«Камчатавтодор» спасут от банкротства
25 марта в Министерстве экономического развития РФ пройдет встреча с представителями ОАО «Камчатавтодор», Росимущества, Россельхозбанка и других заинтересованных лиц. Руководство крупнейшей компании расскажет министру Алексею Улюкаеву о намеренном банкротстве предприятия и предложит варианты финансового оздоровления предприятия.
Сигнал SOS подается наверх
Сотрудники ОАО «Камчатавтодор» направили в Росимущество, которое осуществляет полномочия акционера, обращение с просьбой спасти крупнейшее дорожное предприятие края от банкротства. Ранее на предприятии трудилось 380 сотрудников, из-за сложных финансовых условий большая часть из них попала под сокращение. В случае ликвидации предприятия без работы останется еще 120 человек. При этом как для Камчатского края, так и для административного центра Мильково предприятие является краеобразующим. Руководство предприятия приняло решение обратиться в Минэкономразвития, о чем сообщил председатель Совета директоров ОАО «Камчатавтодор», доцент кафедры «Корпоративное управление» Финансового университета при Правительстве РФ Константин Поздняков.
«В мой адрес поступило письмо, подписанное 54 сотрудниками «Камчатавтодора», в котором говорится, что правоохранительные органы проводят формальные проверки деятельности предыдущего руководства, а возбужденные дела не передаются в суд. Несмотря на все усилия коллектива и совета директоров процесс банкротства предприятия продолжается», — отметил Поздняков.
Обращения от председателя совета директоров ОАО «Камчатавтодор» были направлены зампреду Государственной Думы Сергею Железняку, который, в свою очередь, направил депутатские запросы Генеральному прокурору, Министру Экономического развития и руководителю Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
По словам Позднякова, проблемы у некогда прибыльного предприятия начались в 2012 году, когда его реорганизовали из ФГУП в ОАО. Руководство предприятия получило право распоряжаться имуществом «Камчатавтодора». После этого бывшие руководители предприятия стали подводить предприятие к намеренному банкротству. Сейчас, по мнению Константина Позднякова, «Камчатавтодор» от ликвидации может спасти только вмешательство государства в лице Минэкономразвития.
«Мы надеемся на мировое соглашение с банком. Кроме того, мы хотим, чтобы Росимущество более ответственно подходило к делу», — отметил Поздняков.
Он надеется, что по результатам встречи будет выработана совместная позиция о поддержке предприятия, в том числе со стороны Россельхозбанка, который также, как «Камчатавтодор», является государственным предприятием.
«Мы рассчитываем на предоставление рассрочки по выплате налоговой задолженности, штрафов и пеней. Задолженность составляет 50 млн рублей. В хищении этой суммы Следственный комитет РФ подозревает бывшего генерального директора предприятия Владимира Уштыкова. Это разные карманы, украл конкретный человек, а возвращать должно предприятие», — рассказал Константин Поздняков.
Возбуждены уголовные дела
По информации пресс-службы СКР по Камчатскому краю, в феврале 2016 года против бывшего директора «Камчатавтодор» было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 199.1 УК РФ («Неисполнение обязанностей налогового агента в особо крупном размере»).
«По версии следствия, с января 2013 года по декабрь 2014 года директор ОАО «Камчатавтодор», основным видом деятельности которого является эксплуатация автомобильных дорог общего пользования, в личных интересах не перечислил в федеральный бюджет налог на доходы физических лиц – работников ОАО «Камчатавтодор» в общей сумме не менее 50 млн рублей. Денежные средства в бюджет не возвращены до настоящего времени», — говорится в пресс-релизе СКР по краю.
Константин Поздняков отметил, что после материала ПАСМИ состоялся его визит к министру МВД РФ Владимиру Колокольцеву. Это дало толчок — против бывшего руководства предприятия начали возбуждать уголовные дела.
Арбитражный управляющий ОАО «Камчатавтодор» Евгений Лисик, который совместно с председателем и членами совета директоров работает над спасением краеообразующей компании, считает, что крупнейшее дорожное предприятие Камчатского края банкротят намеренно, для того, чтобы завладеть его имуществом. Управляющий отмечает крайнюю заинтересованность кредиторов именно в банкротстве предприятия, а не в выводе его из кризиса, в который, по мнению Лисика, его искусственно затянули бывшие руководители: Владимир Уштыков, Андрей Самохвалов и Александр Ефимов.
«Прослеживается искусственное завышение кредиторской задолженности. Видно, что они готовили эту задолженность искусственно, раздували ее. И на сегодняшний день собирают большинство голосов с целью банкротства предприятия и его ликвидации для вывода активов», — рассказал Евгений Лисик.
По его словам, он, как арбитражный управляющий, предлагает несколько вариантов финансового оздоровления, чтобы избежать процедуры банкротства и сохранить предприятие. Например, предлагается введение внешнего управления на «Камчатавтодоре». В таком случае государство должно обеспечить предприятие контрактами, то есть работой. Еще один вариант — государство помогает предприятию, увеличивая уставной капитал, и в случае выхода из процедуры банкротства Россельхозбанк предоставляет кредит, из средств которого предприятие рассчитывается с кредиторами. В таком случае они должны пойти на мировое соглашение с руководством «Камчатавтодора».
«Центробанк ввел запрет на выдачу кредита предприятию, находящемуся в процедуре банкротства. Поэтому пока мы не выйдем из стадии банкротства, мы его не получим. В любом случае без поддержки государства мы не выйдем из кризиса. Я составил три варианта мирового соглашения», — сообщил Лисик.
Шансы на спасение есть
Один из вариантов, который предлагается кредиторам, — это предоставление непрофильных активов в долгосрочную аренду в счет удовлетворения требований по погашению задолженности. Второй — это отсрочка платежа. По словам Лисика, возможно и отчуждение непрофильных активов, которые тянут за собой неподъемные для предприятия в данной ситуации обязательства: налог на имущество, транспортные налоги. Среди примеров непрофильных активов арбитражный управляющий называет административное здание «Камчатавтодора» в центре Петропавловска-Камчатского. Руководство предприятия оттуда съехало, сейчас Росимущество сдает это здание частично в аренду.
«Это здание дорогостоящее. Оно не применяется напрямую в производстве, дорожное предприятие без него обойдется. Если это будет внешнее управление — здание продать. Я предлагаю разные варианты. Может быть уступить кредиторам здание в погашение требований, может быть передать в залог», — размышляет Евгений Лисик.
По его словам, сейчас у предприятия нет других вариантов расплатиться с кредиторами, мало того, и через год вряд ли получится это сделать. Есть предложение передать непрофильные активы кредиторам в залог на 10 лет. По словам Лисика, вариантов выхода из кризиса масса, если действительно поставить цель сохранить предприятие, а не развалить его.
«Я вижу, что кредиторы меня не слышат и хотят только одного: введения процедуры банкротства. Отсюда делаю выводы, что среди них есть желающие завладеть активами. Не только здания кредиторов интересует, но и дорожная техника», — отметил Лисик.
По его словам, среди кредиторов числится компания «Старкам-Авто», которая занимается дорожным строительством. Арбитражный управляющий считает, что руководитель компании Александр Зинин может быть заинтересован в покупке дорожной техники по цене в разы ниже рыночной, поэтому и настаивает на банкротстве государственного предприятия. Кстати, в компании «Старкам-Авто» сейчас работает бывший директор предприятия Владимир Уштыков, находящийся под следствием из-за неуплаты налогов.
Однако самым крупным кредитором «Камчатавтодора» является ООО «Брамс-ойл». Именно эта фирма настаивает на скорейшем закрытии предприятия и категорически отказывается рассматривать любые варианты по его сохранению.
«Я поднял выписку «Брамс-ойла». Они вообще не дорожники. Я сначала не понял, зачем им это все нужно. Но когда я увидел, что единственным учредителем является сын Зинина, то мне все стало ясно», — рассказал Евгений Лисик.
Компания «Брамс-ойл» уже выиграла дело в суде о взыскании с «Камчавтодора» задолженности. Однако Лисику непонятно, откуда взялось столько долгов у предприятия.
«Например, непонятно, откуда взялось столько топлива, на тот период времени такое количество не нужно было, его бы предприятие просто не освоило. Мне видно, что это «нарисованы картины». Видно, что серьезно готовились. Все четко по бухгалтерии проходит», — рассказал Евгений Лисик.
Арбитражный управляющий обращался в правоохранительные органы с целью проверки законности требований кредиторов. Там ответили, что все бухгалтерские документы подтверждают долги предприятия. Оснований для возбуждения уголовного дела нет.
Теперь спасти предприятие от банкротства могут только на федеральном уровне. Выход «Камчатавтодора» из кризиса станет примером для десятков компании, оказавшихся сейчас в подобной ситуации.
Анна Грицевич
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале