Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

«Ростов-Арена» может рухнуть прямо во время матча чемпионата мира

При строительстве в Ростове стадиона к Чемпионату мира 2018 допущены сотни нарушений, пропали тысячи тонн материалов и нарушены нормы безопасности

09.08.2017 / 13:08 Подробности

Источник ПАСМИ утверждает, что при возведении спортивного объекта, где должны проходить матчи Чемпионата мира по футболу 2018 года, были украдены тысячи тонн стройматериалов. Масштабы хищений при строительстве сделали арену изначально аварийной и потенциально опасной для десятков тысяч зрителей. Коррупция и воровство стали символом строительства стадиона.

Стадион за 20 млрд из кармана налогоплательщиков

Стадион «Ростов Арена» должен, по задумке организаторов, стать одной из самых современных, удобных и безопасных площадок грядущего мундиаля. Первоначальная заявленная стоимость контракта на его возведение составляла 20.2 миллиардов рублей. В марте 2015 года в проект стадиона были внесены изменения, позволившие снизить окончательную стоимость до 19,8 миллиардов. Финансирование выделяется из федерального бюджета и областной казны. Генеральными подрядчиком строительства является компания ЗАО «Крокус Интернешнл», ранее не имевшая опыта строительства крупных спортивных объектов. Для создания арены, вмещающей 45 тысяч зрителей, на левом берегу Дона было решено возвести искусственное песчаное основание высотой около шести метров. В дальнейшем в готовую подушку забили сваи, на которых и держится громадное сооружение. Первоначально срок сдачи стадиона был намечен на май 2017 года. Но работы затянулись.

Макет 45-тысячного стадиона «Ростов-Арена»
Макет 45-тысячного стадиона «Ростов-Арена»

В начале августа 2017 на выездном совещании, посвященном готовности объектов региона к ЧМ, губернатор Ростовской области Василий Голубев поручил предоставить ему в течение 10 дней план ввода стадиона в строй. «По графику “Ростов Арена” должна быть сдана в декабре, но если мы успеем закончить строительство раньше, то можем рассчитывать провести первые матчи уже в ноябре», — пояснил Голубев. В ответ участвовавший в мероприятии глава «Крокус Интернэшнл» Араз Агаларов отрапортовал, что готовность стадиона на сегодняшний день уже составляет около 85%. «С достройкой стадиона в намеченные сроки мы не видим никаких проблем, — заявил предприниматель, — Мы готовимся сдать его к ноябрю. У меня нет никаких сомнений в том, что стадион будет готов к этому сроку. И поверьте, арена будет всем нравиться».

Цена украденного бетона — сотни миллионов рублей

ПАСМИ выяснило, что, несмотря на оптимизм всех руководителей проекта, в реальности дела со стадионом обстоят совсем не так радужно. Возведение объекта уже не раз прерывалось забастовками рабочих, недовольных задержками зарплат. А один из строителей даже погиб под упавшей на него металлической плитой. К сожалению, эта трагедия может оказаться не последней.

Впервые о том, что еще на первоначальном этапе строительства в основание фундамента стадиона было забито значительно меньше свай, чем запланировано проектом, корреспонденты ПАСМИ узнали еще в 2015 году. Сейчас, когда уже практически завершены не только трибуны, но и кровля, нам удалось пообщаться с человеком, принимавшим непосредственное участие в работах над объектом. И хотя по понятным причинам наш источник просил не разглашать его имени, мы не смогли проигнорировать его рассказ, так как речь в нем идет не только о громадных украденных суммах, но и о реальной опасности для жизни и здоровья будущих посетителей «Ростов Арены».

«В строительстве фундамента ростовского стадиона я участвовал на стадии инженерно-геологических изысканий и в дальнейшем при проверке производимых работ, — пояснил наш собеседник, — Левый берег Дона — пологий, фактически представляющий собой заливной луг. Если бы подобное сооружение решили строить где-нибудь на полдороги от Ростова-на-Дону к станице Грушевской, где к ЧМ возводится новый аэропорт, основание для стадиона обошлось бы раза в три дешевле. Для возведения стадиона на плывунах и речных аллювиальных отложениях искусственно намывался слой песка. На котором потом шли работы по инъектированию — в почве бурились скважины, куда потом под давлением закачивается бетон специальной марки, который заполняет все полости и пустоты, уплотняя при этом грунты. Но это в теории. А на практике скважины были сделаны. Буровики получили свои деньги и уехали. Но вот заполнено раствором было лишь около половины пробуренных полостей. Тысячи тонн бетона на стройплощадку не попали. Не могу точно сказать: были ли они украдены, или вообще существовали лишь на бумаге и в бухгалтерской отчетности. Цена вопроса — сотни миллионов рублей».

В результате, по словам источника ПАСМИ, под стадионом остались пустые скважины, которые разуплотняют грунты. «Если повезет, то мундиаль ростовский стадион переживет, — продолжил рассказ специалист, — Но сколько он еще простоит и как часто придется его ремонтировать — неизвестно. Могу точно сказать, что здание, изначально построенное как аварийное, обходится в обслуживании значительно дороже такого же, но построенного нормально».

Стройка параллельно с судами

Строительство «Ростов-Арены»
Строительство «Ростов-Арены»

Рассказ о многочисленных нарушениях косвенно подтверждают результаты проверок Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Этот контрольный орган неоднократно требовал оштрафовать компанию «Крокус Интернэшнл» не выполнившую предписания о необходимости переделать фундаментное основание стадиона в соответствии с утвержденным проектом. За время строительства суды уже рассмотрели более трех десятков исков Ростехнадзора к генподрядчику ЗАО «Крокус Интернешнл». В каждом из них описываются множественные нарушения, допущенные при строительстве ростовского стадиона.

Вот выдержки только из нескольких судебных решений, принятых в 2017 году:

Решение арбитражного суда Ростовской области от 04 апреля 2017 г. (дело № А53-3152/2017): «В результате внеплановой проверки установлено, что не выполнено предписание Северо-Кавказского управления Ростехнадзора от 29.11.2016 №2618-30-25, а именно: Не выполнены работы по устройству свайного основания по секторам 1,2,5,11 в соответствии с требованиями проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы».

В решении от 4 апреля есть и такой пункт: «На строительной площадке отсутствуют 272 прожектора ПЗС-45 мощностью 1000В на инвентарных мачтах высотой 12-15м, предусмотренные проектной документацией. Нарушены требования, предъявляемые л.52-54 (п. 19.2.2) проектной документации». То есть, прожекторы либо привезли не вовремя, либо привезли просто не туда, куда надо.

Решение арбитражного суда Ростовской области от 30 января 2017 года (дело № А53-33980/2016): «…не выполнены работы по устройству свайного основания в секторах №№ 3, 4, 6-10, 12-14 в соответствии с требованиями проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы… Не выполнено устройство ростверков (верхняя часть свайного фундамента, распределяющая нагрузку от несущих элементов здания — прим. ПАСМИ) в соответствии с требованиями проектной документации в части количества и геометрических параметров ростверков».

Решение арбитражного суда Ростовской области от 19 января 2017 года (дело № А53-33979/2016): «Не выполнено устройство свайного основания обваловки строящегося стадиона в соответствии с требованиями проектной документации… Не выполнена затяжка высокопрочных болтов на монтажных соединениях при сборке металлоконструкций покрытия строящегося стадиона в осях 28-30 в соответствии с требованиями проектной документации… Не выполнено устройство свайного основания аккумулирующего резервуара №1 в соответствии с требованиями проектной документации… Не выполнено устройство свайного основания аккумулирующего резервуара №2… Не выполнено устройство свайного основания аккумулирующего резервуара №3… Не выполнено устройство свайного основания очистных сооружений в соответствии с требованиями проектной документации…»

Также в решениях судов упоминается, что строителями не сделано армирование многих колонн, пилонов и балок трибун строящегося стадиона в соответствии с требованиями проектной документации. И таких нарушений — десятки. Всего было 32 судебных решений. Вот только санкции за злостное неисполнение подрядчиками предписаний Ростехнадзора составляют, как правило, смехотворные 50-60 тысяч рублей, которые «Крокус-Интернэшнл» исправно платит, не оспаривая решения судов. Опрошенные ПАСМИ строители уверены, что такая ситуация устраивает как нерадивых строителей, так и власти. Ведь в случае, если во время предстоящего чемпионата мира произойдет ЧП и стадион, к примеру, рухнет или поплывет по Дону — то контрольные органы смогут сказать, что предупреждали о возможной опасности. Судьи — что наложили прописанный в законодательстве штраф. А подрядчики — что вовремя его оплатили. А отвечать будут, скорее всего, не получавшие зарплату рабочие.

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале