Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

100 миллиардов долларов, японские партнеры и сохранение Арктики для всего мира

Что сказал и что скрыл губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин на открытии Арктического форума 2017

«Ямал дает тепло и свет не только россиянам, но и обеспечивает поставку природного газа в десятки государств. Наши инвестиционные проекты входят в число самых перспективных в мире. Объем вложений в них до 2025 года превышает 100 млрд долларов», — заявил участникам совещания Арктического совета губернатор Дмитрий Кобылкин.

30 августа в поселке Сабетта, где компания Новатэк строит завод по переработке сжиженного газа, проходит открытие Арктического форума 2017. Губернатор округа отчитался о больших стройках на Ямале, о масштабных проектах, которые сегодня реализуются в ЯНАО — «Северный широтный ход», железная дорога Бованенково-Сабетта, наладка постоянного грузопотока на Северном морском пути.

Слушая выступление Кобылкина, создается впечатление, что и регион, и его глава преуспевают. В случае с губернатором — это может быть и так, но о Ямале этого, к сожалению, не скажешь.

Все упомянутые на статусном совещании проекты имеют только географическое отношение к округу. Реализуют их крупные корпорации: Новатэк, Роснефть, Газпром, РЖД. Роль администрации региона заключается в том, чтобы создать условия для эффективного ведения работ и не мешать лишним вниманием и административными препонами.

Гигантские суммы, которые озвучивает Кобылкин, действительно тратятся в округе на эти проекты, но только на них, и не самим округом. Сегодня на стройках задействованы вахтовики, местное население не получило там практически никаких рабочих мест. То есть, реального влияния на ситуацию в регионе, уровень жизни и достатка граждан эти проекты не оказывают.

Бизнес, не связанный с нефтегазовой промышленностью на Ямал не идет. Это подтверждает рейтинг наиболее инвестиционно-привлекательных регионов России, подготовленный АСИ в 2017 году. Ямало-Ненецкий автономный округ не вошел в 20 самых привлекательных регионов. Округ вылетел из этого рейтинга из-за закредитованности, административного давления на малый и средний бизнес, снижения числа малых и средних предпринимателей и тех самых преград, которые нельзя чинить нефтегазовым корпорациям, зато можно всем остальным.

«Вы кому вопрос задаете? Я что ли ваши дома сжигал!»

За несколько дней до статусного собрания в Сабетте, Дмитрий Кобылкин прилетел в небольшой город Губкинский, где встречался с населением. Население высыпало на губернатора целый ворох своих проблем и глава региона не выдержал.

В Губкинском, как и во всех остальных городах и поселках ЯНАО, жилой фонд больше чем наполовину состоит из деревянных бараков. Бараки эти горят каждый год, а те, что не горят, технически и морально устарели еще в момент постройки. По идее и на словах, в округе действует программа переселения из ветхого жилья. Но капитальные жилые дома не строятся, либо строятся такого качества, что, как говорят местные жители, «в бараке лучше». В Губкинском строительство новых домов не ведется. А погорельцев из бараков много, в том числе из-за пожаров этого лета.

Губернатора стали спрашивать, когда люди могут рассчитывать на переезд в новые капитальные квартиры.

— Вы меня что ли спрашиваете об этом? — изумился Кобылкин.

— А кого еще?! — ответили ему из зала жители Губкинского.

— Я что ли ваши дома сжигал! — попытался увернуться от вопроса Кобылкин.

Сжигал, понятное дело, не он, но как только дело касается конкретных дел в округе, а не длинных речей про инвестиции и международную роль Ямала, губернатор все чаще реагирует именно таким образом. Почему? Потому что ему нечего ответить. А ответить нечего, потому что в бюджете региона не хватает денег для реализации программы переселения, для полноценного строительства социальных объектов.

Денег недостаточно, потому что из бюджета выплачиваются компенсации разницы тарифов компании «Ямалкоммунэнерго». За последние пять лет на это ушло 14 миллиардов рублей. Управляющая компания коммунальщиков зарегистрирована в Австрии и является частной фирмой. Вот туда деньги и идут. Подробнее, читайте в нашем расследовании о выводе бюджетных средств.

Нет денег и на строительство дорог внутри округа. Точнее, деньги выделяются, а дорог больше не становится. Такая же ситуация почти во всех сферах. С одной стороны, на бумаге, есть инфраструктурные, социальные и культурные проекты. С другой стороны, на практике — все они либо не начаты, либо много лет не могут быть закончены. Почему? Потому что воруют. Или, скажем так, очень вероятно, что воруют.

Наглядно иллюстрирует это столица округа — город Салехард.

Барак в десяти минутах езды от центра Салехарда. Фото: Вячеслав Яковлев/ПАСМИ
Барак в десяти минутах езды от центра Салехарда. На почти таком же расстоянии от центра города находится резиденция Дмитрия Кобылкина. В ее ремонт он вложил больше 100 миллионов из окружного бюджета Фото: Вячеслав Яковлев/ПАСМИ

Недостройки века: как превратить центр столицы в пустырь

Салехард встречает гостей пронизывающим ветром и очередью, в которой пожилая сотрудница аэропорта внимательно сверяет номера в билете и на багаже. В маленьком здании аэропорта на самом видном месте стоит большая витрина бренда Yamal Product, которому принадлежит Салехардский рыбный завод, таинственно пропавший из фонда «Ямал».

Вид на набережную р.Шайтанка с моста. Фото: Вячеслав Яковлев/ПАСМИ
Вид на набережную реки Шайтанка с моста. Фото: Вячеслав Яковлев/ПАСМИ

Через десять минут дороги, по сторонам которой мелькают деревянные бараки, ты на мосту через реку Шайтанка и смотришь на набережную, монументальный комплекс правительственных зданий и недостроенный храм. В нескольких сотнях метров за спиной — здание прокуратуры ЯНАО из окон которой, прокурору округа Александру Герасименко открывается точно такой же вид.

Писать о набережной и храме по сухим отчетам фондов и данных бюджета   это одно, но впечатление, которое производит весь этот комплекс в реальности,   совсем другое. Он потрясает. Потрясает постапокалиптичностью картинки.

Огромные здания из стекла и бетона, абсолютно пустая и безлюдная набережная, которая по планам властей должна утопать в зелени. Но вместо зелени и фонтанов, там только бетон, пыль и песок. Но даже на такую набережную не попасть. Летом там погибли дети, утонули в реке, и власти не придумали ничего лучше, чем обнести всю набережную забором. Строительство набережной идет уже шестой год, потрачено не меньше 1,7 млрд рублей.

Огороженная набережная. Фото: Вячеслав Яковлев/ПАСМИ
Огороженная набережная реки Шайтанки в Салехарде. Фото: Вячеслав Яковлев/ПАСМИ

«На данный момент основной объем работ уже выполнен. Завершается отсыпка территории. Обустраиваются стоянки для автомобилей на двух сторонах набережной <…> Построены лестницы на подходах к пешеходному мосту, крепления ограждений рампы», —— рассказывал о ходе строительства в июле этого года директор компании—подрядчика губернатору Дмитрию Кобылкину.

Золотые купола недостроенного храма на фоне серых бетонных стен и пустой коробки православной гимназии. Весь храмовый комплекс будет стоить округу 4,8 млрд рублей.

Новый храм в Салехарде строится уже несколько лет. Фото: Вячеслав Яковлев/ПАСМИ
Новый храм в Салехарде строится уже несколько лет. Фото: Вячеслав Яковлев/ПАСМИ

Местные шутят, что паломников в храм будут привозить из Москвы чартерами, намекая, что для гигантского храма в сорокатысячном городе просто не найдется столько верующих. Заодно поддержат рублем Василия Крюка — руководителя авиакомпании «Ямал» и близкого друга губернатора.

Очереди на жилье, жидкая грязь во дворах и ямы на дорогах

В Салехарде можно сделать несколько десятков красивых кадров. Современные здания, благоустроенные улицы, хорошие дороги. Но сделать их можно только в маленьком центре этого очень небольшого города. Центр это просто красивая обертка.

Вид с пешеходного моста на здание администрации ЯНАО. Фото: Вячеслав Яковлев/ПАСМИ
Вид с пешеходного моста на здание администрации ЯНАО. Фото: Вячеслав Яковлев/ПАСМИ

Всего 10 минут езды на машине и вместо ярких современных зданий — хибары советских времен, без центральной канализации, а очередь на переезд в новое жилье жители ждут десятилетиями. И нельзя сказать, что там живут какие—то маргиналы или опустившиеся люди. Рядом с бараками стоят хорошие иномарки.

«Примерно с 93—го года в очереди стояли, в итоге в 2000—м сами построили дом, когда поняли что очередь не двигается, постоянно пересчитывается и получается что человек от квартиры ещё дальше чем был», — рассказывает молодой житель города о доме своих родителей.

Барак на улице Геологов в Салехарде. Фото: Вячеслав Яковлев/ПАСМИ
Жилой барак на улице Геологов в Салехарде. Фото: Вячеслав Яковлев/ПАСМИ

Яркие школы и детские сады, красивые дома — тоже обертка. «Менее нужные и даже совсем бессмысленные объекты продолжают строить. Идет строительство второго корпуса здания Администрации округа и храма на реке Шайтанка, в то время как большинство детских садов города Салехард расположены в старых зданиях, которые постоянно ремонтируют», — рассказывают местные.

По словам горожан, в Салехарде не хватает современных детских садов. В 2017 году должны были открыть 10 садов, открыли всего три, зато красивых.

Хорошие дороги только в центре города, но стоит приехать на окраины и вместо асфальта у домов гравий или асфальтовая крошка. Зато местные власти не забывают о детях: рядом с бараками, на засыпанных песком пустырях стоят детские новые детские площадки. Специального покрытия там нет, горки и качели стоят прямо на песке. Первый же дождь превращает двор между бараками в грязевой бассейн. Зато можно отчитаться, что «установлены детские площадки».

Новая детская площадка и барак. Фото: Вячеслав Яковлев/ПАСМИ
Новая детская площадка и жилой барак в Салехарде. Фото: Вячеслав Яковлев/ПАСМИ

А вот что сами автолюбители рассказывают о дорогах: «Из года в год в городе проводится ямочный ремонт дорог, который не доживает до следующего лета. Капитальный ремонт дорог города стал проводиться лишь с прошлого года, однако в малых количествах, да и за годы бездействия все дороги пришли в сильное запустение. В общем ничего не делается для того чтобы реально улучшить транспортную схему города и округа, сделать регион доступнее, все траты бюджетных средств носят показательный характер. Зато на въезде в Салехард строят очередную стеллу».

Новая инсталляция на въезде в Салехард. Фото: Вячеслав Яковлев/ПАСМИ
Новая инсталляция на въезде в Салехард. Фото: Вячеслав Яковлев/ПАСМИ

Жизнь в сегодняшнем Салехарде и принципы управления городом и округом лучше всего иллюстрирует история с видовым рестораном на мосту через Шайтанку. Ресторан был построен на бюджетные средства еще при губернаторе Неелове. По задумке властей, он должен был стать визитной карточкой города, любимым местом туристов, но сегодня ресторан не работает. Стоимость аренды оказалась слишком высокой для рестораторов, а цены — для местных жителей. Внешне красиво, но совершенно неэффективно и нерентабельно. Сейчас ресторан не работает, просто стоит пустое, подсвеченное в темное время суток, здание.

Автомобильный мост и ресторан. Фото: Вячеслав Яковлев/ПАСМИ
Автомобильный мост и закрытый ресторан на нем. Фото: Вячеслав Яковлев/ПАСМИ

«Не хочешь проблем — молчи»

Чтобы понять, как живется на Ямале предпринимателям, нужно с ними поговорить. Но говорить они не готовы. Доходило до того, что вечером договариваешься с человеком о встрече на следующий день, а завтра он просто сбрасывает звонки. Зато удалось пообщаться с чиновником администрации округа, который на условиях полной анонимности, объяснил причину молчания местных бизнесменов.

Суть проста: «Если не хочешь проблем — молчи». Многие люди откровенно боятся, что после появления своих фамилий в СМИ, они могут потерять свою должность или к ним начнут наведываться бесконечные проверки из всех возможных органов.

Ямалу нужно другое

Ощущение абсолютной бездумности этих трат не покидает, пока идешь по Салехарду.В чем причина? В том, что руководство готово потратить огромные средства на реконструкцию набережной, которую потом обнесут забором и высадят полузасохшие кусты, чем на реальные дела.

Здание инновационно-инвестиционного фонда «ЯМАЛ». Фото: Вячеслав Яковлев/ПАСМИ
Здание инновационно-инвестиционного фонда «ЯМАЛ». Фото: Вячеслав Яковлев/ПАСМИ

А реальные потребности людей в другом. В нормальном жилье, а не бараках. Нормальных дорогах. Инвестиционной привлекательности для малого и среднего бизнеса. Достаточном количестве образовательных учреждений, а не шести детских садов и одной школы, на которые правительство округа собирается выделить 9,3 млрд рублей. Доступность транспортной инфраструктуры, а не монополист в авиаперевозке — компания «Ямал», которой дешевле долететь из Салехарда до Москвы, чем до Нового Уренгоя.

Но губернатор больше печется об имидже эффективного менеджера, а не о решении конкретных задач. Новости о попадании Кобылкина в очередной рейтинг эффективности и успешности губернаторов стабильно распространяются всеми СМИ округа. И даже свежий рейтинг, в котором Кобылкин опустился с третьего на пятое место, и тот подается как успех. «Дмитрий Кобылкин замыкает пятерку Национального рейтинга губернаторов», — рапортуют верные губернатору издания. О цене таких рейтингов мы тоже уже писали.

Если вы хотите знать, что действительно происходит в округе, читайте наши расследования.

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале