Как глава Росалкоголя сотрудника ФСБ задержал
Святая святых, отвечающее за безопасность в самой ФСБ России Управление собственной безопасности ФСБ, по видимости, стало ошибаться. Так 6-я служба УСБ ФСБ без достаточных доказательств задержала собственного сотрудника центрального аппарата ФСБ России, который ответственно исполнял обязанности и выявлял серьезные коррупционные схемы. Журналистское расследование ПАСМИ о том, как легко убрать слишком активного сотрудника органов безопасности, читайте подробности.
Коррупция в отрасли. Что узнал президент?
Главой РАР Игорем Чуяном органы госбезопасности заинтересовались еще три года назад. Интерес к одной из самых прибыльных отраслей российской экономики был неслучайным, так как должных поступлений в бюджет страны не было. Зато убытки, рост объемов нелегального алкоголя, коррупционные схемы с акцизными марками и лицензиями стали поглощать алкогольную отрасль. Уже к осени 2014 года куратор РАР от ФСБ, оперативный сотрудник Игорь Коробицин собрал для направления в СК РФ и возбуждения уголовных дел материалы о правонарушениях в ведомстве Игоря Чуяна. Материалы в отношении высокопоставленных лиц всегда предварительно докладываются президенту. Так несколько докладных записок о том, как коррупция процветает в отрасли и какой ущерб наносится Российской Федерации от деятельности Игоря Чуяна, легли на стол Владимиру Путину. По словам источника ПАСМИ, президент поручил Бортникову и Бастрыкину принять решение в соответствии с законом.
Ситуация обострилась после скандала с избиением Игорем Чуяном своего подчиненного . По словам избитого Ашота Тирабяна, Чуян ударил своего сотрудника за отказ выполнить незаконное распоряжение о прекращении проверки винзавода «Северский». После этого случая, по словам источника ПАСМИ, даже братья Ротенберги отказались выручать своего ставленника. Игорь Петрович вынужден был в одиночку решать свои проблемы. Этот инцидент «замяли», но со скрипом. Полиция сначала возбудила дело, но нашелся прокурор, отменивший постановление о возбуждении. Один вопрос решен, а что делать с материалами ФСБ?
Кто собрался выручать Игоря Чуяна
В офисе Росспиртпрома, где Чуян проводит большую часть своего рабочего времени, тем временем шел активный мозговой штурм, главным участником которого был Александр Шаркевич, так называемый эксперт по безопасности Игоря Чуяна, ранее судимый за взятку бывший сотрудник Департамента по борьбе с оргпреступностью. Вместе с консультантами Чуян принимает гениальное по своей сути решение: берет на работу племянника директора ФСБ Александра Бортникова – Дмитрия Бортникова. В конце 2014 года он становится помощником руководителя РАР. Над каким планом трудились помощники? Какая идея была призвана сохранить и должность, и спокойствие Игоря Чуяна?
Дальнейшее развитие событий заставляет задуматься о тщательной и хорошо спланированной провокации в отношении сотрудника ФСБ и всей службы в целом.
А в это время где-то на Лубянке
К оперу ФСБ Игорю Коробицину обращается коллега Михаил Буриков, сотрудник аналитического подразделения ФСБ, и предлагает ему встретиться с одним своим знакомым — бывшим сотрудником ФСБ Максимом Цукановым (как выяснили журналисты ПАСМИ, экс-сослуживец был ранее судим за дачу взятки). Цуканов, по словам Бурикова, обладает интересной информацией о махинациях в РАРе. На одной из встреч Цуканов сообщает, что его знакомый Александр Шаркевич (тот самый советник Чуяна) хочет организовать встречу Коробицина и Чуяна, чтобы наладить с оперативником контакт. Оперативнику ФСБ возможная встреча главы ведомства и простого опера показалась странной, и он отказался от предложения, доложив обо всем своему руководству.
В декабре 2014 года Коробицин уходит в отпуск, откуда уже на второй день отправляется на длительный больничный – порвал связки, катаясь на лыжах. Но это не единственная неудача, постигшая Игоря Коробицина.
Роковая встреча, или как задерживает 6-я служба УСБ ФСБ
В день задержания, 10 февраля 2015 года, Коробицин отправился в поликлинику для продления больничного. В это время ему звонит коллега Михаил Буриков и спрашивает, можно ли подъехать. Михаил приезжает вместе с уже известным нам Максимом Цукановым, Цуканов вновь уговаривает Коробицина встретиться с Чуяном, и Коробицин вновь отвечает отказом. Через пару часов, когда Коробицин уже возвращался домой, ему вновь позвонил коллега Буриков и сообщил, что подъедет Цуканов. На этот раз Цуканову все же удалось убедить Игоря встретиться с Чуяном. В этой встрече нет ничего страшного, убеждал Цуканов, просто разговор…
Подъехав к кафе «Чайхона» рядом с Росспиртпромом, Цуканов вышел из автомобиля и через некоторое время вернулся с главой РАР. Игорь Коробицин незаметно включил на телефоне диктофон, чтобы сделать запись предстоящего разговора. Чуян сел рядом с сотрудником ФСБ, началась беседа. На записи нет ни одного намека на деньги, а тем более дачу взятки и вымогательство. Пятидесятиминутный разговор идет о взаимодействии РАР и ФСБ, причем сугубо в правовом поле.
Во время беседы Коробицин спрашивает, есть ли возможность снабдить один завод акцизными марками. Таким образом сотрудник ФСБ проверял реакцию Чуяна на подобное предложение, это нормальная практика правоохранителей — проверять в ходе контакта намерения собеседника, тем более подозреваемого в незаконной деятельности с акцизными марками.
Странно, но Игорь Чуян в ходе беседы несколько раз намекал Коробицину о том, что нужно сделать, чтобы «конкретно взаимодействовать и быть в одной лодке» и получал четкие ответы, что нужно наводить порядок в отрасли.
Также удивляет просьба главы РАР не докладывать об этой встрече руководству Коробицина. В итоге собеседники договорились продолжить общение, но уже в кабинетах, а не в автомобиле. Чуян вышел из машины, а Коробицин остался ждать Цуканова. Где был Цуканов, не известно, но через 20 минут неожиданно приехал коллега Михаил Буриков, и Коробицин и Буриков пошли перекусить в кафе.
Через некоторое время Коробицину позвонил сотрудник шестой службы УСБ ФСБ и попросил подойти к зданию Росспиртпрома для беседы. Коробицин направился на встречу, при выходе из «Чайхоны» он встретил Максима Цуканова. Когда Коробицин прибыл на место, его задержали и обвинили в требовании с главы Росалкогольрегулирования денежных средств в размере 800 000 долларов США.
Как утверждает источник ПАСМИ, в то время, как Коробицин разговаривал с Чуяном, Цуканов встретился с Алексеем Котовым, бывшим сотрудником второй службы ФСБ России. Котов был назначен замначальника отдела правового управления РАР. Котов при встрече предлагал деньги Цуканову, но он отказался от денег и уехал. Цуканов уехал, не взяв деньги, а после вернулся на то же место по звонку сотрудников УСБ ФСБ. То ли понял, что прятаться бесполезно, то ли надеялся, что ему ничего не грозит, так как денег он не брал. Гадать можно бесконечно, но факт остается фактом: дача взятки не состоялась.
Цуканов был задержан в этот же день вместе с Коробициным. Им предъявлено обвинение в покушении на мошенничество.
Отсутствие логики и доказательств не смущает ни следствие, ни суд
Источники ПАСМИ утверждают, что эта история, на самом деле, хорошо спланированная комбинация со стороны явно заинтересованных лиц, а именно, Игоря Чуяна, его подчиненных: Котова и советника Шаркевича. Предположительно, сотрудника ФСБ Бурикова использовали, что называется, «втемную», чтобы приблизиться к Игорю Коробицину. А Максим Цуканов мог действительно иметь мошеннический умысел либо сознательно участвовать в комбинации, ведь Котов и Цуканов бывшие сослуживцы. Также Дмитрия Бортникова и сотрудников 6 службы УСБ ФСБ могли ввести в заблуждение.
Версию о возможной провокации подтверждают несколько обстоятельств. Первое, получается, что куратор ФСБ перед вымогательством денег у высокопоставленного и влиятельного фигуранта подготовил материалы для руководства ФСБ, а те, в свою очередь, довели докладную записку о злоупотреблениях в отрасли президенту Владимиру Путину. И, не дождавшись решения руководителей, принятого по материалам, сотрудник ФСБ стал вымогать деньги. В таком случае варианта два: или Коробицин сумасшедший, или руководство ФСБ тоже ждало денег. Второе обстоятельство, непонятно также, зачем Игорь включил диктофон и полностью фиксировал встречу с Чуяном, а кроме этого сообщил ему, что доложит о встрече руководству, если собирался на этой встрече вымогать деньги.
По версии следствия, Коробицин не должен был встречаться с Чуяном, находясь на больничном. Но давайте обратимся к реальности: опера работают и после 18.00 и даже 23.00, и в выходные, и в праздники, и в отпусках, и на больничных.
Интересны и процессуальные нарушения по делу, сотрудник ФСБ является военнослужащим, дела в отношении сотрудников ФСБ — подследственность Военного следственного управления СК РФ, а не гражданского СК РФ, еще и в регионе. Серьезное процессуальное нарушение, но почему закон не соблюдается, а, может, на ГСУ СК РФ по городу Москве легче воздействовать?
Почему у Коробицина забрали мобильный телефон, но не оформили при задержании? Позднее этот телефон обнаружили при обыске в квартире Коробицина, куда Игорь после встречи с Чуяном уже не возвращался. Как мог телефон появиться в квартире, если его не подбросили? Кстати, сейчас проходит служебная проверка в УСБ ФСБ по данному факту.
Удивляет позиция ГСУ СК РФ по Москве. Не имея никаких объективных доказательств причастности сотрудника ФСБ Игоря Коробицина, кроме показаний заинтересованных лиц, следователи уже полгода держат его в СИЗО, а судьи Пресненского районного суда Александр Шипиков и Дмитрий Долгополов продляют этот срок. Судьи Александр Шипиков и Дмитрий Долгополов тоже поддались давлению? Или у них нет времени исследовать материалы? А, может, действительно, были веские основания, кроме рапорта оперативника УСБ?
Действительно ли Коробицин может скрыться? У него неработающая жена, двухлетний ребенок, родители-пенсионеры и квартира в военной ипотеке, выплаты по которой отчислялись из зарплаты Коробицина. Вот уже полгода копится долг семьи Коробициных, за который они могут поплатиться своей двушкой в Красногорске – единственным жильем. Может, имея опыт оперативной работы, Коробицин может оказать давление на фигурантов дела? На кого? На окруженного кортежем охраны Игоря Петровича Чуяна? Как сообщил ПАСМИ источник, приближенный к следствию, Коробицин не причастен к преступлению, его просто удерживают по команде сверху.
Чуян смог обмануть ФСБ?
Удивляет позиция руководства ФСБ. Директору ФСБ Александру Бортникову докладывали о том, что в алкогольной отрасли процветает коррупция, и ко многим нарушениям причастен глава РАР Игорь Чуян. Бортников, в свою очередь, докладывал об этом президенту. Также Бортникова информировали о том, что фигурант Игорь Чуян и его ближайшее окружение дискредитируют ФСБ в целом и лично руководителя тем, что в разговорах с коллегами и внешней средой используют имя племянника директора ФСБ. УСБ ФСБ не могло задерживать оперативника центрального аппарата ФСБ без согласования с директором. Почему, владея такой разносторонней информацией, руководство ФСБ не смогло разобраться и принять взвешенное решение, допустив дискредитацию службы и парализацию работы по линии РАР? Получается, что ранее судимые сотрудники и подозреваемые в коррупции фигуранты могут легко обвести уже и ФСБ?
Андрей Рязанов
Читайте также:
Куратор РАР от ФСБ останется в СИЗО еще на три месяца
Задержан куратор Росалкогольрегулирования от ФСБ
Антигосударственный курс государственной компании РАР
Теневые миллиарды Росалкогольрегулирования и десятки тысяч смертей
Безопасности Игоря Чуяна позавидуют генералы ФСБ
Зачем главе Росалкогольрегулирования Игорю Чуяну скрывать избиение подчиненного?
Московская полиция покрывает главу Росалкогольрегулирования Игоря Чуяна?
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале