Пытки журналиста в СИЗО — расплата за профессию?
Отбитые почки, постоянное пребывание в карцере и даже этапирование в Тулу вместо другого обвиняемого, — это только часть «приключений» журналиста подмосковного Реутова Евгения Куракина. После ряда публикаций Куракина о возможных коррупционных связях мэра, в отношении журналиста возбудили дело, формально никак не связанное с его профессиональной деятельностью. Куракина обвинили в мошенничестве, при этом в уголовном деле нет ни ущерба, ни потерпевших. О том, как из журналиста превратиться в преступника, читайте в материале ПАСМИ.
История «преступления»
Поводом для возбуждения уголовного дела в отношении Евгения Куракина стала его деятельность в качестве председателя ТСЖ «Парковая 8».
Недовольные обслуживанием управляющей компанией «ЦС-Сервис», доставшейся жителям дома от компании-застройщика, обитатели многоэтажки приняли создали собственное ТСЖ, председателем выбрали Куракина, проживающего в том же доме.
Однако решение жильцов заниматься управлением многоквартирного дома самостоятельно пришлось не по душе компаниям-монополистам. И у нового ТСЖ сразу же возникли проблемы с ООО «Реутовская теплосеть». Монополист стал рассчитывать тепло не по приборам учета, а по методике. Счета были непомерно высокими, и председателю ТСЖ пришлось обжаловать порядок расчетов в судебном порядке. Суды он в итоге выиграл.
Евгений Куракин подал также иск на компанию-застройщика «Центрострой», главную строительную компанию в городе, руководит которой Михаил Шляпин (как впоследствии выяснил Куракин, тесно связанный с главой города Ходыревым). Иск касался устранения застройщиком «недоделок» — отсутствовала ливневая канализации, нарушены нормы строительства (инженер по образованию, Куракин не мог этого не заметить), пожарной безопасности, инженерных систем здания, гидроизоляции. Только что построенный дом начал «сыпаться». Даже строительная экспертиза показала: застройщик сэкономил на арматуре в перекрытиях и несущих балках, что привело к конструктивным нарушениям и деформации как внутри, так и снаружи здания.
В связи с этим Куракин стал писать жалобы в различные государственные органы, написал письмо Владимиру Путину, занимавшему на тот момент пост премьер-министра. Письма, направленные Куракиным, были спущены в Реутовскую администрацию, реакция которой не заставила себя долго ждать. Заместитель руководителя Реутовской администрации по вопросам ЖКХ Юрий Копцик написал письмо в следственные органы с просьбой провести проверку ТСЖ «Парковая 8» в связи с существующим долгом ТСЖ перед теплосетью и возбудить в отношении председателя ТСЖ уголовное дело по статье 159 УК РФ (мошенничество). В это время суды с теплосетью шли полным ходом. А руководство города сообщило Куракину, что ТСЖ будет ликвидировано.
Один «мошенник» и 132 замерзающих жильца
Тем временем, чтобы заставить жителей дома рассчитаться с фиктивным долгом за тепло, работники теплосети 13 июня 2012 года отрезали трубу с теплоносителем. Жители дома устроили митинг у здания реутовской прокуратуры с требованием прекратить произвол власти, ситуация накалилась до такой степени, что без вмешательства областного правительства не обошлось. Трубу в итоге вернули, а вот фиктивный долг перед теплосетью никто не отменил. Жители вынуждены были разместить на фасаде дома огромный плакат с просьбой о помощи. Испугавшись огласки, местные власти пошли навстречу жителям, был произведен перерасчет долга. Акты сверки подтвердили, что сумма долга ТСЖ перед теплосетью была надуманной. Ю. Копцик написал в областное правительство письмо о том, что долга у ТСЖ перед теплосетью нет, прибор учета установлен и запущен в работу.
Маховик системы в действии
Однако свое письмо Копцик из правоохранительных органов не отозвал. Маховик был запущен, и делу был дан ход. Председателя ТСЖ Куракина обвинили в том, что 3,5 млн рублей, которые ТСЖ перечисляло управляющей компании за услуги, были им украдены. Дескать, УК «Велес» с которой ТСЖ «Парковая 8» имела 5 договоров на уборку территории дома, придомовой территории и вынос мусора, была фиктивной, фактической деятельности компания якобы не вела. Не смутило следователей МУ МВД «Балашихинское» и то, что все 132 жителя дома написали письмо, в котором подтверждали, что в указанный период услуги оказывались качественно и вовремя, и то, что сама компания «Велес» обслуживала еще несколько ТСЖ Реутова. Но дело почему-то возбудили именно в отношении Евгения Куракина.
Неслучайные совпадения
В том, что дело в отношении Куракина носит заказной, политический характер не сомневаются ни его коллеги правозащитники, ни жители города, которым он помогал, ни его адвокат Дмитрий Сотников.
— Куракину вменяют то, что были не выполнены конкретные работы за счет ТСЖ, порученные УК «Велес» на основании пяти договоров. Следствие не исследует расчетную часть бухгалтерии ТСЖ в целом, и я также не могу ее проверить, так как документация была изъята в ходе многократных обысков и выемок. То есть следствие не утверждает, что работы не были выполнены, а утверждает, что денежные средства переводились в УК «Велес» ни за что, — говорит Сотников.
По словам адвоката, следствие уверено, что компания «Велес» создавалась с преступным умыслом, ведь даже работников (дворников, слесарей и т. д.), которые фактически осуществляли уборку дома и мелкий ремонт, найти не представляется возможным. Работали сотрудники без заключения трудовых договоров, а значит, доказать, что работы выполнялись, тоже не получается. Адвокат уверен, доводы следствия надуманны. Ведь есть свидетельские показания, что работы в этот период выполнялись, есть заключения экспертов о том, что в доме функционировали камеры наблюдения, интернет (за эти виды услуг ТСЖ также рассчитывалось с УК «Велес»).
— Кроме того, данная компания оказывала услуги и другим ТСЖ Рутова, и претензий к руководству этих ТСЖ у правоохранительных органов не было, — отмечает адвокат.
О заказном характере данного уголовного дела говорят многочисленные факты и совпадения, которые не назовешь банальным стечением обстоятельств.
Евгений Куракин как журналист газеты «Принцип» и общественник вел активную борьбу с коррумпированным чиновничьим аппаратом города, писал о возможных коррупционных связях мэра города Александра Ходырева. Журналиста неоднократно предупреждали о том, что ему следует успокоиться, прекратить борьбу, а лучше всего покинуть город. В распоряжении ПАСМИ имеется видеозапись, переданная родственниками Евгения Куракина, на ней, как говорит сам журналист, представители так называемой «Группировки Коровина», (по мнению Куракина, аффилированной мэру), предупреждают его о том, что ему не нужно заниматься тем, чем он занимается.
Особенную активность правоохранительные органы начинали проявлять после выхода ряда публикаций Евгения Куракина, изобличающих чиновников и Александра Ходырева. Так, 30 августа 2012 года в сети появляется статья Куракина«Загородный дом Главы Реутова Ходырева, которого официально не существует» (речь идет о доме в Никольско-Архангельском микрорайоне Балашихи, дом Ходырев не задекларировал), а уже 6 сентября, в день рождения Евгения Куракина, у него в квартире провели обыск.
А после выхода очередной статьи летом 2013 также о незадекларированной недвижимости мэра Ходырева, в деле о мошенничестве появляется конкретный обвиняемый — Евгений Куракин. До этого в деле фигурировало неустановленное лицо.
Еще одно совпадение. Весной 2013 года ТСЖ выигрывает арбитражный суд против застройщика по поводу устранения многочисленного брака. Стоимость работ при этом составляет 80 млн рублей. Буквально через неделю Московская областная жилищная инспекция подает в Реутовский городской суд иск о ликвидации ТСЖ.
Нельзя оставлять без внимания тот факт, что за несколько дней до ареста Евгения Куракина (28 февраля 2014) года, по решению арбитражного суда по делу «Центростроя», на счета компании-застройщика был наложен арест. По мнению коллег Евгения Куракина, Ликвидация ТСЖ и одновременная изоляция Куракина были единственным способом для компании избежать дорогостоящего ремонта.
Следствие надеется, что Куракин не выдержит пыток
По мнению Дмитрия Сотникова, повод для помещения Куракина под стражу был надуманным. До 28 февраля 2014 года правозащитник находился под подпиской о невыезде. От следственных органов не скрывался, на звонки отвечал. Однако следователь СУ МУ МВД «Балашихинское» Ю. Глушкова сумела сфабриковать основания для изоляции Куракина, мотивируя это тем, что он якобы уклоняется от проведения следственных действий.
Куракина поместили в СИЗО 11 города Ногинска, где на него с первых же дней пребывания начали оказывать физическое и психологическое давление. Факты пыток, применяемых к журналисту и правозащитнику, подтверждают его коллеги, в том числе член подмосковного ОНК Эдуард Рудык.
По словам Рудыка, Куракин изначально был помещен в камеру с неработающей сантехникой и находился по щиколотку в воде, ему не выдавались гигиенические наборы, не оказывалось какое-либо материально-бытовое обеспечение. От антисанитарии у него обострились хронические заболевания, но необходимой медицинской помощи он не получал.
Более того, по словам члена ОНК, администрация СИЗО делала все возможное, чтобы Евгений Куракин как можно чаще оказывался в штрафном изоляторе. Так в 25 июля 2014 года ему в камеру был подброшен телефон. Куракина избили и поместили в штрафной изолятор. После этого Эдуарда Рудыка, по его словам, к Евгению Куракину не допускали.
— Таким образом они пытались скрыть побои, — говорит Рудык, — у Евгения были отбиты почки, на теле имелись множественные гематомы, рассечения. В суд, где рассматривалось очередное продление ареста, пришлось вызывать скорую помощь.
По словам правозащитников, избивал Евгения Куракина сотрудник СИЗО Казбек Хазоков, которого уволили из аналогичного учреждения за издевательское отношение к заключенным и подследственным.
Еще одним доказательством тому, что Куракина не намерены выпускать из СИЗО живым и здоровым, служит то, что с декабря прошлого года его дело ни разу не было рассмотрено в суде по существу. По словам Дмитрия Сотникова, суды никак не могут определиться с подследственностью.
В деле Евгения Куракина имел место и поистине вопиющий случай. В мае этого года Евгения Куракина должны были эпатировать в Реутовский суд, но вместо этого посадили в поезд и отвезли в Тулу.
— Позже сотрудники конвойной службы объяснили, что произошла ошибка и виноват во всем конвоир, который «перепутал» заключенных, — рассказывает Эдуард Рудык.
Но в том, что это случайность, правозащитники сомневаются.
В конце мая Евгений Куракин вновь оказался в штрафном изоляторе. 15 мая в его камере был произведен очередной обыск. Проводил его лично замначальника УФСИН по Московской области полковник Герман Раскита (до этого возглавлявший СИЗО-2 в Волоколамске).
— В одной из сумок была обнаружена полоска ткани размером 2х25 см. Окружающим Раскита сообщил о нахождении «запрета», рассматриваемого как попытка суицида и потребовал проведения дисциплинарного рассмотрения и взыскания в отношении Куракина. Начальник медсанчасти СИЗО, несмотря на недомогание Куракина, отправил его в карцер. В дисциплинарной комиссии приняли участие около 15 человек во главе с начальником СИЗО-11 Гореловым В.И., его замами, психологом (по совместительству — психиатром), — рассказывает Дмитрий Сотников.
Защитник Евгения Куракина, его коллеги правозащитники полагают, что Александр Ходырев лично контролирует «посадку» неугодного журналиста.
В разговоре с адвокатом Куракин обмолвился: «Если их первоначальный план расправиться со мной в ИВС не сработает, я навсегда исчезну в психушке».
Редакция ПАСМИ обращается к коллегам и представителям контрольно-надзорных органов c просьбой взять уголовное дело журналиста Евгения Куракина на контроль и добиться объективного расследования всех обстоятельств.
Андрей Рязанцев
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале