Наталья Поклонская: «Подождем до сдачи деклараций»
Красота на страже правопорядка. Многие с сомнением относились к ней, когда она стала прокурором Крыма, многие не верили, что долго продержится. Сегодня Наталья Поклонская уже перешла на службу в Государственную Думу. И даже тут стала не простым депутатом, а заместителем главы комитета по борьбе с коррупцией. Какие ближайшие планы, что стоит в приоритете по списку задач и о работе в прокуратуре — Первое Антикоррупционное СМИ получило ответы на эти и другие вопросы.
Красота на страже правопорядка. Многие с сомнением относились к ней, когда она стала прокурором Крыма, многие не верили, что долго продержится. Сегодня Наталья Поклонская уже перешла на службу в Государственную Думу. И даже тут стала не простым депутатом, а заместителем главы комитета по борьбе с коррупцией. Какие ближайшие планы, что стоит в приоритете по списку задач и о работе в прокуратуре — Первое Антикоррупционное СМИ получило ответы на эти и другие вопросы.
ПАСМИ: Наталья Владимировна, вы стали депутатом и заместителем главы комитета по антикоррупционной политике и председателем комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах и имуществе депутатов. На сколько это близко вам и почему именно этот комитет?
Сама работа прокуратуры построена таким образом, что одним из приоритетных направлений является борьба с коррупцией и коррупционными проявлениями, в том числе и среди представителей власти на уровне субъекта. И замечу, у нас это неплохо получалось. Мне эта работа близка, я ее знаю. И тот опыт, который я получила в органах прокуратуры, буду применять в новой должности. Естественно, будет совершенной другой механизм работы. Должность прокурора давала более серьезные рычаги и способы воздействия в плане выявления, возбуждения уголовных дел и административных процессов. Теперь, в рамках комиссии, у нас другие несколько другие рычаги и функции. Но я думаю, что мы с ними справимся. Ведь для этого есть основные составляющие: желание, воля и те навыки, которые были приобретены в прокуратуре.
ПАСМИ: Какие первые шаги будут на этом посту? И с чего начнется работа комиссии?
Сейчас мы готовимся к первому заседанию комиссии. Изначально планируем внести изменения в положение о ее работе. Основное нововведение — отмена доверенностей, по которым ранее депутаты могли голосовать. Это делается с учетом изменений, которые были внесены в регламент нового созыва Государственной Думы.
Второе изменение касается периодичности проведения заседаний комиссии. По «старому» положению полагалось проведение заседаний ежемесячно. Сейчас я предлагаю проводить заседания по мере необходимости, т.е. поступили материалы — собирается комиссия. А впустую заседать, для «галочки» и тратить время — не совсем целесообразно. Необходимо так организовать работу комиссии, чтобы реально была польза, и сами действия были более эффективными.
ПАСМИ: Нет опасности, что комиссия останется без работы? Т.е. не будет жалоб и не будет заседаний… Так и год может пройти…
Ни в коем случае! Жалобы и информация различного характера поступают постоянно, и мы с этим работаем. Пока обращения касаются только прошедших выборов и деятельности кандидатов в депутаты Государственной Думы в тот период. А с 1 апреля 2017 года пойдет декларационная кампания. Тогда и начнет в полную силу работать комиссия, и там уже будет, о чем поговорить. Будет предмет разговора, которым является декларация. Информация, поступившая к нам до этого времени, точно никуда не исчезнет и будет учтена при рассмотрении деклараций.
ПАСМИ: Если говорить про Крым… много скандалов. С чем это связано и почему именно в Крыму? Почему именно этот регион стал таким «проблемным»?
Крым вернулся в состав России. И не просто вернулся, а вернулся к себе домой. Но вернулся он не младенцем, чистым и безгрешным. Это нужно понимать. Он вернулся в состоянии того Крыма, который уже существовал в Украине. С теми коррупционными схемами, с тем мировоззрением, с тем отношением чиновников, которые там были на протяжении многих лет. То есть страна получила определенное «наследство». Очевидно, референдум не сломал все эти схемы и привычку так работать у местных чиновников. И работать с таким наследством довольно тяжело.
Ну а скандалы можно раздуть на любой теме, при том, что желающих более чем достаточно. Поэтому говоря о Крыме, необходимо вспомнить о скандалах в других регионах, странах. Где нет коррупции? Нет такого места! Везде выявляют преступления в сфере коррупции, и Крым в этом не исключение. Просто, Республика Крым звучит чаще из-за своей молодости, и нельзя сказать, что именно в этом регионе коррупции больше, чем где либо. Обычный субъект, который находится под пристальным вниманием, и есть много желающих это всё преувеличить.
ПАСМИ: Есть ли в Крыму успешные коррупционные дела, которыми могут похвастаться правоохранительные органы?
Начальник налоговой службы Кочанов, депутат Гриневич — это самые громкие дела, о которых узнала вся страна. Наши прокуроры проводили проверку, привлекали ФСБ, направляли материалы в Следственный комитет — целый букет мероприятий и действий. С возвращением Крыма началась масштабная антикоррупционная работа, принципиальная чистка, можно и так сказать. Именно тогда, когда правоохранительная система увидела, что нет преград и можно достойно выполнять свою работу. При этом необходимо, чтобы в правоохранительной системе было меньше коррупционеров, тогда и начинается достойная служба и выполнение непосредственных обязанностей. После референдума и возвращения Крыма, кардинальным образом изменился сам подход к пресечению и наказанию всех нечистых на руку чиновников.
ПАСМИ: Именно с прокуратурой, связаны скандалы и слухи о лоббировании интересов граждан, компаний, рейдерских захватов. По сути, очень часто сотрудники прокуратуры «крышуют» противоправные действия. Почему, на Ваш взгляд, так много этих скандалов, связанных именно с прокурорами?
Что касается Республики Крым, конечно, это строгоподчиненная организационная система. Прокуратуру Крыма проверяет Генеральная прокуратура Российской Федерации. И мы пережили этих проверок огромную массу. Наверное, таким количеством проверок ни один субъект похвастаться не может.
Что касается противоправных действий прокуроров — лично я знаю прокуроров, которые помогают людям, к которым обращаются как к последней инстанции. Конечно, в любой структуре есть нечистые на руку должностные лица. Но их бездействие или, наоборот, активные противоправные действия всегда всплывают на поверхность. Как говорится — тайное всегда становится явным. И таких людей значительно меньше, чем честных прокуроров. Со всей уверенностью могу заявить, что костяк прокуратуры — это достойные сотрудники, отстаивающие интересы своей страны и общества.
ПАСМИ: Как на Ваш взгляд бороться с коррупцией в правоохранительных органах?
Если бы наши ученые разработали таблетку от коррупции — это был бы прорыв. А если серьезно, то есть внутренняя служба безопасности, которая должна выявлять таких нечестных сотрудников. Но, к сожалению, и в этих управлениях и подразделениях имеются такие же коррупционеры и преступники. Нет какого-то рецепта от этой болезни! На мой взгляд, самое главное — совесть и принципы. Те люди, которые приходят служить государству, должны делать это по совести.
ПАСМИ: Как вам кажется, во власть должен идти богатый или бедный человек? Много споров идет по этому вопросу.
Это должен быть не богатый и не бедный. А порядочный и честный человек.
ПАСМИ: Как победить коррупцию в России? Каков Ваш рецепт?
Только внутренней самоорганизацией всего общества. Одними силовыми методами нам не справиться. Заставлять и вбивать в умы людей что-либо невозможно. Ни один силовой метод не может дать 100% избавления. Будут бояться, но будут брать, т.к. жажда наживы выше, чем страх получить по заслугам. Ведь, понимают, но все равно идут! Ломая судьбу себе, детям, семье. Нужно менять само воспитание и сознание людей, с самого раннего детства.
ПАСМИ: Невозможно ведь проверить сотрудника при приеме на работу на наличие у него совести.
К большому сожалению, только время может все показать. Необходимо всем понять, что, совершая преступление, человек уже сам себя наказывает! И только потом приходит наказание в рамках уголовного кодекса. Давайте посмотрим, что подталкивает человека к преступлению? Наверное, какое-то безрассудство, бесстрашие, бессовестность. С этим можно бороться только воспитанием, пропагандой.
Немаловажным фактом является личный пример руководителя, который показывает отношение к своему долгу, работе и к обществу. На зарплату нужно достойно жить, но не кичиться роскошью, если ты государственный служащий. Даже если супруга зарабатывает или какой-то другой родственник, в любом случае нельзя это демонстрировать, т.к. с тебя берут пример твои же подчиненные!
ПАСМИ: Сейчас читатели полезут в вашу декларацию… Вы сможете честно сказать, что вы так и жили — на свою зарплату?
У меня личной машины нет. Есть служебный автомобиль. Надеюсь, что будет служебная квартира, потому что это положено по законодательству. Нужно исходить из того, на что ты можешь заработать на своей должности. Я из этого и исхожу. Все, что у меня есть, я заработала честно.
ПАСМИ: А можете прямо сказать, на что вы заработали в должности прокурора Крыма?
Мне очень сложно сейчас ответить, но получается за время работы … ни на что… (смеется)…
ПАСМИ: Какие на ваш взгляд острые вопросы нужно очень срочно решать в сфере борьбы с коррупцией?
Самая проблемная сфера и то, с чего нужно начинать — это борьба с коррупционерами внутри тех органов, которые должны бороться с самой коррупцией. Коррупционеры не могут бороться с коррупцией.
ПАСМИ: Получается, нужно начать борьбу с силовых структур?
Да. Необходимо акцентировать внимание на них. Люди, которым дали право бороться с коррупцией, должны быть кристально чистыми, а не ездить на дорогих автомобилях, демонстрируя свое превосходство. Это неправильно! Прежде всего, нужно начать именно с них.
ПАСМИ: Журналистские расследовании нужны правоохранительным органам? Полезны? Как часто вы обращаете внимание на такие расследования?
Работая в прокуратуре, лично всегда обращала внимание на материалы СМИ и проверяла все информационные поводы, даже без официального обращения. Это очень помогало в работе, для выявления каких-то коррупционных нарушений. Но при этом считаю, что бывает предвзятое отношение и специально созданные ситуации, в которых раздувают скандал, подыгрывая той или иной стороне. Каждую такую информацию, из тех же журналистских расследований, необходимо проверять на все 100%. И для этого существуют органы, которые должны все проверять и делать выводы. Журналистские расследования — в целом это огромный фронт работы, на все необходимо обращать внимание и досконально проверять.
ПАСМИ: Очень часто предприниматели обращаются по факту давления в регионах со стороны местной администрации, правоохранительных органов… Могут ли предприниматели надеяться, что комитет по борьбе с коррупцией, заместителем которого вы являетесь, будет реагировать на такие жалобы и уделять внимание бизнесу?
Конечно, сейчас не только уделяется этому внимание, но и реальные меры принимаются, чтобы снять административные барьеры по малому и среднему бизнесу. Вспомните, сколько распоряжений было дано президентом страны. Но основным инструментом в этой сфере является прокуратура. Поэтому все обращения получат соответствующие ответы, будут направлены в прокуратуру с депутатским запросом, и по каждому факту будет проведена проверка и приняты меры.
ПАСМИ: Есть ли возможность снять эти барьеры на законодательном уровне? Что было сделано за последнее время для этого?
Если приводить конкретный пример, то буквально недавно Госдума рассмотрела законопроект, который снимает часть барьеров со стороны МЧС, т.е. смягчаются противопожарные требования. Исчезает административный барьер в виде деклараций. Правда, эти меры носят необязательный характер при открытии бизнеса. Но, если предприниматель добровольно заполнил эту декларацию, то он освобождается от плановых проверок со стороны МЧС. И тут мы видим снятие давления со стороны того же МЧС. Это очень важно. Поддержка малого и среднего предпринимательства сейчас является приоритетным направлением. И наша работа в удалении и разрушении административных препятствий будет продолжена.
Это посыл нашего президента, и все его указания и распоряжения были приняты. И в той же работе прокуратуры это является сейчас одним из основных направлений, находящихся на личном контроле главы государства.
ПАСМИ: А вам лично часто предлагали взятки?
За провокацию или дачу взятки предусмотрена уголовная ответственность. Поэтому все граждане должны понимать, что, предлагая взятку, они добровольно идут на преступление. Скорее всего, когда человек идет предлагать взятку чиновнику, то он уже нарисовал себе определенный образ этого человека и ожидает определенных действий с его стороны. Если он не боится этого чиновника, то он и готов предложить взятку, рассчитывая на определенную поддержку с его стороны. У меня, видимо, другой образ, и взяток мне не предлагали. Наверное, был страх и Слава Богу!
Конечно, на начальной стадии моей карьеры и практики в 2000-х годах были определенные разговоры, поиск подходов… Это было еще до работы в должности прокурора в Республике Крым. Но таких коррупционных подходов ко мне и тогда невозможно было найти.
За определенный период работы в правоохранительной системе можно научиться видеть людей, которые пытаются тебя «раскусить». Важно научиться пресекать все подобные попытки и сразу показывать, что не нужно даже пытаться предлагать «сотрудничество». Ведь за этим в любом случае последует наказание. Вот так должны работать сотрудники правоохранительных органов.
ПАСМИ: Есть ли для вас принципиальная разница работы в прокуратуре и в ГД?
Разница, конечно же, есть. Нет тех полномочий и тех функций, которые я выполняла в роли прокурора. Но самое главное — остались намерения, принципы, опыт и появились новые, которыми сейчас активно учусь пользоваться на процветание нашей страны и общества.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале