Разорившийся бизнесмен или мошенник?
ПАСМИ уже публиковало уникальную аудиозапись, на которой следователь и адвокат заставляют обвиняемого сознаться в преступлении, после чего сами же подтверждают, что состава преступления нет. Умысла на совершение преступления у предпринимателя, по его словам, также не было, а ущерб пострадавшим он по мере возможности выплачивает. Несмотря на это, обвинение настаивает на виновности Абишева и просит для бизнесмена реального лишения свободы.
Напомним, предприниматель Каир Абишев занимался оптово-розничной продажей кухонной мебели, имел торговые площади в нескольких крупных торговых центрах Москвы и Люберец. До 2012 года, дела у его компании «Арлета М» шли неплохо, он без заминок и проволочек поставил мебель 230 клиентам. Но потом в бизнесе возникли проблемы и Абишев не смог вовремя исполнить обязательства перед клиентами. Пожар на мебельной фабрике, удержание товара на складе, арест банковского счета — все это привело Абишева к долгам, цепочка несчастливых случайностей фактически разорила его бизнес. Но, следователь Следственного управления МУ МВД «Люберецкое» Сергей Маркелов не посчитал эти обстоятельства форс-мажорными и усмотрел в действиях предпринимателя преступный умысел.
Ущерб остается спорным
Версию следствия в суде полностью поддерживает старший помощник люберецкого городского прокурора Н. Белова. На протяжении всех судебных заседаний, по мнению защитника Каира Абишева Жанны Османовой, государственный обвинитель не скрывает того, что полностью разделяет мнение следователя. Обвинение уверено: Абишев не собирался исполнять условия договора и деньги клиентов использовал по своему усмотрению.
— Как следует из обвинительного заключения и постановления о привлечении Абишева в качестве обвиняемого, следователь Маркелов усматривает признаки мошенничества (обмана и злоупотребления доверия) в том, что Абишев якобы скрыл от клиентов ООО «Арлета М» истинное финансовое положение общества и наличие долгов перед контрагентами, — говорит Жанна Аскаровна.
Но эти суждения, по мнению защиты, необоснованны и поверхностны. Ведь до определенного момента деятельность общества не была убыточной, платились налоги в казну. За два года работы «Арлета М» поставила кухни 230 клиентам. И только перед девятью компания не смогла своевременного исполнить обязательства.
В свою защиту Абишев также приводит тот факт, что он по сей день возмещает ущерб потерпевшим. На момент возбуждения уголовного дела ущерб оценили в 3 млн рублей, при этом следствием не принималось во внимание, что Каир уже вернул покупателям значительную часть денег.
На момент уголовного дела Каир Абишев вернул покупателям, отказавшимся от своих заказов 195 тысяч рублей. Остальным клиентам, которые согласились подождать, мебель была поставлена. На сегодняшний день предприниматель должен своим клиентам 1 165 252 рубля.
— Большая часть потерпевших получила свои заказы еще до возбуждения дела, — отмечает Абишев. — Несмотря на это, следователь усмотрел в гражданско-правовом споре между покупателями и обществом признаки мошенничества.
Тем не менее Каира Абишева судят как преступника. А ведь на его месте мог бы оказаться любой предприниматель, попавший в сложную ситуацию. И если каждого бизнесмена, задолжавшего своим клиентам или партнерам хотя бы миллион, сажать в тюрьму, то работать на рынке товаров и услуг станет некому.
Казнить, нельзя помиловать
Во время судебных заседаний старший помощник прокурора Белова не раз говорила о том, что намерена просить для предпринимателя реального лишения свободы.
Даже во время допроса потерпевших представитель обвинения задает один и тот же вопрос: «Хотите ли вы, чтобы наказание было связано с реальным лишением свободы?» Чаще всего представитель прокуратуры получает положительный ответ.
Так на очередном судебном заседании, состоявшемся 23 июня, один из потерпевших заявил, что наказать Абишева нужно по всей строгости закона, а именно лишить его свободы.
В ноябре 2013 года это клиент заказал кухонный гарнитур стоимостью 705 тысяч рублей, но по истечению предусмотренного договором срока свою кухню так и не получил. По его словам, Абишев водил его за нос, говоря о том, что проблему он вскоре решит, и клиент получит мебель. Но ни денег, ни мебели клиент так и не увидел. В результате покупатель договорился с производителем и приобрел кухню за собственные средства по себестоимости. На директора «Арлета М» он подал гражданский иск. В результате было заключено мировое соглашение. Но до сих пор клиент получил от Абишева только 101 тысячу рублей, 605 тысяч рублей предприниматель должен по сей день.
Каир Абишев не отрицает, что остался должен практически всем потерпевшим по вменяемым ему девяти эпизодам. По мере возможности он рассчитывается с долгами. С некоторыми клиентами Абишев рассчитался образцами мебели. Так одной из клиенток он отдал пять кухонных гарнитуров из выставочных образцов. Тем не менее на суде женщина настаивает на том, чтобы предпринимателя отправили в тюрьму. Свою позицию недовольная клиентка обосновывала тем, что бизнесмен – мошенник и к тому же «гость» в ее стране.
Подобная позиция потерпевших никак не сможет ускорить возмещение ущерба. Ведь, находясь в заключении, Каир Абишев не продолжит свою деятельность, а, следовательно, возмещать ущерб из средств, заработанных на зоне, ему придется очень долго. На свободе он еще имеет шанс наладить бизнес и рассчитаться с долгами.
Как следователь и защитник «раскручивали» бизнесмена
По мнению защитника Каира Абишева, ее доверителя нельзя назвать мошенником, он скорее не очень удачливый предприниматель, а значит, вопрос с покупателями необходимо решать в гражданско-правовом порядке.
С тем, что речь идет о гражданско-правовом споре, отчасти согласны и сотрудники следственных органов.
ПАСМИ уже писало о том, как следователи и государственный защитник Юсуф Кельбиханов пытались склонить Абишева к признательным показаниям, признавая при этом, что дело гражданское. В марте этого года следователь Маркелов пригласил Абишева на допрос в качестве свидетеля. Но неожиданно для предпринимателя следствие поменяло ему статус в тот же день, и он стал подозреваемым. При этом Маркелов, судя по распечатке диктофонной записи, оказавшейся в распоряжении редакции, обещает Абишеву переквалифицировать статью (изначально речь шла о статье 160 УК РФ — присвоение и растрата) на предпринимательскую (статья 159.4 УК РФ — мошенничество в сфере предпринимательской деятельности). Признаться в преступлении Абишеву предлагает и адвокат Юсуф Кельбиханов, приглашенный следователем. Адвокат обещает подзащитному, что как только он подпишет признание, то сразу пойдет домой к детям.
Чтобы убедить предпринимателя в необходимости признательных показаний следователь задержал Абишева на 48 часов, чтобы тот подумал.
В итоге Сергей Маркелов так и не переквалифицировал статью, и, направляя дело в прокуратуру, в обвинительном заключении указал основную мошенническую статью (часть 4 статьи 159 УК РФ – мошенничество в особо крупном размере).
Стоит напомнить, пока следователи СУ МВД «Люберецкое» занимались делом «опасного мошенника» Каира Абишева, начальника отдела Следственного управления МУ МВД «Люберецкое» брал взятки за переквалификацию уголовных дел.
— О каком объективном расследовании может идти речь, если следователь путем давления добивается нужных ему показаний, а его начальник берет взятки за переквалификацию дела, — задаются вопросом родственники Каира Абишева.
До вынесения приговора Каиру Абишеву остается совсем немного, 1 июля в Люберецком городском суде состоятся прения сторон по делу предпринимателя. Каир и члены его семьи, супруга и четверо несовершеннолетних детей надеются, что суд будет объективным и беспристрастным, а бизнесмен останется на свободе и сможет расплатиться с долгами и доказать, что обманывать своих клиентов он не собирался.
Марина Ильина
Читайте также:
Беспредел в Люберцах: «развод» от адвоката и взятка следователю
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале