Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Никандров как следователь и как подследственный

03.02.2017 / 12:19 Подробности

Главный коррупционный скандал прошедшего года был связан со Следственным комитетом, когда по обвинению в получении взятки арестовали высокопоставленных следователей СК Михаила Максименко, Александра Ламонова и Дениса Никандрова. Мосгорсуд отклонил апелляционные жалобы Никандрова и Максименко, которые добивались пересмотра меры пресечения с ареста на любую иную. Журналисты ПАСМИ поговорили с адвокатами подследственных и проследили ход этого громкого дела с самого начала.

%d0%b4%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%81-%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d1%80%d0%be%d0%b2
Денис Никандров Фото: РИА Новости. Михаил Воскресенский

Шерше ля фам

Конфликт двух восточных женщин стал причиной нового витка противостояния силовых ведомств.
Началась эта детективная история в декабре 2015 года с банального спора владелицы популярного московского ресторана «Elements» Жанны Ким и модного дизайнера Фатимы Мисиковой. Фирма Фатимы «Mishikatti Architectural Design» занималась дизайном внутреннего интерьера этого и других ресторанов Ким. По официальной версии, владелице «Elements» не понравилась работа Мисиковой, и она решила сменить подрядчика.

Однако дизайнер выставила ей не адекватный проделанной работе счет на сумму восемь миллионов рублей. Поскольку вскоре после громких событий, о которых речь пойдет позже, Мисикова инсценировала свою смерть и сбежала в Европу, можно сделать вывод, что во взаимоотношениях дизайнера и ресторатора не последнюю роль играл рэкет. Также считают и некоторые приближенные к теме эксперты. Мисикова имела «крышу» в лице короля преступного мира России Шакро Молодого, даже больше — её фирма была лишь ширмой, под которой рестораторы центра Москвы облагались данью: стоимость услуг «модного дизайнера» была в несколько раз выше, чем у конкурентов. Не Ким выбрала «модного дизайнера» для работы, а ей сделали предложение, от которого она не смогла отказаться.

%d0%b6%d0%b0%d0%bd%d0%bd%d0%b0-%d0%ba%d0%b8%d0%bc-%d0%b8-%d1%84%d0%b0%d1%82%d0%b8%d0%bc%d0%b0-%d0%bc%d0%b8%d0%ba%d1%81%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%b0
Жанна Ким и Фатима Мисикова Фото: msk.kp.ru

Жанну Ким тоже нельзя назвать простой дамой. Близкие друзья называют её «человеком с удивительной энергетикой» и свидетельствуют, что люди тянутся к ней как магнитом. По нашим данным, Ким каким-то образом связана с олигархом Олегом Дерипаской, и даже название её ресторана похоже на название российской промышленной группы «Базовый элемент». В общем, в конце 2015 года между женщинами возник конфликт, в котором никто не хотел уступать. Ким отказалась платить дань, и тогда на разборку приехала «крыша» Мисиковой в лице правой руки вора в законе Шакро Молодого Андрея Койчукова по прозвищу Итальянец и двух десятков молодчиков из ЧОП «Сириус».

Нашла коса на камень

Спор «черной» – воровской и «красной» – силовых «крыш» привел к разбалансировке сил не только среди главных силовых ведомств, но и среди криминального сообщества. И ситуация не выровнялась до сих пор.

Король преступного мира России Шакро Молодой вел вполне респектабельный образ жизни. Кровавые разборки 90-х уже канули в Лету, и бандиты действовали мягче, уже в личине сотрудников легальных чопов, а не гангстеров в малиновых пиджаках. Однако знаменитая перестрелка на Рочдельской улице, где находится ресторан «Elements» Жанны Ким, была прямой отсылкой к 90-м и стала поводом для глобального переформатирования расстановки сил между ведомствами.

Чтобы понять, почему среди обвиняемых оказались элитные следователи Следственного комитета Максименко, Ламонов и Никандров, нужно подробнее остановиться на личности защитника Ким — Эдуарда Буданцева, который формально был простым адвокатом. На самом же деле Буданцев в 80-х — 90-х годах служил в госбезопасности и боролся с организованной преступностью. Бывший оперативный работник 9-го управления КГБ СССР Буданцев был личным охранником министра иностранных дел Эдуарда Шеварднадзе, удостаивался благодарностей от высшего руководства силовых ведомств и даже был награжден ведомственными и государственными наградами, в том числе медалями «За отвагу», «За безупречную службу». Было у него и наградное оружие – то самое, с помощью которого офицер уложил молодчиков Итальянца.

Эдуард Буданцев Фото: vk.com
Эдуард Буданцев Фото: vk.com

У Буданцева было собственное адвокатское бюро «Диктатура закона», под прикрытием которого он мог решать конфликтные ситуации между силовиками и криминалитетом. По некоторым данным, его авторитет помог предотвратить несколько криминальных стычек между славянскими и кавказскими группировками. Буданцев прослыл специалистом в вопросах подобного рода, и его появление «на стрелке» было логично и закономерно. Зарабатывал же Буданцев коллекторской деятельностью, специализируясь на возврате крупных долгов.

Но возвратимся к конфликту двух дам. Решить «полюбовно» вопрос между Ким и Мисиковой не получилось, и вечером 14 декабря 2015 года произошли известные события. Буданцев в своих словах охарактеризовал эту перестрелку как противостояние честных офицеров и криминалитета:

«После того, как нас вытащили на улицу, прозвучало, что они представители криминального мира; представились и сказали, что мы офицеры. В итоге у меня не было выхода, как защищать собственную жизнь и не погибнуть в этой схватке».

Естественно, симпатии силовиков были всецело на стороне Буданцева, и многие офицеры считали и считают до сих пор, что тот поступил смело, решительно и по-мужски.

Свидетели той перестрелки говорят об этом так: «Буданцев был непробиваем — стоял на своем, довольно жестко, но в то же время корректно отказывал в удовлетворении требований Андрея выплатить деньги Мисиковой. Тогда Андрей сказал, что его визит согласован с Шакро, но на Буданцева это имя не подействовало. Андрей вспылил и предложил продолжить разговор на улице».

%d1%83-%d0%ba%d0%b0%d1%84%d0%b5

В итоге Буданцев застрелил двух бандитов и ранил восьмерых. Хотя представителей Итальянца было на порядок больше, они были вооружены лишь травматическим оружием, когда как Буданцев и два его товарища из «Диктатуры закона» были вооружены оружием боевым. Офицерское сообщество в целом вступилось за Буданцева, тем более, что его деятельность соответствовала их интересам — путь, по которому он пошел в общем типичен для отставника спецслужб. Защищая Буданцева, покровители из ФСБ защищали собственные экономические интересы.

Следственное управление СКР по ЦАО задержало большую часть участников разборки в рамках возбужденных по факту умышленного убийства (ст. 105 УК РФ), вымогательства (ч. 3 ст. 163 УК РФ) и хулиганства (ч. 2 ст. 213 УК РФ), уголовных дел. Обвиняемый в двойном убийстве Буданцев решением суда был помещен под домашний арест, а спустя месяц мера пресечения была изменена на подписку о невыезде. К Итальянцу же закон был куда суровее, поскольку тот являлся представителем криминалитета и к тому же своими действиями бросил вызов всесильной службе.

В начале 2016 года оперативники с Лубянки с подачи Буданцева начали разрабатывать сотрудников СКР, которые, по мнению госбезопасности, слишком мягко настроены против Итальянца. Судьба самого Буданцева напрямую зависела от квалификации деяний Койчукова, которого еще в самом начале готовы были обвинить по статье 330 УК РФ «Самоуправство». При таком раскладе Буданцев лишается возможности на переквалификацию собственного деяния с убийства на превышение пределов необходимой обороны, повлекшее смерть (ч. 1 ст. 108 УК РФ). Наказание за убийство — до двадцати лет, когда как за превышение есть шанс и вовсе отделаться условным сроком.

фсбИнтересно, что оперативную разработку Максименко, Ламонова и Никандрова начали сотрудники 1-й Службы контрразведки ФСБ, где, по всей видимости, у Буданцева есть друзья. Эта служба занимается враждебным проникновением иностранных спецслужб и организаций. Контрразведчики провели все оперативно-технические мероприятия. Управление «М» ФСБ подключилось только уже на последних этапах ОРМ.

Горячее лето 2016-го

Следователей СК Максименко, Ламонова и Никандрова в обвинении не включили в преступное сообщество Шакро Молодого только из-за того, что в пределах одного преступного сообщества не могут даваться взятки.

16 июля 2016 года ФСБ Лефортовским районным судом Москвы по подозрению в получении взятки в особо крупном размере от Шакро Молодого были арестованы руководитель Управления собственной безопасности СКР Михаил Максименко и руководитель Главного управления межведомственного взаимодействия и собственной безопасности Александр Ламонов. Возбудила дело также ФСБ. Денис Никандров, который в апреле этого же года назначен первым замглавы Главного следственного управления СК РФ по Москве, был также арестован, и формально дело, хоть и задним числом, возбудил лично Александр Бастрыкин. По версии следствия, взятку в размере миллиона долларов они получили за переквалификацию обвинения Андрею Кочуйкову со статьи «вымогательство» на более легкую статью «самоуправство», совершенное с применением насилия.

Михаил Максименко. Фото: Асхат Бардынов
Михаил Максименко. Фото: Асхат Бардынов

Для того, чтобы выяснить позицию защиты, мы связались с адвокатами арестованных следователей. Адвокат Дениса Никандрова Алексей Мезенцев ответил на несколько вопросов, но предупредил, что ограничен подпиской о неразглашении. Эта мера почему-то применена только в отношении адвокатов Никандрова.

Если проанализировать те «сливы», которые периодически появлялись в СМИ, то можно сделать вывод, что по сути у следствия на Никандрова ничего нет, кроме оперативной записи разговоров Ламонова с Максименко, в которых звучат слова «Никандров в курсе». Также есть информация, появившаяся в некоторых СМИ, о том, что Никандров фигурирует в сообщениях WhatsApp, обнаруженных на смартфоне Шакро Молодого. Такая доказательная база не выдерживает никакой критики. К тому же некоторые «сливы» в СМИ не только грешат неточностями, но и представляют собой откровенную ложь. По словам адвокатов, абсолютно не соответствуют действительности публикации о наличии большого поместья, записанного на детей Никандрова.

Подобные публикации вызывают большой общественный резонанс и формируют заведомо негативное общественное мнение. По ряду публикаций были поданы заявления в правоохранительные органы. Позиция защиты Никандрова до сих пор заключается в том, что дело следователей о взятке необходимо перевести в Следственный комитет, который по закону должен рассматривать такие дела согласно ст. 151 УПК. Также защита настаивает на том, что в действиях Никандрова относительно переквалификации дела Итальянца нет состава преступления. Когда застреленный Буданцевым Алексей Китаев и сам Буданцев достали «стволы», Итальянец по показаниям свидетелей хотел остановить бойню и кричал:

«А ну, стоять! Мне тут «бакланка» не нужна!».

Прокуратура в лице заместителя генпрокурора Виктора Гриня согласовала передачу дела в ведение ФСБ РФ «в целях объективности». Ещё одна характерная деталь — по распоряжению главы СКР дело о перестрелке на Рочдельской улице принял к производству старший следователь по особо важным делам при председателе Следственного комитета Александре Бастрыкине генерал-майор Константин Криворотов, который является авторитетнейшим специалистом по расследованию терактов.

Буданцев до сих пор обвиняется в двойном убийстве, и в отношении него недавно была проведена психиатрическая экспертиза в Центре социальной и судебной психиатрии имени Сербского. Скоро врачи скажут свое мнение, действовал ли Буданцев в состоянии аффекта или стрелял в людей Итальянца холодно и расчетливо. Константин Криворотов также поручил своим подчиненным проверить, фигурирует ли Буданцев в других делах. Удалось выяснить, что по Буданцеву продолжают расследоваться дела, возбужденные в 2013 году по факту нанесения легкого вреда здоровью, (ст. 115 УК РФ), вымогательства (ст. 163 УК РФ) и незаконном лишении свободы (ст. 127 УК РФ). Криворотов взял их в работу, и, если причастность Буданцева к этим делам подтвердится, они будут объединены с делом о двойном убийстве.

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале