Дмитрий Востриков: «Почему бы не вернуться к практике ротации кадров?»
Почему отечественные продукты часто дороже импортных, как увеличить внутренний сбыт и какие меры необходимо принять для поддержания российского производителя? На эти и другие вопросы ответил журналисту Первого Антикоррупционного СМИ директор Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков.
ПАСМИ: Дмитрий Владимирович, с распадом СССР было ликвидировано Министерство пищевой промышленности. Его функции были переданы Министерству сельского хозяйства. Как на ваш взгляд это сказалось на развитии пищевой промышленности? Ведь это, в первую очередь, один из элементов национальной безопасности.
− С момента ликвидации профильного министерства пищевая промышленность осталась без должного «присмотра». Официально она находится в ведении Министерства сельского хозяйства России, но в нем до сегодняшнего дня не существовало профильного отдела или департамента. К счастью, в этом году в ведомстве был создан департамент пищевой промышленности. Было затрачено много усилий в ходе объяснения обычного, на первый взгляд, факта, что именно пищевая промышленность создает спрос в агропромышленном комплексе – индустриальный спрос, который гораздо выше потребительского. Также развитие пищевой промышленности способствует экспорту не только сырья, а продуктов переработки, т.е. товаров большей маржинальности (с большей добавленной стоимостью). Отрадно, что мы экспортируем порядка 15−25 млн тонн зерна ежегодно, но перспективнее расширение поставок продуктов более высокого уровня передела, например, продуктовой линейки из белковообогащенной смеси, которые по ГОСТу являются функциональным питанием, сбалансированным по белково-углеводному составу. Сам по себе такой продукт вне конкуренции, т. к. является новым для рынка и одновременно востребованным ввиду дефицита белка в мире. Если продолжать вывозить только зерно, то мы будем постоянно недополучать доход от его возможной глубокой переработки.
ПАСМИ: Соотношение наличия импортных и отечественных товаров за последние годы сильно поменялось в нашу сторону. Что повлияло на это, на ваш взгляд?
− Действительно, доля импортных товаров значительно сократилась. На это повлияли, во-первых, успешные программы государственной поддержки развития целого ряда отраслей, во-вторых, так называемое продовольственное «эмбарго», в-третьих, смена отношения потребителей к отечественной продукции, выросло доверие, особенно в части продовольствия. В «перестроечное» время население «гонялось» за импортными товарами. Казалось, что любой иностранный продукт более качественный. Однако в последние годы произошло перенасыщение, пришло понимание, что российская продукция не уступает импортной по качественным и вкусовым характеристикам. Начался обратный процесс. Например, по актуальным данным ВЦИОМ, 74 % населения считают, что отечественные продукты более высокого или такого же качества, как и импортные. Что, кстати, доказывают результаты исследований качества товаров, проводимых Российской системой качества.
ПАСМИ: Почему отечественные продукты стоят зачастую дороже импортных? Ведь по многим позициям наблюдаем процесс перепроизводства продукции.
− Во-первых, следует учитывать, что в себестоимости даже российских продовольственных товаров высока доля импортной составляющей: семена, средства защиты растений, оборудование, техника, упаковка и т. п. преимущественно импортные. Поэтому любые колебания иностранной валюты отражаются и на стоимости российских продуктов. Во-вторых, по совокупности всех показателей, ведение бизнеса в России зачастую более затратно, чем во многих странах мира. Речь идет о разнице в уровнях государственной поддержки и о производственных затратах. Поясню на простом примере. Мы решили построить завод. На каждом из этапов – при оформлении земельного участка, согласовании проекта, подключении каждой из коммуникаций (электроэнергия, вода, отопление) – нам предстоит пройти через административные барьеры, оформить множество документов, что в совокупности требует отдельных финансовых затрат, в том числе и за скорость оформления! Вот и появляется отсюда коррупция. Не менее затратно и содержание самого производства, например, тарифы естественных монополий от года к году только растут! Как данный процесс происходит в других «аграрных» странах?! Предприниматель может взять в аренду производственную площадку с уже комплексно подключенными коммуникациями и впоследствии оплачивать арендную ставку и расходы по потреблению коммунальных услуг.
На стоимости продукции отражаются и «дорогие кредиты», размер которых производитель также вынужден закладывать в себестоимость товаров. Для примера, в странах ЕС ключевая ставка и, как следствие, кредитные ставки банков в разы ниже, чем в России.
ПАСМИ: Как обстоят дела со сбытом продукции на внутреннем рынке? На первый взгляд всё даже неплохо.
− Сейчас мы наблюдаем очень высокую конкуренцию среди производителей и недозагруженность некоторых отраслей пищевой промышленности ввиду низкого внутреннего потребления. Поставщикам необходимо искать инновационные продукты, новые каналы реализации товара и ниши с востребованными позициями на мировом рынке. Многие наши участники высказывают заинтересованность к поставкам в другие страны. Совместно с Агентством стратегических инициатив, Российским экспортным центром мы ведем активную работу по реализации экспортного потенциала российского продовольствия. Государство также работает над выявлением барьеров и их устранением.
Если говорить о внутреннем рынке, то одним из крупнейших и технологичных каналов сбыта товаров, повышения узнаваемости и лояльности среди потребителей является федеральный ритейл, сотрудничество с которым так привлекательно для производителей. Но может ли мелкий фермер или предприниматель попасть на прилавки крупных торговых сетей? Никогда! Для работы с ритейлом производитель должен иметь достаточные логистические возможности, производственные мощности, финансовый резерв и техническое оснащение предприятия, чтобы обеспечить бесперебойную поставку товаров в больших объемах. Нарушение строгих требований чревато высокими штрафными санкциями. Для малых производителей оптимальным способом для «выхода на полку» может стать возобновление системы кооперации или развитие сети ОРЦ.
Отдельная тема, требующая внимания – развитие альтернативных каналов продаж продукции, к ним относятся небольшие магазины, фермерские рынки или ярмарки, мобильная торговля и т. д. В противном случае мы потеряем малый и средний бизнес как класс в целом. Реализацией данной программы сейчас активно занимается Минпромторг России, продвигая программу развития мобильной торговли и установления нормативов региональным властям по количеству альтернативной розницы. Даже в сохранившихся каналах продаж, таких как ярмарки выходного дня, есть над чем работать. К примеру, небольшие производители, позитивно оценившие идею развития фермерских рынков и ярмарок выходного дня, впоследствии столкнулись с трудностями, снижающими экономическую эффективность сотрудничества с этим каналом продаж. Если в прошлом году это были палатки легкие, легко возводимые, но вместительные для хранения продукции, а теперь выделяют место в общем «шатре» метр на метр. Совершенно не понятно − это сделано целенаправленно или по незнанию самого процесса, ведь по факту мы получаем снижение приезжающих фермеров на 40 %. Где складировать привезенный товар? Продолжительность работы ярмарки выходного дня – всего три дня, при этом регистрация к участию доступна с периодичностью раз в месяц. Работа на ярмарке требует затрат на доставку, хранение товаров, оплату труда продавцов, что полностью лишает данный бизнес экономической привлекательности. Поэтому всё чаще на фермерских рынках появляются товары совсем не фермерские, а закупленные в тех же торговых сетях или на оптовых складах. На сегодняшний день Минпромторг пытается включить в KPI оценки работы губернаторов количество объектов на душу населения и таким образом поддержать альтернативные каналы сбыта. В противном случае мы потеряем средний и малый бизнес вообще, как класс. А это всё-таки занятость населения, качество продукта и в то же время удобство.
ПАСМИ: Часто поступают сообщения и жалобы предпринимателей о захвате предприятий, земель, производств. Как можно ликвидировать это, и какие методы борьбы с этим явлением?
− Борьба с рейдерскими захватами – прерогатива государственных правоохранительных органов. По нашему мнению, в основе появления рейдерских захватов лежит отсутствие единой достоверной информации о собственности или назначении земель. Сегодня на кадастровый учет поставлена только 1/5 всех земель в стране! Переход собственности возможен через подделку или подтасовку юридических документов, либо по судебным решениям, которые не всегда бывают объективны. Давайте восстановим земельную службу, создадим многослойную карту сельхозземель, в которой будет четко прописано, для чего пригодна и кому принадлежит та или иная земля, и главное, чтобы было обозначено, кто является надлежащим собственником. Обладание такой информацией позволит объективно определить в кратчайшие сроки, имел ли место рейдерский захват. При желании можно всё сделать, была бы воля к этому, а главное, осознание того, что эти все факторы ложатся дополнительной нагрузкой на бизнес.
ПАСМИ: Какими методами можно победить коррупцию в стране?
− Через систему, в основе которой должны лежать государственные воля и готовность избавиться от коррупции не только на словах. Почему бы не вернуться к практике ротации кадров. Для того чтобы чиновник не погряз в бюрократических проволочках, не оброс коррупционными связями, необходимо переводить его на другое место работы. Не лишним было бы «прогонять» чиновников через детектор лжи, который при адекватном подходе позволяет осуществлять кадровую фильтрацию и бороться с внутренней коррупцией.
Для аграриев и производителей продовольственных товаров важна прозрачность системы выделения государственных субсидий, дотаций и грантов. Зачастую в отдельных регионах государственная поддержка доходит с запозданием и не до всех предприятий, которые в ней нуждаются. Возможно, стоит наладить систему распределения господдержки региональным предприятиям через федеральный центр или же сделать ее настолько открытой и понятной, что будет позволять каждому производителю проследить движение финансовых средств. Почему нельзя тому же Минсельхозу выделять деньги напрямую предприятию? Да потому что в регионах на заседания Минсельхоза приезжают обычные должники, которые просто стоят в очереди за господдержкой, каждый год получая финансирование, а не те хозяйства, которые делают свое дело и хорошо себя чувствуют. Вот этих нужно поддержать! Также стоит популяризировать информацию о возможностях предприятий в части получения господдержки, ведь зачастую предприниматель или аграрий, находящийся в деревне, может и не знать, какая и на каких условиях поддержка ему положена.
ПАСМИ: Актуальный вопрос: где выше требования к качеству продукции − «у нас» или «у них»? Ведь постоянно «мы» обмениваемся фразами — «несоответствие качеству» и «введение запрета на ввоз».
−Требования советских ГОСТов были зачастую несколько выше, чем иностранных нормативных документов. Однако сегодня продукция не обязана соответствовать ставшим добровольными госстандартам, товар зачастую выпускается в соответствии с техническими условиями каждого производителя при условии соблюдения требований регламентов Таможенного союза по безопасности пищевой продукции и наличия аналогичного оборудования. Такой подход позволяет увеличивать разнообразие предложения для покупателя. А вот контроль соответствия продукта по составу, указанному на этикетке, контролируется недостаточно активно, что приводит к сложностям производства и сбыта для добросовестного производителя, т. к. невозможно конкурировать с товаром, на этикетке которого значатся одни ингредиенты, а используются более дешевые. Покупатель должен быть уверен, что информация о составе достоверна. Кроме того, мы выступаем за ужесточение ответственности для производителей фальсифицированных продуктов. Тогда и добропорядочному производителю будет легче вести бизнес, ведь. население будет рублем голосовать за продукт, который хочет видеть на прилавке. «У них» зачастую выявление нарушений подобного рода приводит к выводу такой продукции из оборота и неотвратимому наказанию нерадивого производителя. Этим должны заниматься Роспотребнадзор и Роскачество. В последнее время наметилась активизация работы и Роспотребнадзора как контрольно-надзорного органа, и мониторинговой деятельности Роскачества.
ПАСМИ: Помогает ли ассоциация в преодолении барьеров, лоббировании интересов?
−Ассоциация − это в хорошем смысле лоббист интересов ее участников. Мы помогаем производителям продовольственных товаров разрешить ситуации, связанные с недобросовестным поведением отдельных сотрудников или организаций, на уровне профильных государственных ведомств и бизнес-структур. Как правило, появление проблемных ситуаций связано с «перегибами на местах». Ресурс союза позволяет перенести проблему на более высокий уровень руководства, что значительно ускоряет ее решение и в итоге позитивно влияет на работу обеих сторон.
ПАСМИ: Дмитрий Владимирович, большое спасибо за интересную и содержательную беседу! Удачи вам и успехов.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале