Сельское хозяйство в Дагестане: кредиты для своих, деньги в молоко
С момента введения Россией контрсанкций и начала политики продуктового импортозамещения, дагестанское правительство заявило о готовности заменить европейские овощи, фрукты и мясо на российском рынке. Из бюджета на это были выделены сотни миллионов рублей. Однако в республике так и не произошло прорыва, регион остался дотационным. Во многом, из-за коррупции в сельском хозяйстве.
Баммат и Мадина Магомедовы держат собственное семейное фермерское хозяйство. На свои деньги они начали мясной бизнес, за три года встали на ноги и достаточно окрепли. «У нас сейчас уже есть постоянные клиенты, мы продаем хорошее мясо, ничем своих барашек и телят не кормим ненужным, химией всякой, поэтому мясо вкусное. Начали поставлять мясо в ресторан. Решили расшириться для этого, решили получить кредит» — рассказал Баммат ПАСМИ. Сумма – 2 миллиона рублей, требовалась для строительства новых загонов, закупку племенных бычков мясной породы и закупки оборудования. Кредит семья так и не получила. Их просто задушили бюрократическими проволочками, а в итоге, после нескольких месяцев обивания порогов, отказали. «Я спросил сотрудника, можете причину сказать? Он мне ответилд за непонятливость, мол. Нас гоняли за справками, выписками, отчетами. Мы написали план развития, бизнес-план заказали специалисту. Я как на работу в банк ходил! Постоянно эти бесконечные очереди! Очень все нервные, агрессивные! Столько планов строил и все напрасно» — сетует Магомедов. Он считает, что отказ он получил по причине того, что он не предложил так называемый «откат», долю с полученного кредита.
Основной проблемой, останавливающей развитие агропромышленного комплекса, наблюдатели называют сельскохозяйственные кредиты, которые носят репутацию «невозвратных». Дагестан, вошел в число регионов получивших льготы на получение кредитов в секторе АПК. По данным на май, с начала года Россельхозбанк выдал заемщикам 98 млрд рублей на проведение сезонных работ. Получить такой кредит простому фермеру, по словам местных экспертов, нереально.
«Счетная палата Дагестана сообщила о нецелевом использовании свыше 51 млн рублей, они были выделены в виде грантов 48 фермерам, которые затем почти сразу прекратили заниматься сельским хозяйством»
«Дагестанское сельское хозяйство – это большая кормушка и средства, которые в него попадают в большей части своей аппетитный кусок пирога, который стремятся урвать те, кто поближе к столику – прокомментировал ПАСМИ политолог Камиль Муртазалиев. – А, между тем, как раз сельское хозяйство достаточно перспективное и выгодное направление, которое, при умелом его развитии смогло бы вывести республику из числа дотационных».
Он также отметил, что история семьи Магомедовых не единична, кредит получить достаточно тяжело, хотя в прессу часто попадают сообщения о хищении бюджетных средств выделяемых на сельское хозяйство. Так, только с начала года прокуратурой Дагестана в ходе плановой проверки реализации нацпроекта «Развитие АПК», выявлено 10 эпизодов хищений на суммы от 300 тысяч до 1,7 миллионов рублей. Практически все похищенные деньги являлись незаконно выданными целевыми кредитами, которые выдавались в рамках федеральной программы «Сельское подворье» на развитие личного подсобного хозяйства. Также в апреле счетная палата Дагестана сообщила о нецелевом использовании свыше 51 млн рублей, которые были выделены в виде грантовой поддержки 48 фермерам, которые затем почти сразу прекратили заниматься сельским хозяйством.
Растут только цены, производство стоит на месте
11 февраля 2015 года было принято постановление «О первоочередных мерах по обеспечению опережающего развития экономики и социальной стабильности Республики Дагестан» утвержден план мероприятий по содействию импортозамещению в АПК. В рамках этих мер только в 2016 году на развитие сельскохозяйственных фермерских хозяйств и на поддержание действующих пищевых промышленных структур было выделено более 300 миллионов рублей. Сумма эта включает выделенные в декабре 2016 года на развитие национального производства 100 миллионов, а также транши по целевым национальным проектам льготного кредитования. На прошлой неделе Минсельхоз опубликовал официальные данные об успехах в этой сфере.
Так, согласно отчету ведомства, на площади около 692 га заложены виноградники, по состоянию на 30 апреля 2017 года, в республике яровой сев проведен на площади 118,5 тыс. га, что составляет 53,3% от планируемой площади, также сообщается о налаживании производства, а именно запуске линии по производству лимонада из дикой груши. Все эти отчеты вызывают неизменный скепсис у экспертов.
«В Дагестане нет адекватных производственных мощностей. Просто нет. Также как и нет достаточного объема налоговых отчислений от этих производителей»
«При больших надеждах на южные регионы в сфере развития АПК за эти годы какого-либо более или менее очевидного роста как не было, так и нет, растут только цены. Те цифры и те отчеты, которые публикуют официальные власти, совершенно неадекватны тем траншам, которые поступают в республику. Например, заявления о том, что объем производства в этой сфере составляет более 85 миллиардов за прошлый год и едва ли не вдвое увеличил показатели от 2013 года – лишено смысла, в Дагестане нет адекватных производственных мощностей. Просто нет. Также как и нет достаточного объема налоговых отчислений от этих производителей. Получается, даже если они все это произвели, они все ничего не продали?» — убеждена экономист-аналитик, кандидат экономических наук Ирайганат Гусенова.
По ее данным, практически все финансовые потоки поступающие на поддержку сельского хозяйства распределяются «среди своих» и крайне неэффективно. Однако дагестанский сегмент дагестанского коммерческого производства крайне перспективно: «По данным аналитических рейтингов, при рассмотрении крупнейших предприятий сегмента, за исключением производителей алкоголя, который требует отдельного рассмотрения, крупнейшим большим игроком остается один только «Денеб», производитель безалкогольных напитков известный как внутри республики, так и далеко за его пределами, но и его прибыль составила чуть больше одного миллиарда. Это и оставило его в числе средних предприятий, в 2015 году дагестанское правительство повысило планку для крупного бизнеса до 2 миллиардов. Остальные компании дают в годовых отчетах гораздо меньшие суммы, так например по 100 миллионов дали только девять компаний: ОАО «Кизлярагрокомплекс», ОАО «Махачкалинский гормолзавод», ОАО «Рычал-Су», несколько птицефабрик и животноводческих хозяйств» — сказала Гусенова ПАСМИ.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале