Прокуратура пропустила нарушения в деле новосибирского девелопера
Громкое дело о мошенничестве передано в суд в рекордные сроки, за один день прокуратура утвердила обвинительное заключение. Главный фигурант, новосибирский девелопер Евгений Грибов одну за другой пишет жалобы на действия следователей, в которых отражены ложные доводы следствия. Однако жалобы эти отклоняют не глядя.
Невероятные сроки
Предварительное слушание по делу состоится уже 3 марта в Центральном районном суде города Новосибирска. Евгений Грибов обвиняется в мошенничестве в особо крупном размере, а это значит, что девелоперу грозит до 10 лет лишения свободы. Но, несмотря на большой объем и запутанность дела, свой путь от следственного отдела МВД до суда оно прошло всего за один день! То есть на то, чтобы изучить и подписать обвинительное заключение из нескольких десятков страниц заместителю прокурора Новосибирской области Андрею Турбину потребовалось всего лишь несколько часов.
С чего все началось
Борьба за корпус 2 «Г» на улице Планетная 30, где сейчас располагается офис «Мегафона» в Новосибирске, идет уже больше трех лет. Непрофильный актив ОАО «Электроагрегат» продало двум компаниям – ЗАО «Новоград Истейт» и ЗАО НПО «Электропривод» — еще летом 2012 года. Сделка состоялась при участии двух физических лиц: Анатолия Цоя и Романа Редько, привлеченных через ООО «Национальное сохранение бизнеса» председателем совета директоров ОАО «Электроагрегат» Александром Одинцом. Именно им и была передана кругленькая сумма в 100 миллионов рублей. Но на расчетный счет компании эти деньги так и не поступили. По факту произошедшего было возбуждено уголовное дело. Только не в отношении Цоя и Редько, а в отношении Евгения Грибова — директора группы компаний «Новоград».
Уголовная матрешка
Одним из самых вопиющих фактов, бросающихся в глаза даже не осведомленному в юридических тонкостях человеку, является «уголовная матрёшка» в материалах дела. В описании состава преступления, в котором обвиняется Грибов, содержится состав преступления других лиц, а именно двух покупателей — Романа Редько и Анатолия Цоя. В материалах дела указано, что покупку корпуса 2 «Г» осуществляли именно эти физические лица, а, следовательно, они и должны были внести в кассу ОАО «Электроагрегат» 100 миллионов рублей. Но следователь по каким-то причинам не выделяет этот факт в отдельное делопроизводство, а попросту его игнорирует. Не замечает старший следователь СЧ ГСУ ГУ МВД России по Новосибирской области Евгения Бузникова и того, что Грибов ранее судим не был, а «невиновные», наоборот, на скамье подсудимых побывали. Так, Редько и Цой в ноябре прошлого года были осуждены за незаконную банковскую деятельность, совершенную группой лиц, а главный оппонент девелопера — председатель совета директоров ОАО «Электроагрегат» Александр Одинец проходит обвиняемым по делу о мошенничестве в особо крупном размере.
Преюдиция не в счет
С момента предъявления обвинения Грибову его защита более 20 раз подавала ходатайства о приобщении к уголовному делу решений арбитражных судов. Но вернемся немного назад. Дело в том, что Евгений Грибов уже не впервые подвергается преследованию. Только за 2013 год в отношении девелопера были трижды возбуждены уголовные дела. И все про тот же злосчастный корпус 2 «Г». Но каждый раз дела закрывались за отсутствием состава преступления. Тем временем атака на бизнесмена шла и в арбитражном суде Новосибирской области. Целых пять раз госпожа Ляхова — один из мажоритарных акционеров ОАО «Электроагрегат» и по совместительству сестра жены главы совета директоров предприятия Александра Одинца, подавала иск о возмещении причиненного ей ущерба и возвращении в собственность завода непрофильного актива в виде здания на улице Планетной. Но суд оставался непреклонен.
Из постановления седьмого арбитражного апелляционного суда:
«В удовлетворении исковых требований открытого акционерного общества «Элекстроагрегат» об истребовании имущества из чужого незаконного владения отказать».
Следователь Евгения Бузникова, конечно, осознавая преюдицию арбитража, дополняет его решениями материалы дела. Но метод, который представительница правоохранительных органов выбирает для этого, вызывает неподдельное удивление.
Из материалов дела:
«В подтверждение своей невиновности Грибов ссылается в большей степени на имеющиеся документы, оформленные в связи с заключением сделок купли-продажи недвижимого имущества ОАО «Электроагрегат», а также на решения арбитражных судов. Выводы, сделанные Грибовым, являются его субъективным мнением, которое с имеющимися в материалах уголовного дела доказательствами не согласуется».
Таким образом, следующие выдержки из постановления седьмого арбитражного апелляционного суда Бузниковой, по-видимому, либо не знакомы, либо не интересны.
Из постановления седьмого арбитражного апелляционного суда:
«Что касается выводов об организующей роли бывшего акционера ОАО «Электроагрегат» Евгения Грибова в совершении всех сделок, то они надуманны и не подтверждены документально. …Все доводы истца в отношении Грибова относятся к разряду подозрений, а не фактических данных, которые только и могут быть положены в основу судебного акта».
Кроме того, по версии следствия, члены правления ОАО «Электроагрегат», находясь под воздействием обмана, считали, что Евгений Грибов произведет оплату за приобретенное недвижимое имущество, и единогласно проголосовали за продажу объекта гражданам Редько и Цою. Также Грибов якобы убедил руководство компании оформить договор купли-продажи до получения оплаты. Но сам бизнесмен говорит о том, что никогда не видел ни одного из членов правления, на этот факт ссылается и арбитражный суд.
Из постановления седьмого арбитражного апелляционного суда:
«Между тем, на момент принятия обществом решения об освобождении от непрофильных активов Грибов акционером общества не был, в состав правления, принимавшего решение об одобрении договоров, он не входил, с Цоем и Редько не знаком, на что покупатели неоднократно указывали, стороной по первоначальной и последующей сделке, не является….Данное имущество выбыло из обладания и собственности истца по действительным гражданско-правовым сделкам и по его воле».
Удивительная бухгалтерия
Еще одна нестыковка в заключении Евгении Бузниковой касается расчетов суммы украденного в обвинении Грибова. Следователь установила, что Редько и Цой отдали аванс за корпус 2 «Г» в размере 25 миллионов рублей. Однако в конце обвинительного заключения она же пишет, что эксперты оценили этот объект в 111 миллионов рублей. И делает вывод: значит, Грибов своими действиями совершил преступление, предусмотренное статьей 159, и причинил материальный ущерб заводу на сумму в 111 миллионов. Куда испарился ранее внесенный аванс, остается тайной. Но это лишь погрешность расчетов. Настоящая бухгалтерия начинается дальше.
Подписанный проект документа
Из материалов дела:
«Относительно соглашения об отступном, якобы заключенном между ОАО «Электроагрегат» и Романом Редько и Анатолием Цоем в качестве осуществления расчета за недвижимое имущество ОАО «Электроагрегат», из показаний Редько и Цоя следует, что данное соглашение между ними не заключалось, а подписывалось ими в качестве проекта, рабочего варианта при оформлении сделок купли-продажи».
То есть документ, на котором стоят печати, подписи, которому присвоен номер и прописаны все необходимые данные, на самом деле документом не является. Это проект. Поэтому такие, явно не сведущие в законодательстве и уж точно ничего не знающие про операции с деньгами (судя по их приговорам) граждане, как Редько и Цой, спокойно его подписали, совершенно не задумываясь о последствиях.
Тем временем
Пока руководство ОАО «Электроагрегат» ведет войну с Евгением Грибовым, само предприятие приходит в упадок. Машиностроительный завод — разработчик и производитель систем электроснабжения, электроустановок и дизельных электроагрегатов сейчас «живет» в основном на деньги от сдаваемых в аренду помещений. Коллектив, когда-то насчитывающий более 7500 человек, сокращен до 200. Предприятие раз за разом срывает госконтракты, а его бюджет все время находится на грани банкротства.
По мнению Евгения Грибова, уголовное преследование в отношении него, это способ «надавить». Девелопер является генеральным директором ГК «Новоград», которая сейчас выступает главным застройщиком шестимиллиардного проекта комплекса «Снежная миля», а также многих других зданий на территории Новосибирска. Многочисленные шероховатости в материалах дела свидетельствуют либо о низкой квалификации следователей, либо о коррупционной составляющей. На данный момент Евгений Грибов готовит ходатайство о возвращении уголовного дела в прокуратуру. Быть может, в этот раз руководство ведомства уделит этому вопросу больше времени и внимания.
Екатерина Степанова
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале