая документация по госпрограмме развития СКФО содержит ряд несоответствий законодательству РФ, использование бюджетных средств не отличается особой эффективностью, а столь разрекламированные проекты по-прежнему остаются на бумаге.
Так по информации Счетной палаты, в рамках строительства медицинского кластера между Минкавказа и Внешэкономбанком были заключены договоры о предоставлении из федерального бюджета субсидий в виде имущественного взноса РФ во Внешэкономбанк на увеличение уставного капитала АО «Корпорация развития Северного Кавказа» (КРСК). Всего из бюджета было выделено 2,1 млрд рублей, которые в полном объеме поступили на лицевые счета во Внешэкономбанке. Однако по состоянию на 1 апреля 2017 года средства в размере 2,1 млрд рублей оставались на лицевых счетах КРСК в полном объеме и не использовались на цели финансирования инвестиционных проектов, говорится в отчете Счетной палаты.
Отдельные претензии у контрольного ведомства возникли к первому заместителю министра Одесу Байсултанову, который лично курировал строительство набережной в Дербенте. Дагестанские власти заявляли, что закончат работы к концу прошлого года. Субсидия на строительство набережной в размере 406,6 млн рублей была перечислена подрядной организации в полном объеме, однако затем государственный заказчик неправомерно изменил сроки окончания строительства с 15 декабря на 1 апреля 2017 года. В результате разрешение на ввод объекта в эксплуатацию было получено только 26 апреля 2017 года. При этом Минкавказа не предъявила положенных требований к правительству Дагестана по выплате неустойки в размере более 40 млн рублей.
Тут следует отметить, что неофициальные источники уже давно говорят о том, что в министерстве идет негласная борьба между двумя влиятельными группами, которые условно именуют хлопонинская и байсултановская. Уже из названий понятно, что, по сути дела, решается вопрос контроля над распределением финансовых потоков между местными элитами и бывшими красноярскими начальниками. Раздел сферы интересов идет с переменным успехом, хотя у экспертов сложилось устойчивое мнение – «красноярцы» куда более компетентны и профессиональны по сравнению со сторонниками первого заместителя министра.
Деньги под «бумажные» проекты
Вернемся к результатам работы аудиторов. Серьезные сомнения высказывались по поводу основного принципа, заложенного в программу социально-экономического развития региона до 2025 года. Дело в том, что министр Лев Кузнецов последовательно отстаивает следующую точку зрения: чем больше федеральных средств будет заложено в развитие СКФО, тем больше это привлечет частных инвестиций.
Госпрограмма составляется на основе «бумажных» проектов, под которые «выбивается» федеральное финансирование.
В марте 2016 года объем финансирования программы развития СКФО до 2025 года был увеличен до 320 млрд рублей. При этом заявлялось, что объем накопленных частных инвестиций в Северный Кавказ должен составить 1,4 трлн рублей. Сумма, безусловно, впечатляет. Реальность же пока не соответствует тому, что планировало министерство.
В 2016 году Счетная палата отмечала, что объем инвестиций в основной капитал по СКФО составил 366,52 млрд рублей, или всего 62,5% от запланированного объема. А объем инвестиций, включая капитальные вложения, осуществленных резидентами особых экономических зон широко разрекламированного туристического кластера составил и вовсе 1,2% от запланированного объема, или 322,1 млн рублей.
В прошлом же году исполнение по доходам составило 2 млн рублей, или 68,1% к показателю прогноза. Зато расходы составили 16,6 млрд рублей, причем больше половины их пришлись на IV квартал. Эксперты полагают, что данные цифры говорят о следующем – госпрограмма составляется, преимущественно, на основе так называемых «бумажных» проектов, под которые регионы просто напросто «выбивают» федеральное финансирование. А уже исходя из их объема, преподносятся ничем не обоснованные цифры частных инвестиций.
Бесценный тирольский опыт
В заключение приведем еще один свежий пример деятельности «министерства особого внимания».
Буквально на днях руководство Минкавказа и глава Карачаево-Черкесии посетили с рабочим визитом Австрию. Результатом поездки стало подписание соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве с австрийской федеральной землей Тироль. Как сообщило ТАСС, подписи под документом в присутствии главы Минкавказа России Льва Кузнецова и министра сельского и лесного хозяйства, окружающей среды и водного хозяйства Австрии Андрэ Руппрехтера поставили глава КЧР Рашид Темрезов и глава Тироля Гюнтер Платтер. Интересно, что в своем выступлении после подписания документа глава КЧР особо отметил: «Сегодня под непосредственным руководством министра по делам Северного Кавказа мы развиваем очень активно туризм и за основу мы брали австрийскую, в частности, тирольскую модель».
То есть надо понимать, что заграничный вояж был предпринят в целях развития все того же туристического кластера о котором уже шла речь ранее.
В свою очередь Лев Кузнецов отметил что: «КЧР также необходим опыт Тироля в развитии сельского хозяйства. Здесь доминируют малый и средний бизнесы, производящие конкурентоспособную по цене и качеству продукцию. Мы бы хотели изучить более внимательно подходы и технологии, чтобы применять этот опыт на Северном Кавказе».
Казалось бы, вполне похвальное начинание. Однако странность состоит в следующем – никакой конкретики по данному соглашению найти не удалось. Более того, его текст, похоже, является тайной за семью печатями. Он не выложен на официальных интернет-ресурсах и никак не комментируется пресс-службами министерства и аппарата КЧР. Не вносит ясности и представленный пресс-релиз – это набор общих фраз и благих пожеланий. Создается впечатление, что в Минкавказа приняли на вооружение еще один «бумажный» проект, под который будут «выбиваться» новые федеральные средства.
Команда иных
По мнению сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН Виктора Надеин-Раевского, система управления Северным Кавказом сейчас излишне забюрократизирована и, соответственно, чревата значительными коррупционными рисками. Управление Северным Кавказом, также как и реализация госпрограмм по его развитию, требует дополнительной координации усилий всех государственных ведомств. В этом смысле министерство, координирующее эти усилия, безусловно, необходимо. Однако для эффективной работы в столь сложном регионе необходимы люди, которые, во-первых, являются профессионалами своего дела, во-вторых, знают реалии региона, а в-третьих, исключительно честны и порядочны. Но, к огромному сожалению, в профессионализм и порядочность далеко не всегда дополняют друг друга.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале