Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Сергей Катырин: предстоит большая работа по расширению участия бизнеса в противодействии коррупции

Президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин рассказал журналистам ПАСМИ, какие проблемы сегодня наиболее злободневны в бизнес-сфере, какие законы требуют доработки и актуализации, а также уточнил, сколько российских предпринимателей и зачем подписали Антикоррупционную хартию бизнеса.

Сергей Катырин
Сергей Катырин

ПАСМИ: Менее месяца назад прошло первое заседание рабочей группы по мониторингу и анализу правоприменительной практики в сфере предпринимательства. Участники встречи рассмотрели вопрос расширения оснований для освобождения от уголовной ответственности по преступлениям в экономической сфере, увеличения порога причиненного ущерба, для определения размера крупного хищения. Также были проанализированы возможные пути решения проблемы доступа нотариуса к предпринимателю, заключенному под стражу или находящемуся под домашним арестом. По Вашему мнению, внесенная повестка отражает весь спектр проблем, с которыми сталкиваются предприниматели?

— Палата считает очень своевременным создание такой рабочей группы. Мониторинг и анализ правоприменительной практики в сфере предпринимательства позволит улучшить бизнес-климат.

Нами подготовлен целый ряд предложений для рассмотрения рабочей группой по широкому кругу проблем предпринимателей , возникающих в экономическом взаимодействии с правоохранительной системой, часть из которых была предметом обсуждения на заседании.

С нашей точки зрения важным является расширение статьи 761 Уголовного кодекса РФ, предусматривающей освобождение от уголовной ответственности по некоторым составам преступлений в сфере экономики.

Фото: kremlin.ru
Фото: kremlin.ru

Требует пересмотра в сторону увеличения порогового значения причиненного ущерба при определении ответственности за экономические преступления. По действующему сегодня законодательству «порог» крупного преступления – это нанесение ущерба в 250 тысяч рублей, а с миллиона начинается уже «особо крупное». Но нынешний миллион – это не тот миллион, что был десять лет назад; инфляция, рост цен, рост оборотов компаний внесли свои коррективы. Бизнес, особенно малый и средний, давно добивался пересмотра пороговых значений при добровольном возмещении причиненного ущерба и освобождении от уголовной ответственности. Существующая практика возмещения в пятикратном размере для большинства компаний – непосильное бремя, часто ведущее к их ликвидации, что не отвечает интересам ни экономики, ни общества, ни предпринимателя. Всем «сторонам» этого конфликта понятно, что ситуацию надо менять. Конкретная цифра пока не названа, возможно, это будет двух-трехкратное возмещение.

Тема возврата вещественных доказательств также злободневна для предпринимателей . Сегодня в законодательстве четко не прописан порядок возврата, в частности, изъятых бумажных, электронных носителей информации, без которых компании не могут долго работать. Поэтому необходимо установить порядок возврата этих носителей, если они не являются вещественными доказательствами конкретного преступления. Точно также предприятие может прекратить работу, если не решить вопрос допуска нотариуса к бизнесменам, находящимся в следственном изоляторе или под домашним арестом, чтобы совершить действия по управлению активами. При этом, безусловно, речь не идет о действиях, направленных на вывод активов из фирмы, перевод их в другие юрисдикции.

Наконец, сдвигается с места вопрос дифференциации санкций по статье «Мошенничество» УК РФ. Неисполнение обязательств не всегда связано с мошенничеством. Нередко бывает, например, что законопослушная компания вынужденно нарушает обязательства, потерпев убытки и потеряв средства из-за умышленных действий третьей стороны. Следовательно, подход к ней должен быть иной¸ чем к хозяйствующей структуре, совершившей мошеннические действия.

Президент РФ Владимир Путин заявил, что считает оптимальным внесение поправок в уголовное и уголовно-процесс уальное законодательство по экономическим преступлениям до конца текущей весенней сессии Госдумы ФС РФ.

23 марта 2016 года состоялась первая встреча, временные рамки проведения которой не могут охватить все актуальные проблемы бизнеса. Но есть уверенность, что проблемы бизнеса услышаны и будут решаться пошагово. Запланирована большая работа в рамках деятельности такой экспертной группы. В частности ТПП РФ предлагает обсудить на рабочей группе следующие изменения:

— законодательно закрепить, что проверки обоснованности и законности получения поддержки субъектами МСП должны осуществляться только с согласия органов Прокуратуры РФ и при участии представителей уполномоченного органа субъекта РФ, органа местного самоуправления, предоставивших указанную поддержку;

— установить, что решение о проведении внеплановой проверки субъекта МСП по заявлению гражданина (организации) принимается прокурорами (заместителями прокуроров) субъектов Российской Федерации по обращению прокуроров (заместителей прокуроров) городов, районов и иных территориальных прокуратур, если проверка в отношении одного субъекта МСП инициируется более 2 раз в течение одного календарного года;

— распространить действие норм о праве подсудимого на рассмотрение его уголовного дела судом присяжных также на уголовные дела о преступлениях, предусмотренных особо квалифицированными составами статей 159 — 159.6 УК РФ.
antikorrupcionnaja_hartijaПАСМИ: В 2012 году при участии правительства России представители российского бизнеса подписали Антикоррупционную хартию бизнеса. Можно ли подвести предварительные итоги о том, как повлияла принадлежность к хартии на имидж российских предпринимателей ?

— Подписанная большой четверкой бизнес-объединений Антикоррупционная хартия российского бизнеса рассматривается как одно из направлений выполнения Россией положений Конвенции ООН против коррупции.Государство поддерживает Антикоррупционную хартию российского бизнеса. Уже третий по счету Национальный план противодействия коррупции содержит положения о хартии (всего 4 таких плана).

Федеральный закон «О противодействии коррупции» вменил в обязанность всем организациям принимать меры по предупреждению коррупции. Законом установлено шесть мер, которые могут применяться организациями, но минимальный набор требований не установлен.

Хартия является неким антикоррупционным кодексом чести бизнеса и включает в себя 12 комплексных мероприятий, которые в добровольном порядке соблюдаются подписантами. Количество присоединившихся к Антикоррупционно й Хартии – гораздо больше. По линии Торгово-промышле нной палаты оно увеличилось с 342 предпринимателей в 2013 году до более 2 тысяч — в 2015 году.

Прирост участников хартии позволяет сделать вывод о распространении антикоррупционно го поведения в бизнес среде, что обусловлено не только российскими законодательными изменениями, но и международными антикоррупционны ми стандартами, предписывающими наличие адекватных антикоррупционны х процедур у партнеров.

Во многих крупных компаниях, работающих с зарубежными контраагентами, созданы антикоррупционны е подразделения, ввдена новая должность – комплаенс-менедж ер, разработаны и утверждены внутренние антикоррупционны е документы, на сайтах размещены вкладки, посвященные противодействию коррупции. Поэтому тенденции привлечения бизнеса к активному противостоянию коррупционным проявлениям «на лицо». Безусловно, вовлечение предпринимательс кого сообщества в антикоррупционну ю политику дает положительные результаты. В России по данным исследования всероссийского опроса ВЦИОМ зафиксировано снижение индекса распространеннос ти коррупции в 2015 году.

Тем не менее, мы уверены, что предстоит еще большая работа по расширению участия бизнеса в противодействии коррупции, выработки единых методик, стандартов в этом направлении.

ЧайкаПАСМИ: Между Торгово-промышленной палатой РФ и Генпрокуратурой заключено соглашение о сотрудничестве. Каким образом проходит реализация данного соглашения? Как вы взаимодействуете , например, по фактам незаконного уголовного преследования предпринимателей ?

— Эффективное многолетнее сотрудничество с Генеральной прокуратурой Российской Федерации в рамках подписанного Соглашения (09.06.2009 года) позволяет проводить совместную работу на федеральном и региональном уровнях, включая участие органов прокуратуры в работе общественных приемных и консультационных пунктов, открытых в торгово-промышленных палатах, где палаты выступают в качестве коммуникационных площадок. Соглашения о сотрудничестве с прокуратурами заключены сегодня около 100 территориальными и муниципальными палатами.

Подобные формы взаимодействия обеспечивают выработку эффективных антикоррупционных мер, мониторинг ситуации по защите прав и законных интересов предпринимателей , повышают эффективность и сокращают сроки рассмотрения спорных вопросов, способствуют разрешению возникающих конфликтов в досудебном порядке.

В 2014-2015 гг. наша Палата направила в органы прокуратуры более 50 обращения предпринимателей . На все из них получены конкретные ответы, в более чем половине случаев подтверждающие обоснованность обращений, что позволило принять конкретные меры по защите прав и законных интересов предпринимателей .

Примером может служить рассмотрение ТПП РФ, прокуратурой г. Москвы с участием Главного управления МЧС России по г. Москве обращения генерального директора ООО «Аквариус» Л.И. Муртазаевой, в связи с проведением органами МЧС внеплановых выездных проверок по контролю исполнения ранее выданных предписаний. В результате изучения этого вопроса, выводы проверок отменены, должностные лица, допустившие нарушения процедур надзорной деятельности, привлечены к дисциплинарной ответственности.

Другим примером может служить совместное рассмотрение обращения руководителя ООО «НПО Фирма Гарант» по вопросу защиты прав от неправомерных действий ФАУ «Главгосэксперти зы» и ФГБУ ГГО им. А.И. Воейкова Росгидромета, которые безосновательно приостановили использование программного комплекса по экологии.

В заявлении была изложена схема искусственных административных барьеров со стороны указанных ведомств, которые позволяли получать им денежные средства через дополнительную сертификацию, ссылаясь при этом на ведомственный нормативный акт советских времен, многие положения которого противоречили действующему законодательству .

В вопросах профилактики правонарушений и защиты прав предпринимателей Палата активно взаимодействует с МВД России, в том числе с Правительственной комиссией по профилактике правонарушений, которую возглавляет Министр внутренних дел Российской Федерации В.А.Колокольцев.

ПАСМИ: Хотелось бы затронуть тему антикоррупционного законодательства . Расскажите, пожалуйста, о том, каким образом Торгово-промышленная палата занимается разработкой законопроектов, наиболее значимых для бизнеса? Какие результаты достигнуты в данной области?

FS_300— Для организации взаимодействия с органами законодательной власти в ТПП России регулярно проводились встречи актива Палаты с руководством и депутатами Государственной Думы, руководством и членами Совета Федерации. Палата напрямую взаимодействует с комитетами Госдумы и Совета Федерации при сопровождении законопроектов. Представители ТПП России также входят в состав Правительственной комиссии по законопроектной деятельности и регулярно участвуют в ее заседаниях.

Ежегодно по системе Палаты рассылаются планы законотворческой деятельности Правительства РФ и Государственной Думы. По итогам получаемых предложений — можно образно выразиться, «сигналов от бизнеса» — ежегодно формировались и утверждались Планы законопроектной деятельности ТПП России на соответствующий год. Эти документы служили ориентиром для профильных комитетов Палаты, территориальных палат и иных членских организаций в их текущей законотворческой работе.

Всего за период работы Государственной Думы 6-ого созыва ТПП России (2012-2016 г.г.) подготовлено более 60 «собственных» законопроектов, которые были направлены в органы государственной власти. Палата провела экспертизу более 500 проектов федеральных законов и иных подзаконных актов, разработано более 100 пакетов поправок к проектам федеральных законов. В течение 2015 года ТПП России осуществляла сопровождение более 100 законопроектов и проектов иных правовых актов, затрагивающих интересы предпринимателей . В органы государственной власти направлено 97 экспертных заключений Палаты по законопроектам, внесено 23 пакета поправок к наиболее важным для бизнеса законопроектам.

Вот наиболее значимые результаты законопроектной деятельности Палаты:

— внесены изменения в Закон «О торгово-промышле нных палатах в Российской Федерации»;

— принятый в конце 2015 года Федеральный закон № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», вступающий в силу с 01.09.2016 года (обсуждено более 300 поправок к законопроектам);

— в 2015 году практическую реализацию получил ряд предложений Палаты по совершенствовани ю законодательства о налогах и сборах.

6 апреля 2015 года был подписан Федеральный закон № 84-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», концепция которого была разработана Палатой и включена в дорожную карту «Совершенствован ие налогового администрировани я». Закон, в частности, предусматривает снятие ограничения на применение упрощенной системы налогообложения для организаций, имеющих представительств а. Данная поправка позволит расширить географию малого и среднего бизнеса.

— в Госдуму 30 марта 2016 года внесен разработанный ТПП России законопроект № 1031837-6 «О внесении дополнений в статью 55 Налогового кодекса Российской Федерации» (в части распространения на индивидуальных предпринимателей порядка, согласно которому они не обязаны сдавать годовую отчетность в случае, если они были зарегистрированы в декабре — указанный срок прибавляется к следующему отчетному периоду).

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале